Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Учить слушать и слышать, понимать фразу.
  2. Совершенствовать диалогическую связную речь.
  3. Формировать навыки фонематического восприятия.
  4. Формировать умение пересказывать сказку по опорным картинкам.
  5. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти.
  6. Совершенствовать артикуляционную моторику.
  7. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма.
  8. Совершенствовать певческие навыки.

Воспитательные:

  1. Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
  2. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий.
  3. Развивать самоконтроль за поведением и речью.
  4. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность.
  5. Учить работать в коллективе.
  6. Развивать эмоционально-волевую сферу.

Оборудование: эмблемы участников команд (на каждого ребенка), клубок, воротца, фишки-звезды, схемы пословиц, опорные картинки к сказкам, сказочный персонаж Лиса, музыкальное сопровождение, куклы: лиса, колобок, петушок, лягушка, деревянные ложки по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель.

1. Орг.момент.

Игра – приветствие “Добрый день” (музыкальное сопровождение)

В этот чудесный день,
Добрый день,
Дружно здороваться
Нам не лень!
Руки протягивай, не зевай
Здравствуйте, здравствуйте
Все подпевай.

- Ребята, какими словами приветствовали гостей на Руси?

(Добро пожаловать гости дорогие, милости просим к нам в дом и т.д.)

Звучит тихо спокойная музыка.

- Приглашаю вас совершить путешествие по стране “Красивая речь”. Красивую речь приятно слушать. А какую речь можно назвать красивой? Яркую выразительную. Истоки ее мы черпаем в устном народном творчестве: сказках, загадках, пословицах, поговорках, попевках, потешках. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными. Что же случается в сказке с самыми обычными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной. Сегодня нам с вами предстоит во всем этом разобраться. А помогут нам в этом две команды.

(Представление команд)

Первая команда – “Колобок”.
Вторая команда – “Теремок”.

- Знаете, что я держу в руках? Это клубок, он не простой, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кощея Бессмертного. Давайте бросим клубок перед собой и отправимся в страну красивой речи.

Клубок катится.

Игровое упражнение.

(Выполнение движений по тексту)

*идем по узенькой дорожке.
*перешагиваем через бревно.
*на нашем пути ручей, прыгаем с камешка на камень.

- Нам идти, клубку катиться у ворот остановиться…

Вот мы и на поляне.

(Подходят к воротцам)

Логопед.

- А чтобы войти в нашу страну вам необходимо вспомнить, как начинаются сказки.

1 задание командам – чья команда назовет больше сказочных зачинов?

- Оценивать ваши ответы будет жюри (воспитатели и логопеды с других детских садов)
- Сейчас я вам представлю их:
- За каждый правильный ответ вы получите вот такую сказочную звезду.
- Чья команда готова отвечать?

(в некотором царстве, в некотором государстве…, жили-были…, однажды…, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве… и т.д.)

- Вы молодцы! Предлагаю вам пройти через воротца в нашу страну.

Воспитатель.

- А пока жюри совещается, мы поиграем.

Динамическое упражнение “Колобок”.

Колобок, колобок
(имитируют руками форму колобка)
Золотистый бок
(руками поглаживают бока)
За елки нырнул
Там крепко заснул
(присесть, имитировать спящего)
А утром проснулся
На весь мир улыбнулся!
(встать, потянуться и широко растягивая губы улыбнуться).

Решение жюри.

Логопед.

- Ребята, я знаю, что вы знаете много сказок. А вы сможете нам их рассказать? (Да)

2 задание командам – сюжеты сказок перепутались, вам нужно разложить сюжеты сказок по порядку и кто-то один из вас перескажет коротко сказку.

(на полу опорные картинки к сказкам “Колобок” и “Теремок”)

- Пока жюри совещается, мы с вами поиграем.

Пальчиковая гимнастика “Репка”.

(вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Тянут, тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку (указательный)
“Вот пришла бы (большой)
Наша внучка (большой)
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний)
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка?” (мизинец)
Хоть держалась крепко (пальцы подушечками друг другу)
Вытянута репка (обе руки вверх).

Решение жюри.

3 задание командам – все сказки обычно со счастливым концом. А вот как заканчиваются они расскажут нам наши команды.

- Чья команда назовет больше окончаний сказок? (сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; вам сказку, а мне бубликов связку, гречневой каши в крашеной чашке, масла горшок, да горячий пирожок; и я там был мед, пиво пил по усам текло, а в рот не попало: тут и сказку конец, а кто слушал молодец; стали жить поживать и добра наживать)

- Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам попеть попевки. Пройдите пожалуйста к Л.В. и сядьте на стульчики.

Муз. руководитель.

- Сейчас мы пропоем с вами первую попевку “Труба”

На заре труба поет:
Та-ра! Та-ра!
Нас в поход она зовет:
Та-ра! Та-ра!
Собирайся детвора:
Та-ра! Та-ра!
Отправляемся! Ура!
Та-ра! Та-ра!

- Следующую попевку “На лыжах” мы с вами будем петь и одновременно отстукивать ритм на деревянных ложках.

Выпал снег, первый снег –
Всюду шум, всюду смех!
Я с горы полечу,
Вдоль реки покачу.
Я кричу и смеюсь,
Я пурги не боюсь!
Решение жюри

Логопед.

4 задание командам – конкурс скороговорок. Вам нужно поочереди произнести в быстром темпе скороговорку. Чья команда сделает это лучше?

*По семеро в сани, уселись сами.
*Летели лебеди с лебедятами.

5 задание командам – к нам сейчас придет гостья, встречается во многих русских народных сказках. Очень умна красива, хитра, находчива. У нее красивая шубка, богатый хвост… Угадайте кто это? (Лиса)

(Выходит Муз.руководитель переодетый в костюм лисы)

- Я лисонька-лиса. Всему лесу краса, шуба пушистая, хвост золотистый.
- Угадайте в каких я сказках дружно живу? Ни с кем не ссорюсь?
- В какой я всех пугаю?
- А из какой сказки слова: “Битый не битого везет?
- Какую песенку я пою в сказке “Кот, петух и лиса”?
- Пока жюри совещается, мы с вами споем песенку.

“Будет горка во дворе”

Снег посыпал в ноябре –
Значит все в порядке.
Будет горка во дворе,
Выноси лопатки.
Горкой нашего двора
Будем мы гордиться:
Наконец пришла пора
С горки прокатиться!

Решение жюри.

Логопед.

6 задание командам – пословицы и поговорки делают нашу речь выразительнее и ярче, украшают ее:

“Без углов дом не строится

Без пословицы речь не молвится”

- На листах нарисованы пословицы. Соедините правильно их начало и конец. Назовите свою пословицу.

*Хлеб – всему голова.
*Волков бояться в лес не ходить.
*Глаза страшат, а руки делают.
*Лебедь несет на носу снег.
*Где мед там и мухи.
*Глаза на мокром месте.
*Иглою шьют, а чашею пьют.
*Хороша рыба на чужом блюде.

Воспитатель.

- Пока жюри подводит итоги, мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Выставляет героев сказок: колобка, петушка, лису, лягушка-квакушку.

- Расскажите о герое и покажите характерные ему движения.

(дети изображают характерные движения и произносят реплику героя).

Решение жюри.

Подведение итогов.

- Вот и подошел к концу наш сказочный КВН. Не забывайте про наши любимые сказки, пословицы, поговорки ведь они делают нашу речь красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад. Ну, а теперь, нам пора возвращаться в детский сад: я бросаю клубок. (Дети закрывают глаза)

- Нам идти, клубку катиться в детском саду остановиться…
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Какое оно было?
- А напоминать вам о нем будут волшебные сказочные звезды, которые вы заработали своим трудом.