Задачи учителя информатики при организации процесса обучения заключаются в следующем:
- предоставить ученику максимум возможностей для обучения: в области теоретической информатики и в области технологии работы с компьютером;
- сформировать у ученика потребность в обучении.
В данной работе я предлагаю вашему вниманию несколько методических приемов, направленных на решение поставленных задач:
- системный подход при изучении материала;
- Дифференцированный подход к обучению
- организация групповой формы обучения при недостатке ПК в кабинете
- использование метода проектов( приложение 1).
В своей ежедневной работе я решаю проблему развития самообразовательных умений учащихся для гарантирования каждому ребенку полноценного удовлетворения личностных запросов, возможности реализовать свои склонности, способности, дарования.
Основная идея моего опыта заключается в том, что формирование у учащихся прочных, осознанных знаний и умений базируется на психологически комфортном обучении в соответствии с уровнем развития каждого отдельно взятого ребенка. Это создается путем создания дифференцированных подгрупп в каждом классе или группе класса(при делении класса на две подгруппы), подбором разноуровневых заданий, проведением нетрадиционных форм уроков, тесной связи учебной и внеклассной работы, практически минимальным объемом домашних заданий .Опыт по своему характеру репродуктивно-рационализаторский. Вырабатывался в течение всей моей педагогической работы.
Данные наработки разрабатывались в соответствии с основными положениями педагогики сотрудничества, психологии детского и подросткового возраста и методики преподавания предмета. Я работаю в соответствии с государственным стандартом обучения по информатике и ИКТ. При планировании своей работы использую программу Н.В. Макаровой для базового уровня и Н. Д. Угриновича для профильного уровня, но программы переработаны в соответствии с почасовым планированием в нашей школе(приложение 2).
В результате работы у учеников формируется познавательный интерес к получению знаний по информатике и особенно по ИКТ. Учащиеся приобретают прочные умения работы с персональным компьютером, что немаловажно в настоящее время. Учащиеся отличаются умением логически мыслить и творчески применять свои знания и умения на практике в нестандартных ситуациях.
Учащиеся показывают достаточно стабильные результаты обучения в зависимости от сложности изучаемого материала в данном классе, несмотря на подбор интеллектуального уровня развития учащихся в классе. Качество обучения на выпуске из школы составляет от 75% до 83%. Высокое качество обучения подтверждается высокими оценками выпускников при учебе в высших и средних специальных учебных заведениях.
Применение метода проектов позволяет учащимся быстрее адаптироваться к постоянному изменению программного и аппаратного обеспечения вычислительной техники, так как в процессе работы по данным методам дети привыкают мыслить творчески, искать нужную информацию самостоятельно и не ждать готовых методов решения поставленной задачи. Это является главным, к чему мы должны стремиться при работе с детьми. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно и с достаточной помощью педагога развивать свои способности. Данный опыт позволяет работать в соответствии с нормативами санитарно-гигиенических норм, не отражаясь на здоровье учащихся, позволяет разгрузить учащихся от выполнения объемных домашних заданий.
При планировании работы с учащимися выработана программа, в которой просматриваются несколько основных линий, изучение которых повторяется в каждом звене средней школы с углублением знаний в более старших классах. К такому планированию я пришла достаточно давно ( ещё до того как было введено Мин. Образования и за что раньше от директора получала выговоры). Это обуславливалось еще и тем, что в среднем звене для проведения уроков информатики выделен всего один час и педагоги должны постоянно повторять пройденный материал почти на каждом уроке.
Оригинальна работа на одном уроке с разными подгруппами, которая позволяет каждому учащемуся работать с ПК индивидуально, даже если в школе наблюдается нехватка ПК.
В обучении используются 2 способа дифференциации: уровневая и профильная
На уроках информатики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется, и какие дидактические задачи решаются.
Для решения сложных задач требуются организованные усилия многих людей. При изучении некоторых тем целесообразно прививать учащимся навыки коллективного труда. Только используя педагогику сотрудничества, можно добиться ощутимых результатов в образовательном процессе. Важно не только научить детей учиться, грамотно использовать теоретические знания, не только правильно работать на компьютере, творчески мыслить, но и воспитать у них ответственность за принимаемое решение перед коллективом
Различают следующие виды групповой деятельности:
- кооперативная — разные группы выполняют отдельные части общего задания (приложение 3);
- индивидуализированная — каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность(приложение 4);
- дифференцированная— состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению учителем учитываются следующие особенности учащихся:
- уровень усвоения необходимых знаний и умений;
- способности и интерес к изучению информатики.
Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики могут использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания, анкетирование (Здесь я широко использую тестовые оболочки)
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению информатики класс условно разбивается на группы. В данной работе рассматриваются дифференцированные задания для следующих трех групп учащихся:
1-я группа — учащиеся с низким темпом усвоения материала;
2-я группа — учащиеся со средним темпом усвоения материала;
3-я группа — учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:
- делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
- разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся(приложение 5);
- оценивании деятельности учащихся.
По моему мнению, использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.
для 1-й группы учащихся:
- пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;
для 2-й группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
- сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
дня 3-й группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
- развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или с учебными программными средствами.
Если рассматривать мой опыт как педагогическую технологию, как совокупность психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, то в первую очередь следует отметить, что это технология разноуровневого обучения. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению.
Организация обучения информатике в сельской школе
В заключении я немного хочу остановиться на организации обучения информатике в сельской школе.
Накопляемость учащихся в сельских школах такова, что деление класса на подгруппы очень часто невозможно. Приходится обучать порой около 19 человек сразу, ко всему прочему еще и компьютеров, как правило немного. Из этой ситуации имеется два выхода:
- либо сажать учеников за компьютер не по одному, а по 2-3 человека сразу. Тогда ни о каких самостоятельных умениях и индивидуальной работе говорить не приходится.
- либо искать выход в искусственном разделении класса на подгруппы. Я пошла именно по второму пути. И предлагаю этот метод остальным учителям-информатикам:
Ученики делятся на подгруппы в соответствии с количеством и способностями. Как правило, у меня это 2-3 группы, т. к. компьютеров 6 штук. Каждая группа работает жестко ограниченное время за ПК. Остальные учащиеся работают, сидя за партами, либо с учителем, либо самостоятельно. По истечении времени, группы меняются местами. При такой организации каждый ученик работает в меру своих сил и возможностей. На таком уроке обязательно присутствие лаборанта, т. к. учителю очень трудно помогать всем группам сразу, поэтому некоторые вопросы, связанные с работой на ПК может и должен взять на себя лаборант. Конечно, нагрузка на учителя в этом случае возрастает в несколько раз: ведь ему необходимо подготовиться к нескольким группам теоретически, практически, необходимо, работая с одной группой следить за другими учащимися и вовремя им помогать. Данный метод в сложившейся ситуации с сельской школой я считаю достойным и удобным для развития самообразовательных умений учащихся.