Роль художественного поэтического слова в ознакомлении с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


«Голос красоты звучит тихо:
он проникает только в самые чуткие уши».
Фридрих Ницше.

От автора

Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Стихи я начала писать ещё в студенческие годы: в Бийском педучилище была корреспондентом студенческой радиогазеты. После окончания училища работаю воспитателем д/сада. Принимаю участие в районных конкурсах сочинительских способностей к различным торжествам. Занимаю призовые места в различных номинациях: «Песня», «Стихи», «Частушки».

Написала слова нескольких песен. Песня «Степное Озеро» (музыка В.Болохова – руководителя народного хора «Россия синеокая») стала гимном нашего посёлка и зарегистрирована в краевом отделе культуры Алтайского края. Песня «Кучуксульфат – родной завод» (музыка Е. Соломенниковой – директора музыкальной школы) стала победителем конкурса к 45-летию завода. Песня к 70-летию Алтайского края «Юбилей Алтая» (музыка Ю. Чубаро – музыкальный руководитель РДК); песня к 100-летию р.п. Благовещенка «Вековой юбилей» (музыка Ю.Чубаро); песни «Наша родина – Алтайская земля», «Берёзы России» (музыка Ю. Чубаро); «Степное Озеро, живи» (музыка Н.Красниковой – музыкальный руководитель нашего детского сада) к 20-летию образования посёлка.

Пишу стихи к различным мероприятиям на ОАО «Кучуксульфат» – это шефы нашего детского сада и выступаю вместе с детьми.

Иногда посылаю в районную газету. Сама люблю петь, проводить вечера, составлять сценарии, часто бываю ведущей.

Российские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека.

В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. И отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении.

Необходимость в коротких описательных стишках возникла около десяти лет назад, когда я набрала группу полуторалетних детей.

Пишу я план и вот опять
Прогулка, что мне им сказать?
Что покажу, что расскажу,
Как мысль в словах я обнажу,
Как деток всех заворожу:
Сияньем дня, иль хмурой тучей,
– Как жук летучий и гремучий…
Суметь привлечь внимание
И встретить понимание, –
В том суть моих творений!
И вновь ввожу я в хоровод
Пытливый маленький народ
В понятный им мотив и слог
Своих стихотворений.

***
Почему упал листок
На грибок и на песок?
Потому что оторвался,
На ветру не удержался.

Такое четверостишие помогает ребёнку проводить наблюдение и находить ответ. У детей в таком возрасте ещё очень мал активный словарь, но пассивный словарь накапливается быстро и стихотворные формы способствуют этому.

Ветер, ветер подлетел
И берёзоньку задел,
Все листочки потрепал,
С шумом дальше побежал…

Дети с удовольствием имитируют движение ветра, машут руками, бегут по участку.

Отдельно слово само по себе не может передать сущность образа, в стихотворении должна быть логическая взаимосвязь слов, стройная их согласованность.

Облака

Вы куда плывёте?
Что в себе несёте?
– Мы несём пушистый снег.
Хватит снега вам на всех:
Строить горку, крепость, дом
И скатать огромный ком.
Ну, спасибо облака,
Хватит снега нам пока.

Реалистическое изображение объектов, явлений природы способствует правильному восприятию детьми окружающей действительности, накоплению определённого запаса знаний.

Вот синичка, воробей,
А вот стая голубей…
Почему все к нам летят?
– Корма просят у ребят.
Нам не жалко воробей
Крошек зёрен для друзей
Вот кормушка – не робей,
Приглашай на пир гостей.

Каждое слово должно иметь совершенно конкретное значение – только тогда оно вызовет определённые зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается меткостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребёнок, наличием в стихах таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы. Лаконичностью, чёткостью зарисовки образов, отражением самых существенных признаков предметов и явлений, раскрытием причинных связей в природе достигается изобразительность поэтического произведения.

Что случилось? Непогода.
Закружилась, замела
Да, в такое время года
Щёки мёрзнут добела.
Ну, а нам буран не страшен
Мы катаемся с горы.
Смотрим, как снежинки пляшут
На «заказ» для детворы.

Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчёркивать главное. Она заостряет впечатления и воображение, т.е. усиливает мыслительную деятельность человека.

Да, зима бывает злюча
И морозна и колюча,
И красива и бела.
Всё в сугробы замела.

Что ни день, то красота:
Иней всюду, чистота.
Всё искрится и блестит,
Солнце иней серебрит.

Все деревья в серебре
Иней даже на горе.
Это так мороз трескучий
Краской красит всё колючей.

Рой кружится над землёй
Хлопьев белоснежных.
Я сравню их всех с пчелой
Только очень нежной.

Для восприятия ребёнка характерно то, что он может поставить себя на место центрального образа, что помогает ему проявлять свою активность.

