Цели:
- Познакомить обучающихся с первоцветами;
- Способствовать воспитанию любви к природе и бережному отношению к ней;
- Развивать речь, память.
Оборудование: слайды по теме “Весна. Первоцветы”, выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
2. Постановка цели занятия
– Сейчас я прочту стихотворение, а вы скажите, о каком времени года в нём говорится:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки кругом раздаются
День-деньской от зари до зари!
– О каком времени года говорится?
А какие изменения происходят в природе весной?(См. Приложение. Слайды 1, 2, 3, 4 )
3. Основная часть
– Цветы, которые появляются весной самыми первыми, называют первоцветами.
Вы ходили прошлой весной в лес?
Какие первые весенние цветы вы там видели?
Какие растения на слайдах вам знакомы?
– А теперь о некоторых из этих растений мы поговорим.
Сон-трава. (Слайды 5, 6, 7.)
Прострел поникший или подснежник, так называют его в народе.
Растёт сон-трава в светлых сосновых лесах на сухой песчаной почве. Встречается довольно редко и нуждается в охране, поэтому занесён в Красную книгу. Цветёт сон-трава в апреле-мае. Цвет его может быть различный: белый, розовый, чуть розоватый, фиолетово-синий.
– Какое растение мы с вами сейчас рассматривали? Что вы узнали о нём?
– А следующее растение вы должны узнать по описанию. (Слайды 8, 9)
Оно растёт на глинистых откосах, по канавам и берегам рек. Зацветает ещё в середине апреля, как только появляются проталинки, и цветёт до конца мая. Осенью иногда цветёт вторично.
– Ещё в древности Мать-и-мачеху применяли при лечении кашля. Широко применяют её и в наши дни. В народной медицине листья мать-и-мачехи – старинное средство от золотухи и удушья. Так же это один из ценных весенних медоносов.
– Послушайте стихотворение. Из него вы узнаете, о каком из первоцветов у нас пойдёт речь.
Одуванчик
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
– О каком первоцвете мы будем говорить с вами? (Слайды 10, 11, 12.)
Одуванчик одно из обыкновенных растений. Очень часто встречается всюду: по лугам, полянам, опушкам, огородам, вдоль дорог, у жилья, на пустырях и как сорняк в посевах. Цветёт с конца апреля по июнь, осенью нередко зацветает вторично. Корни одуванчика применяют в медицине. Он хороший медонос.
– Какие растения мы рассмотрели? Что вы хорошо запомнили?
Скажите, а какие первоцветы похожи на розы, только они имеют цвет огня? (Слайд 13)
Огоньки или Купальницы растения сыроватых и сырых лугов, лесов, полян. Цветёт в мае-июне. Посмотрите, какой это красивый цветок! И люди, видя это, не щадят его. Поэтому он охраняется законом и занесён в Красную книгу.
– Последнее растение, которое я вам представлю – Черемуха. (Слайды 14, 15, 16)
О ней есть много песен и стихов. Одно из стихотворений о черёмухе написал С.Есенин.
Черемуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом трава медвяная
Сползает по коре,
Под неё зелень пряная
Сверкает в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая
Развесившись стоит.
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
– Черёмуха зацветает в мае-июне. Люди говорят, что если зацвела черёмуха, то весне конец – лету начало.
Запах от цветения черёмухи чувствуется на несколько метров.
И вы, конечно, ломаете веточки черёмухи и рвёте цветы охапками, чтобы порадовать маму или бабушку. Ведь так? А этого делать нельзя, потому что растение погибает. Вы подойдете, наломаете черёмухи, другой подойдет, наломает, и от красивого дерева не останется ничего красивого.
– А там, где вы сплошняком вырвали огоньки, подснежники, сон-траву и другие цветы эти прекрасные растения появятся нескоро, а может быть, и вообще не вырастут. Поэтому вы должны запомнить, что нужно рвать не более 5 цветков и так, чтобы корень растения остался не повреждённым.
4. Итог занятия
– Теперь давайте вспомним, какие растения вы увидели? Почему их называют первоцветами? О каких растениях можете рассказать вы?
В конце занятия я хотела бы предложить вам несколько книг, из которых вы ещё больше узнаете о нашей природе, о её загадках и тайнах. (Рекомендация книг с выставки.)