Задачи урока:
- В занимательной форме обобщить и закрепить знания о химических свойствах основных классов неорганических соединений и их взаимопревращениях.
- Способствовать развитию логического мышления, речевых навыков.
- Воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения.
Подготовка к уроку: Класс делится на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан. Учащиеся придумывают название и эмблему своей команде. На урок приглашаются родители учеников и учителя школы.
Оборудование и реактивы: карточки с заданиями, таблица растворимости, пробирки, растворы: хлорид меди (11), гидроксид натрия, нитрат серебра, соляная кислота, серная кислота, хлорид бария.
Эпиграф урока:
Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно? (Конфуций)
ХОД УРОКА
Учитель: Мы изучили с вами 4 группы неорганических веществ: кислоты, соли, основания, оксиды. Сегодня мы вспомним и повторим все, что уже знаем о них. Ибо, как сказал в свое время философ Конфуций: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно?” Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
Урок будет не совсем обычный. Он пройдет в виде соревнования. Вы знаете, что соревнования бывают разные: спортивные, по профессиональному мастерству и другие. У нас пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений. За каждое верно выполненное задание команда получает 2 балла, за дополнение – 1 балл.
Конкурс 1 “Найди родственников”
Al(OH)3, CO2 , Mn2O7, HNO3, H2SiO3, Na2HPO4, Ba(OH)2, CaCO3, NaOH, CuO, HBr, FeO, LiOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, Al(OH)2Cl, NaHCO3, KClO3, SO2, H2CO3, Al2O3, H2S, H3PO4
Первая команда выписывает основные, кислотные, амфотерные оксиды. Вторая команда – растворимые и нерастворимые основания. Третья команда – кислые, основные, средние и двойные соли.
Конкурс 2 “Рассыпанные формулы”
Составьте формулы всех возможных оксидов, комбинируя нижеприведенные составные части по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что оксидообразующие составные части должны стоять рядом. Сумма всех оксидов равняется относительной атомной массе углерода.
Конкурс 3 “Третий лишний”
Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.
а) NaHCO3, K2SO4, AlCl3;
б) CaO, P2O5, SO3;
в) KOH, ZnCl2, LiOH;
г) Ba(OH)2 , Cu(OH)2, Fe(OH)2;
д) НI, HBr, H2S.
Конкурс 4 “Восстанови запись”
Замените вопросительные знаки формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций.
ОТВЕТ:
Конкурс 5 “Угадай формулу”
Вместо многоточий в уравнениях вписать формулы веществ:
Команда № 1
a) CuO +…………= CuSO4 + …………
б) ………… + 6HCl = 2FeCl3 + 3…………
в) 2HNO3 + ……….. = Ca(NO3)2 + 2…………
г) Zn + ………… = ZnSO4 + …………
Команда № 2
а) ............ + 6HCl = 2AlCl3 + 3 ………..
б) Ca + 2………… = CaCl2 + …………
в) MgO + 2………… = Mg(NO3)2 + …………
г) 2NaOH + ……….. = Na2SO4 + 2…………
Команда № 3
а) ZnO + 2………… = ZnCl2 + …………
б) ………… + 2HCl = MgCl2 + …………
в) H2SO4 + 2………… = K2SO4 +
2…………
г) 2………… + ZnO = Zn(NO3)2 + …………
ОТВЕТЫ:
Команда № 1
a) CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
б) Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
в) 2HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + 2H2O
г) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
а) Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O
б) Ca + 2HCl = CaCl2 + H2
в) MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O
г) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
Команда № 3
а) ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O
б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
в) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
г) 2HNO3 + ZnO = Zn(NO3)2 + H2O
Конкурс 6 “Практический”
Конфуций однажды сказал: “Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья, дают нам больше, чем природное дарование”. Проверим ваши практические навыки и умения.
Команда № 1
Из имеющихся реактивов получить гидроксид меди(11). Записать уравнение реакции.
Команда № 2
Из имеющихся реактивов получить хлорид серебра. Записать уравнение реакции.
Команда № 3
Из имеющихся реактивов получить сульфат бария. Записать уравнение реакции.
Конкурс 7 “ Химический чемоданчик”
В чемодане находится вещество, которое необходимо угадать, как в игре ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
“В ее честь названы многие города, реки и озера. Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье. В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия. (Поваренная соль)
Конкурс 8 “Кто быстрее”
Даны вещества: SO3, H2O, BaO, NaOH, BaCl2, H2SO4, Al. Между какими веществами возможны химические взаимодействия. Составьте за 1минуту как можно больше уравнений.
ОТВЕТЫ:
SO3+ H2O = H2SO4
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
BaO + SO3 = BaSO4
BaO + H2O = Ba(OH)2
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2
BaO + H2SO4 = BaSO4 + H2O
Конкурс 9 “Разрезанные формулы”
Каждой команде выдаются карточки с частями веществ. Необходимо каждой карточке найти пару, чтобы получилось шесть формул.
Cu, PO4, Na2, Na, Cl, (OH)3, CO3, Ba, Cl2, SO4, H3 , Al.
ОТВЕТЫ:
CuCl2, BaSO4, NaCl, H3PO4, Na2CO3, Al(OH)3,
Подводятся итоги. Награждаются победители. Учитель выставляет и объявляет отметки.
Использованная литература:
- Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ - ПРЕСС. 1999 – 560 с.: ил.
- Тыльдсепп А.А.. Корк В.А. Мы изучанм химию: Кн. для учащихся 7-8 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1988. – 96 с.: ил.
- Химия. Приложение к газете “Первое сентября”, 1999, № 44.