Вот пурга метёт, хохочет
Будто всё укутать хочет
Слепит глазки, рвётся в рот
И притом в ветвях поёт.

Вот весёлый снегопад
Ну, скажите: кто не рад?
Упадёшь и снежный пух
На тебя лавиной – Ух!

Дети с помощью стихов знакомятся с окружающим миром:

Постучался праздник в дом
Что же знаешь ты о нём?
Он с блинами, пирогами
Он неделю будет с нами.
И приходит к нам с весной
Он весёлый, озорной.

Стихи-загадки развивают у детей воображение, смекалку, умение сравнивать, сопоставлять и запоминать.

Есть такое время года:
Просыпается природа,
Птицы песенки поют
А сосульки слёзы льют
На снегу проталинки
На ногах не валенки.
Слякоть на дороге
... (весна) на дороге.

Действующие образы природы вызывают ассоциации с действиями самих детей, что облегчает понимание стиха и его запоминание. Ребёнок разговаривает с птицами, животными и как бы, понимая их язык, становится их другом.

Однажды я прочитала, что тот скрип, который мы слышим, шагая по снегу, издают лопающиеся лучики снежинок. Всё это выразила в таком стихотворении:

Снег искрится под ногами,
Завалил тропинки.
Будто бы играют с нами
Лёгкие снежинки:

То сверкнут, то скрипнут звонко,
Голос подают:
– Не ломай, пройди сторонкой, –
Вот о чём поют.

Развитие эстетического восприятия поэзии о природе продолжается в процессе наблюдений на прогулке, на экскурсии. Дети ищут сходство стихов с окружающей картиной. Подбирают свои слова, пытаются рифмовать.

Чуткий детский слух как бы впитывает в себя созвучие окружающего их мира и слов.

Дверь певучая у нас
Распевает песенки
Открывает каждый раз
Нам дорожку к лесенке,
А сама поёт, поёт,
Нас на улицу зовёт.

От позитивного настроя к окружающему зависит развитие детского восприятия. Радость – это всплеск положительных эмоций и этому помогают наблюдения с применением художественного слова.

От капели, от сосульки, и от горки ледяной
Побежал ручей искристый, говорливый, озорной
То направо повернётся, то нырнёт в большой сугроб
Звонким смехом вдруг зальётся
Бросишь камень – брызнет в лоб.
Ночью дремлет подо льдинкой
Утром снова в путь бежит:
Шелестит, журчит с искринкой
Ни минутки не молчит.

Систематичность и последовательность педагогической работы, связанной с развитием эстетического восприятия и творчества детей, способствует тому, что пятилетние дети успешно справляются с поставленными перед ними программными задачами. Во время наблюдений, рассматривания репродукций с картин художников дети подбирают эпитеты, сравнения, олицетворения. Ребёнок раскрепощён, проявляется взаимодействие с природой. Своим чистым детским сознанием он проникает в лоно природы и чувствует себя её частицей. Этот путь к творчеству развивается и у детей более старшего возраста с помощью накопленного опыта восприятия стихов о природе; наблюдения явлений, образов, описанных в них, способствует тому, что дети проявляют особую чуткость к окружающей природе, стремятся самостоятельно найти поэтическую характеристику.

Смена времён года помогает детям понять, что подбор сравнений расширяет запас знаний, как бы заставляет память разложить все свои запасы и выбрать то, что актуально сейчас.

Вот и лето к нам пришло
И кругом всё расцвело.
За подснежником весенним
Пришло бабочек веселье.
Стрекотанье, щебет, свист –
Ну, попробуй, разберись?!
Да когда тут разбираться,
Коль пришла пора купаться.
К речке мы гурьбой бежим,
Окунуться в ней спешим.
В воду плюх, а брызги вверх,
Слышим визг и громкий смех!
Эх, весёлая пора!
Рада лету детвора.

Наблюдая природу, дети получают яркие зримые впечатления, которые совпадают с восприятием поэтических образов, о которых в стихотворении говорится обобщённо с помощью метафор, сравнений, эпитетов.

Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного её описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.

Восприятие поэтических образов доступно детям дошкольного возраста и имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок, и в старшем возрасте, будет испытывать на себе её благотворное влияние.

Поэзия поможет педагогу закрепить и умножить у детей пока элементарные, но нужные знания о родной природе.

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

«…Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоём сердце тогда тоже расцветёт красота».

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина…

Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам».

В.А. Сухомлинский «Через красивое к человечеству», с. 156–157.

В своей работе я пытаюсь сохранить в детской памяти яркие, солнечные образы: сад в белом наряде цветения; звон цикад над нашей степью; крик улетающих журавлей в сером осеннем небе; тополя как мудрые волны, стерегущие Чуйский тракт; ясную гладь озёр – величава от края до края Алтайская земля.

Любовь к родной земле, родной природе – это наше настоящее будущее.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.