Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Учить слушать и слышать, понимать фразу.
- Совершенствовать диалогическую связную речь.
- Формировать навыки фонематического восприятия.
- Формировать умение пересказывать сказку по опорным картинкам.
- Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти.
- Совершенствовать артикуляционную моторику.
- Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма.
- Совершенствовать певческие навыки.
Воспитательные:
- Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
- Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий.
- Развивать самоконтроль за поведением и речью.
- Воспитывать творчество, активность и самостоятельность.
- Учить работать в коллективе.
- Развивать эмоционально-волевую сферу.
Оборудование: эмблемы участников команд (на каждого ребенка), клубок, воротца, фишки-звезды, схемы пословиц, опорные картинки к сказкам, сказочный персонаж Лиса, музыкальное сопровождение, куклы: лиса, колобок, петушок, лягушка, деревянные ложки по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель.
1. Орг.момент.
Игра – приветствие “Добрый день” (музыкальное сопровождение)
В этот чудесный день,
Добрый день,
Дружно здороваться
Нам не лень!
Руки протягивай, не зевай
Здравствуйте, здравствуйте
Все подпевай.
- Ребята, какими словами приветствовали гостей на Руси?
(Добро пожаловать гости дорогие, милости просим к нам в дом и т.д.)
Звучит тихо спокойная музыка.
- Приглашаю вас совершить путешествие по стране “Красивая речь”. Красивую речь приятно слушать. А какую речь можно назвать красивой? Яркую выразительную. Истоки ее мы черпаем в устном народном творчестве: сказках, загадках, пословицах, поговорках, попевках, потешках. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными. Что же случается в сказке с самыми обычными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной. Сегодня нам с вами предстоит во всем этом разобраться. А помогут нам в этом две команды.
(Представление команд)
Первая команда – “Колобок”.
Вторая команда – “Теремок”.
- Знаете, что я держу в руках? Это клубок, он не простой, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кощея Бессмертного. Давайте бросим клубок перед собой и отправимся в страну красивой речи.
Клубок катится.
Игровое упражнение.
(Выполнение движений по тексту)
*идем по узенькой дорожке.
*перешагиваем через бревно.
*на нашем пути ручей, прыгаем с камешка на камень.
- Нам идти, клубку катиться у ворот остановиться…
Вот мы и на поляне.
(Подходят к воротцам)
Логопед.
- А чтобы войти в нашу страну вам необходимо вспомнить, как начинаются сказки.
1 задание командам – чья команда назовет больше сказочных зачинов?
- Оценивать ваши ответы будет жюри (воспитатели
и логопеды с других детских садов)
- Сейчас я вам представлю их:
- За каждый правильный ответ вы получите вот
такую сказочную звезду.
- Чья команда готова отвечать?
(в некотором царстве, в некотором государстве…, жили-были…, однажды…, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве… и т.д.)
- Вы молодцы! Предлагаю вам пройти через воротца в нашу страну.
Воспитатель.
- А пока жюри совещается, мы поиграем.
Динамическое упражнение “Колобок”.
Колобок, колобок
(имитируют руками форму колобка)
Золотистый бок
(руками поглаживают бока)
За елки нырнул
Там крепко заснул
(присесть, имитировать спящего)
А утром проснулся
На весь мир улыбнулся!
(встать, потянуться и широко растягивая губы улыбнуться).
Решение жюри.
Логопед.
- Ребята, я знаю, что вы знаете много сказок. А вы сможете нам их рассказать? (Да)
2 задание командам – сюжеты сказок перепутались, вам нужно разложить сюжеты сказок по порядку и кто-то один из вас перескажет коротко сказку.
(на полу опорные картинки к сказкам “Колобок” и “Теремок”)
- Пока жюри совещается, мы с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика “Репка”.
(вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
Тянут, тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку (указательный)
“Вот пришла бы (большой)
Наша внучка (большой)
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний)
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка?” (мизинец)
Хоть держалась крепко (пальцы подушечками друг другу)
Вытянута репка (обе руки вверх).
Решение жюри.
3 задание командам – все сказки обычно со счастливым концом. А вот как заканчиваются они расскажут нам наши команды.
- Чья команда назовет больше окончаний сказок? (сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; вам сказку, а мне бубликов связку, гречневой каши в крашеной чашке, масла горшок, да горячий пирожок; и я там был мед, пиво пил по усам текло, а в рот не попало: тут и сказку конец, а кто слушал молодец; стали жить поживать и добра наживать)
- Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам попеть попевки. Пройдите пожалуйста к Л.В. и сядьте на стульчики.
Муз. руководитель.
- Сейчас мы пропоем с вами первую попевку “Труба”
На заре труба поет:
Та-ра! Та-ра!
Нас в поход она зовет:
Та-ра! Та-ра!
Собирайся детвора:
Та-ра! Та-ра!
Отправляемся! Ура!
Та-ра! Та-ра!
- Следующую попевку “На лыжах” мы с вами будем петь и одновременно отстукивать ритм на деревянных ложках.
Выпал снег, первый снег –
Всюду шум, всюду смех!
Я с горы полечу,
Вдоль реки покачу.
Я кричу и смеюсь,
Я пурги не боюсь!
Решение жюри
Логопед.
4 задание командам – конкурс скороговорок. Вам нужно поочереди произнести в быстром темпе скороговорку. Чья команда сделает это лучше?
*По семеро в сани, уселись сами.
*Летели лебеди с лебедятами.
5 задание командам – к нам сейчас придет гостья, встречается во многих русских народных сказках. Очень умна красива, хитра, находчива. У нее красивая шубка, богатый хвост… Угадайте кто это? (Лиса)
(Выходит Муз.руководитель переодетый в костюм лисы)
- Я лисонька-лиса. Всему лесу краса, шуба
пушистая, хвост золотистый.
- Угадайте в каких я сказках дружно живу? Ни с кем
не ссорюсь?
- В какой я всех пугаю?
- А из какой сказки слова: “Битый не битого везет?
- Какую песенку я пою в сказке “Кот, петух и
лиса”?
- Пока жюри совещается, мы с вами споем песенку.
“Будет горка во дворе”
Снег посыпал в ноябре –
Значит все в порядке.
Будет горка во дворе,
Выноси лопатки.
Горкой нашего двора
Будем мы гордиться:
Наконец пришла пора
С горки прокатиться!
Решение жюри.
Логопед.
6 задание командам – пословицы и поговорки делают нашу речь выразительнее и ярче, украшают ее:
“Без углов дом не строится
Без пословицы речь не молвится”
- На листах нарисованы пословицы. Соедините правильно их начало и конец. Назовите свою пословицу.
*Хлеб – всему голова.
*Волков бояться в лес не ходить.
*Глаза страшат, а руки делают.
*Лебедь несет на носу снег.
*Где мед там и мухи.
*Глаза на мокром месте.
*Иглою шьют, а чашею пьют.
*Хороша рыба на чужом блюде.
Воспитатель.
- Пока жюри подводит итоги, мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Выставляет героев сказок: колобка, петушка, лису, лягушка-квакушку.
- Расскажите о герое и покажите характерные ему движения.
(дети изображают характерные движения и произносят реплику героя).
Решение жюри.
Подведение итогов.
- Вот и подошел к концу наш сказочный КВН. Не забывайте про наши любимые сказки, пословицы, поговорки ведь они делают нашу речь красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад. Ну, а теперь, нам пора возвращаться в детский сад: я бросаю клубок. (Дети закрывают глаза)
- Нам идти, клубку катиться в детском саду
остановиться…
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Какое оно было?
- А напоминать вам о нем будут волшебные
сказочные звезды, которые вы заработали своим
трудом.