Образовательные задачи:
- Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “старый дед и внучек”.
- Создать условия для осознанного, беглого и правильного чтения.
- Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.
Цель учащихся:
- учусь планировать УД;
- учусь правильно читать;
- задавать вопросы;
- анализировать;
- делать выводы;
- правильно говорить.
Оборудование: книги Л.Н. Толстого, портрет, карточки.
Ход урока
I. Организационный урок
– Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
II.Сообщение темы и цели урока
– Прочитайте тему урока.
– Какие цели поставите перед собой?
(Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”)
– Учиться понимать прочитанное.
– Учиться выразительно и правильно читать.
– Учиться правильно и грамотно говорить.
– Действительно, на уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.
А для чего мы это делаем?
– Правильно. Мы должны помнить о том, чтобы речь наша была яркой и приятной для души, а так же для окружающих.
III. Актуализация знаний
– Упражнения для дыхания.
Итак, приступим к работе. Для того, чтобы правильно брать дыхание во– время чтения, повторим упражнения. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.
Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторите три раза.
– Минутка жужжащего чтения.
Игра “ Телевизионная мастерская”.
– Откройте книги и читайте жужжащем чтением, а я буду регулировать громкость ваших телевизоров.
IV. Работа над темой урока.
– Работа над пословицей.
– Прочитайте пословицу, записанную на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.
А) Прочитайте с удивлением.
Б) С вопросительной интонацией.
В) С веселой интонацией.
Г) С ускорением.
Д) С замедлением.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока.
Задание:
Собери пословицу.
При солнышке тепло…. детки же и горе.
Нет лучше дружка…. чем родная матушка.
Кто родителей почитает… при матери добро.
Детки радость… чем родная матушка.
– Какой темой они объединены?
– Сегодня мы будем говорить от семье.
Перед тем как приступить к изучению нового рассказа я хотела бы познакомить вас с автором этого рассказа.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет.
Что вы можете сказать об этом человеке?
– Перед вами портрет Льва Николаевича Толстого, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
Откройте учебник на странице 108.
Прочитайте вслух текст.
– Что вы еще узнали из этого текста о писателе?
– Переверните страницу, кого вы видите на этой иллюстрации? (Семью.)
– А где они живут?
– А как вы, думаете, эта семья живет в наше время?
– Почему вы так думаете?
(В старой одежде, лаптях, лавки).
– Сейчас вы познакомитесь с поучительным рассказом.
– Как вы думаете, почему он поучительный?
– Какой жанр литературы вы уже знаете, который создается с такой же целью? (Басни.)
V. Работа над словарными словами
Лохань, невестка, слаживает
VI. Работа над рассказом
– Первичное чтение.
– Первичное понимание.
– Интересный ли рассказ?
– Какие действующие лица?
– Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол.
– Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
– Зачем Миша делал лохань?
– Почему родители Миши заплакали?
VII.Обобщающая беседа.
– Как они стали относиться после этого к дедушке?
– Как вы думаете, есть ли чему поучиться из этого рассказа?
– Зачем Лев Николаевич рассказал нам эту историю?
– Какая пословица подходит к этому рассказу?
(Как аукнется, так и откликнется.)
– Есть ли в вашей семье старые люди?
– Как вы к ним относитесь?
VIII. Итог урока
– Давайте подведем итог и поиграем в игру “Устами младенца”.
(Детям предлагаются слова: доброта, уважение, старость. Ребенок объясняет смысл данного слова, а остальные учащиеся отгадывают).
– С чем познакомились на уроке?
– Какой главный вывод можно сделать?