К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

Разделы: Биология, МХК и ИЗО


Как известно, интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Она дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует развитию учащихся. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения в различных предметах. Как справедливо отмечает Т.П. Лакоценина (2008), педагогическая направленность интеграции многообразна:

  1. изменение информационной емкости содержания;
  2. выход на более высокий уровень осмысления;
  3. совершенствование индивидуально-личностного аппарата познания;
  4. развитие свободы мышления;
  5. формирование креативности;
  6. введение в новую предметную область и т. д.

Научные исследования в данной области и школьная практика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК.

Курс мировой художественной культуры и так интегративен по своей сути. Интеграция лежит в основе всего курса, являясь принципом построения его программы: комплексно и синхронно преподаются отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства – литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Каждое искусство “живет” по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития мировой художественной культуры. Это отмечается всеми искусствоведами и культурологами, во все учебных изданиях и программах по мировой художественной культуре.

Однако связь между искусством и биологическими основами рассматривается нечасто, хотя можно найти много интересного через, казалось бы, несовместимые вещи. Так, в основе художественного произведения может лежать не только литературный сюжет, историческое событие или автобиографический факт, но и биологическое явление.

Когда разговор заходит, например, о красоте в искусстве, мы, чаще всего, обращаем внимание только на духовную сторону, на то, что заложено в самом искусстве: пробуждать в человеке, созерцающем произведение искусства, страстное стремление к красоте. Но ведь природа прекрасна сама по себе, и, следовательно, воспринимать ее следует как совершенное произведение искусства. В основе природы лежит совершенная гармония цвета, форм, звуков и движений. Так, Скрябин создает замечательное произведение “Снег идет”, навеянное природным явлением. Нельзя здесь не вспомнить и великолепные произведения русских пейзажистов Шишкина, Левитана, Сурикова.

Интересен тот факт, что представления детей, особенно младшего возраста, полученные при непосредственном контакте с природой, можно уточнить, закрепить и расширить при работе с календарями природы, изопродукцией, через восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы.

Данный метод – “метод отражённой природыпо праву занимает в настоящее время значительное место в системе биологического и экологического обучения и воспитания. Он наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. При этом не только сама природа, отражённая различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания школьников. Следует помнить, что современное искусство понимается как серьезная, напряженная духовная работа: художник одаривает свое творение силой создателя, а сам процесс делания такой работы предполагает предельную концентрацию физических и духовных усилий. Работа, созданная под влиянием сильной эмоции, содержит в себе ту частичку энергии, которая явилась побудительным мотивом творческого процесса. Настроение, состояние души “записываются”, “впечатываются” в произведение.

Например, такое физиологическое явление как сон, стало материалом для творчества и в живописи, и в литературе, и в музыке. Слова "сон", "сновидение" попадают в название трех произведений Достоевского ("Дядюшкин сон", "Петербургские сновидения в стихах и прозе", "Сон смешного человека"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. Сновидения принадлежат к интимному опыту человека: каждый их видит, пытается уловить в них определенный смысл.

Спят и видят кошмары сразу два испанца. Франсиско Гойя, создавший “Капричос” (“Причуды”) в самом конце XVIII века, всеми силами хотел пробудиться и увидеть свою страну без чудищ фанатизма, истовой религиозности, падения нравов и глупости. Самого художника мучили приступы глухоты и патологического безумия. От того и получились образы на грани сна и реальности, с ведьмами, людьми с ослиными ушами и прочей нечистью, значение которых не может разгадать ни один искусствовед.

Сальвадор Дали, в свою очередь, взявшийся в 1977 году повторить фантазии Гойи, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, которые никак не исчезли за три столетия.

Кроме природных явлений или физиологических процессов, интерес художников наиболее часто вызывала физическая и духовная красота человека. Внешняя привлекательность людей на портретах отражала моду того времени, в которое жил и творил художник, и часто не стыковалась с подобными изображениями в другие эпохи. Так, знаменитая картина Питера Пауля Рубенса “Шубка” (1638) может вызвать недоумение у современного школьника, ибо тело изображенной женщины явно страдает целлюлитом, на который как на дефект стали смотреть в последнее время. С точки зрения медицины, целлюлит – это заболевание, связанное с воспалением соединительной ткани и бугристым распределением жира в подкожной клетчатке. Но согласно физиологии, у любой женщины, даже худощавой, наблюдается излишнее отложение жира в подколенной области, на ягодицах и бедрах, что является вторичным половым признаком и находится в пределах нормы.

На Руси красивой называли девушку “надлежащего роста”, крепкого телосложения, с высокой грудью, крутыми бедрами, круглым, гладким, белым лицом, румяную, белозубую, чернобровую, с длинной русой косой. Признаками здоровья и жизненной энергии считались дородность и умеренная полнота. А тонкая талия, маленькие руки и ноги, бледное лицо, волнистые волосы и хрупкость, так ценившиеся в дворянской среде, среди крестьян считались верными признаками физической недостаточности.

Однако какими бы ни были в разные времена представления художников о природе, человеке или красоте, их произведения по праву занимают одно из важных мест в жизни общества той или иной исторической эпохи. Кроме того, в настоящее время использование различных творческих приёмов, таких как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и др., является одним из методов психотерапии – арт-терапии. Этот термин был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с  туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Позже спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, серьезно расширился: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, постстрессовые расстройства, неврозы, психосоматические расстройства, развитие креативности, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество и многое другое.

Расширился и спектр арт-терапевтических техник. Рассмотрим некоторое из них:

1. библиотерапия: в дословном переводе означает “лечение книгой”.

Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт подбирает для пациента литературу, ориентированную на круг его жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но также его притягивает возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания. В таком случае чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Второй целью перечитывания является надежда чтеца найти ответы на свои жизненно-важные вопросы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героям и автором полузабытой книги. И чем объемней такой "банк данных" в памяти читателя, тем больше возможностей для библиотерапии.

2. сказкотерапия: направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

При этом для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка; терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы или ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

3. маскотерапия;
4. драматерапия;
5. работа с глиной (лепка);
6. песочная терапия;
7. оригами;
8. фототерапия;
9. видеотерапия;
10. игротерапия;
11. изотерапия;
12. музыкотерапия: психотерапевтический метод использования музыки для лечения больных с психическими расстройствами.

Считается, что музыка не может заменить других средств лечения, но ее разумное применение способно ускорить излечение. Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу пациента, помогает им слиться в единое гармоничное целое. В частности, высокочастотные звуки, используемые в музыке стиля барокко, обладают большей длиной волны, чем наш мозг способен улавливать, поэтому некоторые люди испытывают дискомфорт при длительном прослушивании “классики”. Однако в действительности музыка барокко приводит к тому, что мозг начинает кроме синхронизации работы полушарий генерировать так называемые тета-волны, что приводит к улучшению памяти, повышению концентрации, внимание гораздо дольше удерживается на предмете изучения.

Положительное влияние классической музыки на организм человека известно под названием “эффект Моцарта”. Психологи и психотерапевты используют ее для устранения самых разных заболеваний. Так, например, струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти в минуту, положительно влияет на работу сердца и на нервную систему. Наш сердечный ритм составляет 68–72 удара в минуту, в то время как ритм произведений Баха, Генделя, Вивальди составляет всего 60 четвертей в минуту. При слушании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся.

Итальянскими нейробиологами был проделан интересный эксперимент, который доказал, что быстрая и диссонансная музыка негативно влияет на способности к обучению. Наблюдались мыши, которые шли по лабиринту в поисках пищи. Одна группа мышей слушала вальсы Штрауса, а другая – барабанную дробь. На протяжении трех недель зверьки, слушавшие барабанную дробь, так и не смогли выучить путь к кормушке. При прослушивании резких звуков нарушаются определенные структуры мозга, что сказывается на обучении. К сожалению, среди современных детей лишь немногие предпочитают классическую, поэтому, чтобы вырастить неленивых, образованных детей, родителям следует постараться, чтобы их музыкальные предпочтения не ограничивались произведениями, которые звучат на дискотеках.

13. цветотерапия: лечение цветом. Применялось с давних времен: народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета.

Можно найти документальные подтверждения тому, что китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры.

После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Например, оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови, оказывая возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, нельзя применять красный цвет при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и акне (угревая сыпь). Голубой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго, так как он воздействует на эндокринную систему.

По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности. Одними из самых простых способов воздействия цвета на организм человека являются: ношение одежды определенных цветов и использование “цветной пищи”. Что касается последнего, то человек воспринимает цвет пищи не только глазами. Цветная пища содержит очень много витаминов. Согласно древним индийским учениям, сам цвет содержит в себе минералы и микроэлементы. Так же как вода, любая пища может быть подвержена соляризации. Благодаря своему цвету, продукты питания возбуждают у нас аппетит и стимулируют слюноотделение. Более того, мы инстинктивно выбираем ту пищу, свойства которой ассоциируются с ее цветом. По мнению цветотерапевтов, этот цвет, возможно, отсутствует в ауре данного человека.

Подводя итог, хочется отметить, что тема интеграции МХК и биологии практически неисчерпаема. В будущем нами планируется расширение и углубление основных моментов, подготовка и проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.

Рекомендованная литература:

  1. Биение сердца в ритме Баха [Текст]. // Здоровье детей. – № 23. – 2008.
  2. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практ. пособие для учителей, методистов…[Текст]. / Лакоценина Т.П. – Ростов-н/Д: Учитель, 2008.
  3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст]. / Николаева С.Н. – М.: Academia, 1999.