Цель: Рассмотреть и зафиксировать частный случай сложения, когда в десятках и единицах одновременно происходит переполнение разряда.
Сценарий урока:
1. Ситуация успеха. Дети предъявляют имеющиеся знания об общем способе сложения (без перехода через разряд) трехзначных чисел.
Учитель: Проверьте задания, которые выполнили ваши сверстники из параллельного класса. Если встретятся ошибки, исправьте, постарайтесь объяснить, почему была допущена ошибка.
Дети работают в 4 группах.
Каждая получает на листе по 3 примера на сложение трехзначных чисел с ошибками.
Ошибки в суммах каждой группы отличаются.
Ошибка: не умеет записывать значение, когда в разряде переполнение.
2. После групповой работы представитель от каждой группы у доски объясняет, какие ошибки встретились и почему они были допущены.
У.: Что за примеры были даны третьеклассникам?
Дети: На сложение трехзначных чисел без переполнения в разряде и с переполнением либо в единицах, либо в десятках.
У.: Давайте обобщим, какие знания и умения необходимы для решения таких примеров, чтобы не допускать ошибок.
Дети перечисляют, учитель записывает на доске или вывешивает заранее заготовленные карточки.
На доске
|
|
|
|
|
3. У.: Я предлагаю вам решить еще несколько примеров. Запишите их столбиком, решите и сравните с предыдущими.
Далее урок может строиться по двум направлениям.
1-й – если все дети примеры решают правильно, без ошибок, го к доске вызываются 2 сильных ученика. Они объясняют поэтапно, как считали. 2-й – если при решении допущены ошибки.
У.: Почему получились разные ответы?
К доске вызываются те учащиеся, которые допустили ошибки.
У.: Расскажите, как считали?
Идет поэтапное выполнение сложения с объяснением, исправляется ошибка.
У.: Почему такая ошибка?
– Что не учли?
– Как же нужно правильно считать?
Дальнейшее развитие событий на уроке для обоих вариантов одинаковое.
У.: Чем эти суммы отличаются от предыдущих? Есть отличия или они одинаковые?
Д.: Отличаются тем, что переполнение есть и в десятках, и в единицах одновременно.
У.: Для решения этих примеров вам понадобились новые знания или вы пользовались прежними?
Д.: Пользовались теми же знаниями.
У.: Что-то новое в таблицу вы бы дополнили к прежним знаниям и умениям?
Д.: Нужно видеть переполнение одновременно в единицах и десятках, учитывать его, и правильно записывать столбиком.
На доске в таблице появляется добавление:
|
4. Придумайте модель к этим суммам. Можно объединиться в группы, можно работать индивидуально.
Представители от групп выходят к доске и записывают свою модель, не объясняя. Другие группы должны ее прочитать. Выбираются правильные модели.
Если возникают затруднения , учитель предлагает прочитать готовую модель:
А теперь придумайте свои примеры к этой модели.
5. У.: Давайте подведем итог урока.
- Были ли трудности на уроке?
- Когда было труднее всего?
- Что было интересного?
- Над чем вы бы еще хотели поработать?
- Узнали ли вы что-то новое?
- Как вы думаете, какова была тема урока?
6. Домашнее задание: составить шесть примеров для соседа по придуманной модели.
Дидактический материал, используемый на уроке: