Урок обощение материала по теме "Моря России"

Разделы: География


Цели урока:

  • закрепить и обобщить изученный материал
  • формировать умение самостоятельно мыслить, быстро реагировать в различных ситуациях.
  • развивать память, воображение учащихся.

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • карточки с названием морей;
  • карточки с цифрами 1-2-3 (у каждого)

Ход урока

Урок проводится в форме игры, которая проходит в три этапа.

I этап игры “ О каком море идёт речь?”

Перед учащимися выставляются таблички с названием морей России После вопроса учителя по каждой группе морей, учащиеся поднимают карточку с номером, характеризующую море, о котором, по его мнению идёт речь. За правильный ответ учащиеся поощряются звёздами.

(заготовленными заранее).

1 группа морей:

  1. Баренцево;
  2. Балтийское;
  3. Лаптевых;
  4. Белое.

а) Все моря принадлежат бассейну Северного Ледовитого океана, кроме одного. Какое море здесь лишнее? (2)
б) Данные моря неглубокие. Преобладающие глубины не превышают 200 метров. Правильно ли утверждение ? (1)
в) Одно из предложенных морей не замерзает даже в зимний период. О каком море идёт речь? (1)

2 группа морей:

  1. Чукотское;
  2. Чёрное;
  3. Балтийское.

а) На острове, расположенном в этом море, находится единственное в стране место гнездования значительно сокращающего свою численность белого гуся. О каком море идёт речь ? (1) о. Врангеля
б) Все моря из предложенных являются внутренними. Согласны ли вы с таким утверждением? (1-окраинное)
в) Одно из данных морей омывает северо-западные берега России и является важнейшей транспортной артерией для перевозки экспортных и импортных грузов. (3)
г) Вся жизнь в этом море сосредоточена в верхнем слое. На глубине более 100 м. обнаружен вредный ядовитый газ – сероводород. Какое это море? (2)
д) Это море разделяет две части света, два материка. (1)

3 группа морей:

  1. Азовское;
  2. Охотское;
  3. Чёрное.

а) На одном из этих морей бывают частые туманы, нередко на берега обрушиваются волны “цунами”, вызванные моретрясениями. Что это за море ? (2)
б) Это море в своей западной части имеет залив с интересным названием “ Гнилое море”. О каком море здесь говорится ? (1)
в) В одном из этих морей расположен самый крупный остров России – Сахалин. Какое это море ? (2)
д) Данное море самое мелкое не только в России, но и на всём земном шаре. Озёрная котловина представляет собой как бы блюдце с плоским дном. (1)
е) Все моря, предложенные здесь, омывают Европейскую часть России, кроме одного. Какое море не омывает Европу? (2)
ж) На одном из морей преобладают северо-восточные ветры, которые обрушиваясь со склонов на побережье вызывают обледенение пароходов и кораблей в портах. (3)

II этап игры “ Логическая цепочка”.

Здесь нарушена последовательность. Необходимо поднять две карточки, которые нужно поменять местами.

1- Балтийское, 2-Чёрное, 3-Лаптевых.

а) Солёность – одно из свойств вод Мирового океана. Мне кажется, что моря расположены в порядке уменьшения их солёности. А как думаете вы? (1-2)

1-Лаптевых, 2-Охотское, 3-Балтийское.

б) Перед вами моря, принадлежащие к бассейнам океанов :Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. Мне кажется, что они расположены в порядке увеличения площади бассейнов, к которым принадлежат. Вы согласны с такой расстановкой? (2-3)

1-Чукотское, 2-Балтийское, 3- Азовское.

в) По мощности ледникового покрова моря расположены в порядке его увеличения. Правильно ли утверждение? (1-3)
г) Климатические условия данных морей различны. Мне кажется, что самым суровым в климатическом отношении является

1-Балтийское, 2-Чукотское, 3-Азовское.

А каково ваше мнение? (1-2)

1-Азовское,2-Охотское, 3-Чёрное

д) Глубина морей также различна. Перед вами моря, расположенные в порядке возрастания их глубин. Так ли это? (2-3)

III этап игры “ Путешествие по морям России”.

(Учитель читает дневник путешествия. Задача учащихся – найти ошибку: неправильное ГП объекта, его название и т. д.)

Это задание требует знания географической номенклатуры.

Дневник путешествия.

Наше путешествие началось от берегов Тихого океана с красивого города-порта – Новороссийск. Проплывая на корабле вдоль восточных берегов России, нам пришлось побывать на острове Камчатка, полуострове Сахалин и через Керченский пролив мы попали в моря Северного Ледовитого океана. Здесь нам не повезло, возле крайней восточной точки, мыса Челюскин, на наш корабль обрушились волны гигантской силы “ цунами”, чуть было не потопившие наш корабль. Дальнейшее плавание стало невозможным. Нам пришлось пришвартоваться в порту города Калининграда, что на самом берегу Северного Ледовитого океана. После небольшой стоянки мы продолжили своё путешествие по морям России. За несколько часов мы пересекли оставшиеся моря Северного Ледовитого океана: Азовское, Белое, Баренцево и попали в акваторию Атлантического океана. Здесь нашему продвижению вперёд мешали айсберги, которые стали встречаться всё чаще.
Лавируя между айсбергами, мы через пролив Дежнева попали в Чёрное море. Нашему взору открылось чудесное зрелище: на побережье расположилось целое лежбище моржей и морских котиков. Здесь, впервые за всё путешествие мы встретили белых медведей, множество птиц: топориков, кайр, бакланов, белобрюшек. Наше путешествие подходило к концу. В порту Черноморского побережья г. Санкт – Петербурге нас уже ждал автобус.

В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.