Тема урока "Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек»

Разделы: Начальная школа


Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “старый дед и внучек”.
  • Создать условия для осознанного, беглого и правильного чтения.
  • Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.

Цель учащихся:

  • учусь планировать УД;
  • учусь правильно читать;
  • задавать вопросы;
  • анализировать;
  • делать выводы;
  • правильно говорить.

Оборудование: книги Л.Н. Толстого, портрет, карточки.

Ход урока

I. Организационный урок

– Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

II.Сообщение темы и цели урока

– Прочитайте тему урока.

– Какие цели поставите перед собой?

(Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”)

– Учиться понимать прочитанное.

– Учиться выразительно и правильно читать.

– Учиться правильно и грамотно говорить.

– Действительно, на уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

А для чего мы это делаем?

– Правильно. Мы должны помнить о том, чтобы речь наша была яркой и приятной для души, а так же для окружающих.

III. Актуализация знаний

– Упражнения для дыхания.

Итак, приступим к работе. Для того, чтобы правильно брать дыхание во– время чтения, повторим упражнения. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторите три раза.

– Минутка жужжащего чтения.

Игра “ Телевизионная мастерская”.

– Откройте книги и читайте жужжащем чтением, а я буду регулировать громкость ваших телевизоров.

IV. Работа над темой урока.

– Работа над пословицей.

– Прочитайте пословицу, записанную на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.

А) Прочитайте с удивлением.
Б) С вопросительной интонацией.
В) С веселой интонацией.
Г) С ускорением.
Д) С замедлением.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока.

Задание:

Собери пословицу.

При солнышке тепло…. детки же и горе.
Нет лучше дружка…. чем родная матушка.
Кто родителей почитает… при матери добро.
Детки радость… чем родная матушка.

– Какой темой они объединены?

– Сегодня мы будем говорить от семье.

Перед тем как приступить к изучению нового рассказа я хотела бы познакомить вас с автором этого рассказа.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет.

Что вы можете сказать об этом человеке?

– Перед вами портрет Льва Николаевича Толстого, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

Откройте учебник на странице 108.

Прочитайте вслух текст.

– Что вы еще узнали из этого текста о писателе?

– Переверните страницу, кого вы видите на этой иллюстрации? (Семью.)

– А где они живут?

– А как вы, думаете, эта семья живет в наше время?

– Почему вы так думаете?

(В старой одежде, лаптях, лавки).

– Сейчас вы познакомитесь с поучительным рассказом.

– Как вы думаете, почему он поучительный?

– Какой жанр литературы вы уже знаете, который создается с такой же целью? (Басни.)

V. Работа над словарными словами

Лохань, невестка, слаживает

VI. Работа над рассказом

– Первичное чтение.

– Первичное понимание.

– Интересный ли рассказ?

– Какие действующие лица?

– Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол.

– Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

– Зачем Миша делал лохань?

– Почему родители Миши заплакали?

VII.Обобщающая беседа.

– Как они стали относиться после этого к дедушке?

– Как вы думаете, есть ли чему поучиться из этого рассказа?

– Зачем Лев Николаевич рассказал нам эту историю?

– Какая пословица подходит к этому рассказу?

(Как аукнется, так и откликнется.)

– Есть ли в вашей семье старые люди?

– Как вы к ним относитесь?

VIII. Итог урока

– Давайте подведем итог и поиграем в игру “Устами младенца”.

(Детям предлагаются слова: доброта, уважение, старость. Ребенок объясняет смысл данного слова, а остальные учащиеся отгадывают).

– С чем познакомились на уроке?

– Какой главный вывод можно сделать?