Урок музыки в 5-м классе на тему "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разделы: Музыка


Цели урока:
- сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;
- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов, учиться петь в ансамбле с товарищами, познакомиться с композиторами классиками;
- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений, развить певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы;
- на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитать чувство любви к природе, искусству.

Ход урока.

Учитель: Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом. Наверняка вы все знакомы с мобильными телефонами. Но работать мы будем не с вашими телефонами, а с моим. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер. Например: (изображение на слайде телефона – приложение №1) номер 1-35-7. Нажимаем кнопку 1 и видим слог «Му», кнопка 3  - слог «зы», цифра 5- слог «каль», 7- «ная».
Получается слово «Музыкальная». Остальные слова постарайтесь узнать сами.
(дети отгадывают слова)
Учитель: Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка». Как вы думаете, что такое музыкальная живопись?
Дети: Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.
Учитель: А что значит живописная музыка?
Дети: Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.
(если дети затрудняются ответить на эти вопросы, то можно предложить найти ответ в конце урока).
Учитель: Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ моря.
звучит шум прибоя, на его фоне учитель читает:
Могучее море. Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обводит твои волны, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи… Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд…
Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису. В своём творчестве он соединил два вида искусства – музыку и живопись. Своими картинами он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Посмотрите картины Чюрлёниса.
1. Здесь мы видим побережье с высоты птичьего полёта. Видна мелкая сеть волн, берег, дальние холмы. Закройте глаза – и представьте себя совсем маленьким, величиной с ваши ладошки. Посадите себя – маленького  на ладонь. А теперь поднесите себя крошку к первой картине и войдите в неё. Вдохните запах солёной воды, потрогайте волны, послушайте их лёгкий звон. Как вы себя чувствуете в этой картине? Могли бы вы зайти вглубь этой спокойной воды? Но пока остановимся и выйдем на сушу…

2. Вторая – глазами человека, который зашёл по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. Зайдём во вторую картину. Здесь тишина. А теперь посмотрим вниз, на затонувший город. Осторожно выплывем, покинем картину…
3. Третья картина для самых смелых. Не входите слишком глубоко. Встаньте перед огромными вонами, послушайте штормовой гул, ощутите холодные брызги… А теперь вернитесь.
Немного отойдём назад – и ещё раз вглядимся.
Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
(можно показать янтарь)  Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка. Например, симфоническая поэма «Море». Сейчас мы её послушаем. У вас на столах лежат три рисунка. Разложите эти рисунки по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.
(слушание)
Учитель: Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке.
(объяснение детей)
Учитель: Мы познакомились с картинами, посвящённые морю, а откуда оно появилось? Это мы узнаем из песни, которую сейчас выучим.
(разучивание песни «Капли и море»)
Учитель: Ребята, как вы думаете эту песню можно спеть по ролям? Сколько здесь действующих лиц?
                               (класс делится на группы и исполняет песню по ролям)
Учитель: Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем. (Показ слайдов с картинами моря) Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью красок таким, каким вы его услышите. У каждого ряда будет своё произведение, а значит и своя картина моря. Сначала прозвучит музыка для первого ряда, и вы начнёте её рисовать. Затем - для второго и потом для третьего. Итак, звучит фрагмент для первого ряда.

  1. К. Дебюсси симфоническая сюита «Море».
  2. Н. Рмский0Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».
  3. А. Глазунов фантазия для симфонического оркестра «Море»

(слушание)

Учитель: Объясните, почему вы нарисовали море таким.
(объяснение детей)
Учитель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Найди своего автора». Для этого мне нужно восемь человек. У четверых будут карточки с фамилиями композиторов, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. У остальных карточки с фамилиями художников, чьи картины   мы сегодня посмотрели. Остальные участники игры получат карточки с названиями произведений. По команде, «авторы» открывают свои фамилии, а произведения стараются как можно скорее найти своего автора.
(проводится игра)
Учитель:  На этом наш урок закончен.