Пояснительная записка
Президент РК Н.А. Назарбаев в своей лекции от 27 мая 2006 года “К экономике знаний через инновации и образование” подчеркнул, что “задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена лишь в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике”. Решению этой задачи подчинена “Концепция предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников” (Астана, 2006 г).
Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы, чем объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.
Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
Цели программы:
- Развитие исследовательских способностей учащихся, повышение социального статуса знаний.
- Формирование у учащихся потребности в систематическом, самостоятельном пополнении знаний по различным отраслям науки.
Задачи программы:
- помочь учащимся в овладении совокупностью знаний об исследовательской деятельности и видах научных работ;
- формировать умения работы с различными источниками информации, проводить сравнительный анализ нескольких источников по одной проблеме, конспектировать научные статьи, рецензировать, оформлять работу, используя возможности информационно – коммуникационных технологий;
- применять полученные знания для решения задач собственного исследования;
- вести конструктивную полемику, аргументировать и доказывать свою точку зрения;
- формировать активную познавательную позицию, связанную с глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, целеустремленности и системности в настоящей учебной и предстоящей трудовой деятельности.
Особенности курса
Реализация программы “Основы исследовательской деятельности” позволит выйти на один из реальных путей включения учащихся в продуктивную интеллектуальную деятельность.
Особенностью курса является его универсальность. Реализация в классах гуманитарного направления позволяет устанавливать межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, история, литература, классическая и современная; в классах технического направления – с математикой, физикой и другими предметами естественно-математического цикла. Курс дает возможность учащимся совершенствовать навыки работы на компьютере в текстовых редакторах, работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски), компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.
В результате изучения дисциплины выпускники должны получить знания, достаточные для квалифицированного решения вопросов организации исследовательской деятельности. Приобретаемые умения и навыки позволят обеспечить будущим студентам эффективные практические действия при научных изысканиях.
Технологический компонент: КСО; ИКТ; Технология Сотрудничества; Метод Проектов; Технология мастерских
Организационные формы и приемы обучения.
Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных исследовательских умений учащихся. Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, индивидуальное выполнение учащимися задач на основе своей работы, итоговая конференция, анализ результатов работы.
В ходе решения задач курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: тренинги, беседы, лекции, практикумы, моделирование, постановка и решение исследовательских задач, самостоятельная работа с различными источниками информации, включая Интернет, презентация проектов.
Прикладной курс “Основы исследовательской деятельности” предполагает работу по трем этапам:
1. Информационный блок (первое полугодие, 18 часов)
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений исследовательского поведения.
Учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся применять их на практике; формулируют проблемы и гипотезы, вырабатывая мыслительные навыки: выдвижение предположений и идей, обеспечивающих исследовательский поиск; классифицируют и анализируют научные материалы; изучают структуры научных работ и их написание (аннотации, доклады, рефераты и др).
2. Самостоятельная исследовательская деятельность (второе полугодие, 11 часов)
Цель: применение на практике в рамках создания индивидуального научно- исследовательского проекта приобретенных знаний.
3. Подготовка и проведение презентации проекта. Анализ (4 часа)
Цель: демонстрация умений излагать результаты своего исследования, вести дискуссию, проводить рефлексию собственной деятельности.
4. Реализация курса “Основы исследовательской деятельности” осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по трём направлениям:
1. Первое направление (через лекционные занятия)
- Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.
- Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования
- Средства: проблемные ситуации, система вопросов для актуализации знаний, демонстрационный материал, лекционное изложение нового материала.
2. Второе направление (через практические занятия)
- Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.
- Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.
- Средства: задания, содержащие проблемные ситуации (в формулировке, в процессе решения); задачи, направленные на формирование навыков реализации алгоритмов решения задач.
3. Третье направление (через лабораторные работы)
- Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.
- Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных исследований.
- Средства: экспериментальные задачи; лабораторные работы по инструкции (алгоритму)
Формы контроля:
- Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач;
- Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.)
- Итоговый контроль: НПК (защита научно-исследовательских проектов), сборник лучших работ учащихся.
Информационно-технологические ресурсы: Библиотека (фонд и каталоги), Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы, Компьютерные классы (интерактивный, мультимедийный)
Принципы отбора содержания:
- системность. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности
- доступность. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия возрастным и познавательным возможностям учащихся.
- практическая направленность. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.
Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования исследовательских умений и навыков учащихся.
Содержание программы
1. Введение.
Наука и научное познание. Знакомство с научной деятельностью педагога – руководителя. Что такое научное исследование. Предмет, цель и задачи дисциплины. Организация исследовательской деятельности как развивающаяся система. Структура дисциплины. Организация курса как внутренняя упорядоченность частей целого, как средство достижения желаемого результата. Исследовательская деятельность школьника - способность к самовыражению.
2. Исследовательские возможности учащихся. Мотивация.
Определение уровня коммуникативных, интеллектуальных, лингвистических умений, умений доказательств и опровержений. Приобщение к исследовательской деятельности через мотивацию. Понимание конкретной значимости своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (от защиты проекта на экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз).
3. Методы научного исследования.
Понятие о методах исследования. Эмпирические методы. Виды эмпирических методов. Теоретические методы. Необходимость применения эмпирических (эксперимент, наблюдение) и теоретических (поиск и сбор информации) методов для ведения научного исследования.
4. Виды переработки текста. Виды научных работ.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Составление памятки "Виды научных работ".
5. Структура ученического исследования.
Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем. Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление и заполнение плана-графика работы над исследованием.
6. Понятийный аппарат научного исследования.
Формирование у учащихся понятийного аппарата для ведения научного исследования. Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. Составление словарика по основам исследовательской деятельности.
7. Научно-исследовательская работа в форме проекта.
Определение объекта и предмета исследования. Поиск проблемы, определение темы самостоятельного исследования. Постановка цели и формулирование исследовательских задач, Выдвижение гипотезы. Планирование методов и приемов. Актуальность и значимость научного исследования. Обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования. Создание и ведение “Дневника исследователя”.
8. Работа с различными носителями (источниками) информации.
Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Поисковая работа в рамках учебного занятия в библиотеке (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации.
9. Методика написания чернового варианта.
Методика написания чернового варианта работы по требованиям научных конференций разного уровня. Детальная конструкция основной части научного исследования: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение исследования. Значимость выводов и рекомендаций научного исследования.
10. Редактирование исследовательской работы.
Методика правки черновика. Написание абстракта. Соблюдение структуры содержания исследовательской работы. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация, строки, заголовки, сноски и примечания, приложения. Подготовка к устной защите на НПК. Методические рекомендации по участию в научной дискуссии. Использование наглядности. Оформление стендового доклада.
11. Защита курсовых работ.
Выступление на НПК. Стендовая защита.
12. Заключение.
Подведение итогов, проведение анализа и оценка деятельности учащихся на протяжении освоения курса “Основы исследовательской деятельности”.
Учебно-тематический план занятий прикладного курса
№ п/п | Название темы |
Всего часов |
Из них на | Форма проведения | Образовательный продукт | |
тер | пр | |||||
1. | Введение | 1 | Лекция с решением проблемной ситуации (Работа в мультимедийном классе. Работа в сети Интернет) | Создание индивидуальной папки-тетради
(ЛП – личная папка). Сбор информации о Нобелевских лауреатах 2007 г |
||
2. | Исследовательские возможности учащихся | 1 | 1 | Диагностика анкетирование | Графики, схемы, таблицы | |
3. (3-4) |
Методы научного познания | 2 | 1 | 1 | Лекция с решением проблемных задач | Сравнительный анализ теоретических и эмпирических методов |
4. (5–12) |
Текст. Виды переработки текста. | 8 ч | 2 | Лекция с использованием интерактивной доски | Опорные Схемы в ЛП (личной папке) | |
Конспект | 1 | 1 | Лабораторная работа (наблюдение) Работа в мультимедийном классе. |
Конспект | ||
Реферат | 1 | 1 | Реферат | |||
Аннотация | 1 | 1 | Аннотация | |||
Рецензия | 1 | 1 | Рецензия | |||
Виды исследовательских работ. | 2 | 1 | 1 | Тренинг Работа в группах |
Тезисы (Доклад, научная статья, монография) | |
5. (13–16) |
Структура ученического исследования | 4 | 2 | 2 | Блиц-игра “Я исследователь” | План-график работы над исследованием |
6. (17–18) |
Понятийный аппарат научного исследования | 2 | 1 | 1 | Конструирование понятий, правил, закономерностей | Словарь терминов |
7. (19–20) |
Научно-исследовательская работа в
форме проекта. Метод проектов: Тема, проблема исследования |
6 ч |
1 |
1 |
Лекция с использованием интерактивной
доски Решение экспериментальных задач |
Теоретический конспект. Начало ведения “Дневника исследования” Тема индивидуального проекта. |
(21–22) | Объект, предмет исследования. Цели и задачи исследования |
2 | 2 | Решение экспериментальных задач | Формулирование объекта, предмета
исследования, Целей и задач |
|
(23–24) | Роль гипотезы в исследовании | 2 | 1 | 1 | семинар | Формулирование гипотезы исследования |
8. (25–28) |
Работа с различными носителями (источниками) информации. | 4 | 1 | 3 | Групповая лабораторная работа в читальном зале библиотеки, в сети Интернет | создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта |
9. (29–30) |
Методика написания чернового варианта | 2 | 1 | 1 | консультация | Черновой вариант работы в соответствии с требованиями |
10. (31–32) |
Редактирование исследовательской работы | 2 | 1 | 1 | консультация | Создание презентации к выполненной работе. |
11. (33) |
Защита курсовых работ | 1 | 1 | НПК | презентация | |
12. (34) |
Заключение | 1 | 1 | Беседа, Диагностика, анкетирование | Индивидуальная папка-тетрадь (ЛП) по курсу “Основы исследовательской деятельности”. |
Распределение часов (34 часа в год): Введение-1; Заключение-1; Лекции – 12;
Практические занятия – 20
Прогнозируемая результативность
В результате изучения прикладного курса “Основы исследовательской деятельности” учащиеся должны знать:
- особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
- виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы);
- способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
демонстрировать следующие умения:
1. Работа с источниками знаний:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет – источниками и т.д.);
- отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;
- сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;
- использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;
- выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике;
- свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.
2. Анализ, объяснение:
- систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;
- объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;
- излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;
- анализировать статистические данные.
3. Оценка: высказывать и аргументировать свое отношение к различным вопросам, проблемам, задачам.
4. Овладение методами исследования: овладеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эмпирическими (проведение интервью, бесед, наблюдений, анкетирования) методами исследования.
5. Обработка полученной информации:
- составлять план – конспект научной работы, тезисы;
- создавать краткие и развернутые аннотации.
6. Написание и оформление научной работы (реферат, научная статья):
- определять структуру (план) научной работы;
- строить введение, основную часть, заключение;
- оформлять титульный лист, ссылки, сноски, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, стендовый доклад.
7. Представление результатов исследования, рецензирование:
- свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента;
- создавать электронные презентации результатов работы для выступления;
- задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию.