Игра "Что? Где? Когда?" по общеобразовательным предметам для учащихся системы НЛО

Разделы: Внеклассная работа


План подготовка

  1. Обсудить и утвердить сценарий с преподавателями общеобразовательных дисциплин.
  2. Сформировать команды I и II курса – ноябрь.
  3. Организация оформления.
  4. Организация проведения.
  5. Награждение участников по команды знатоков (6 чел).
  6. Цель игры: Развитие познавательной активности учащихся, умение реализовывать имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях. Стимулирование познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предметам общеобразовательного цикла, познание явлений природы, частью которой является человек.

(Огромная лаборатория – природа - наглядно демонстрирует необходимость изучения многих фактов и знаний для объяснения явлений и задач, которые нас окружают).

План проведения

1. Представление команды I и II курса.

а) приветствие участникам игры.
б) девиз команды знатоков.
в) представление эмблемы с названием команды знатоков.

2. Представление команды знатоков – учителей (играют преподаватели общеобразовательных дисциплин).
3. Игра с учащимися I курса.
4. Игра с учащимися II курса.
5. Формирование сборной команды из лучших игроков I и II курса.
6. Финальная игра.
7. Подведение итогов, вручение призов участником – лучшим игрокам 2008 года.

Проводится по принципу телевизионной передачи “Что? Где? Когда?”

Оборудование: Волчек, скрипичный ключ, игровое поле с секторами, песочные часы или секундомер, стол с шести стульями вокруг него.

Вопросы по физике

1.

Как-то раз спросили розу,
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?

(Острие шипа имеет очень малую площадь сечения).

2.

Почему воздушный шар
Днём поднять труднее?
Ночью этот стратостат
Ввысь летит скорее.

(Подъемная сила воздушного шара зависит от разности плотностей газа, которым надувают шар, и окружающего воздуха. Эта разность ночью, естественно, больше. Но текст загадки содержит ошибку: если запуск шара днём происходит в солнечную погоду, то в этом случае солнечные лучи нагревают газ в шаре, увеличивается его объем и подъемная сила).

3.

Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?

(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало.)

4.

Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила
Из ручек вылить все чернила.
Зачем ей это надо было?

(На небольшой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли. Под действием избытого давления чернила могут вылиться из ручки.)

5. Какая физическая ошибка была допущена в стихотворении поэта:

Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лёд выделяется, а не затрачивается теплота.)

6.

Ходил чайка по песку,
Моряку сулит тоску,
И пока не лезет в воду,
Штормовую жди погоду.

Когда солнце село в тучу,
Жди, моряк, получить бучу.
Если солнце село в воду,
Жди хорошую погоду.

Если солнце красно к вечеру –
Моряку бояться нечего.
Если красно поутру –
Моряку не по нутру.

7. Несгораемый мешок с деньгами. Для опыта берут 5-10 пятикопеечных монет, помещают их в батистовый мешочек и нагревают на пламениспиртовки. Ткань не загорается, так как тепло от пламени спиртовки сразу передается меди, и ткань не успевает загореться.

Вопросы по химии

  1. В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням Антарктиды, оставляя на своём пути небольшие склады с продуктами и керосином – запасы на обратную дорогу. Но на обратном пути Скотта поджидала беда: на первом же складе не оказалось керосина, жестянки, в которых он хранился, стояли пустые банки: весь керосин вытек. В результате, оставшись без огня и пищи, экспедиция вскоре погибла. В чём крылась причина таинственного исчезновения керосина?
  2. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Покорены Персия, Египет и Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжёлые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. В чём была причина заболевания?
  3. В конце прошлого века суша пороха производилась с помощью нагретого воздуха. При этом порох нередко взрывался, что приводило к человеческим жертвам. Русский учёный Д.И. Менделеев предложил новый способ сушки, при котором взрывы прекратились. Какой это был способ?
  4. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошёл дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остаётся важным для нас и сейчас. Что же произошло?
  5. Для устранения неприятных запахов в ящиках стола, серванте, холодильнике домохозяйки на время кладут кусочки древесного угля. Какую роль играет уголь?
  6. Как известно из исторических источников, Григория Распутина пытались отравить одним смертельно опасным ядом. Они положили яд в сладкие пирожки, чем допустили большую оплошность. Какой был взят яд? В чём заключалась ошибка?
  7. Среди методов нетрадиционного лечения долго незаживающих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3-4 раза быстрее, чем при лечении антибиотика. Какую роль здесь играет известное свойство сахара, которое умело используют торговцы?
  8. Н. Бор за создание теории строения атома в 1922 г. Был награжден Нобелевской золотой медалью. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Данию, он её уничтожил, чтобы она не досталась врагу. Каким радикальным способом он это проделал?
  9. Химический элемент, название которого состоит из двух животных.

Вопросы по географии

  1. Какая отрасль сельского хозяйства развивается более быстрыми темпами? (Животноводство.)
  2. Роль, каких видов транспорта возросла в конце XX века? (Автомобильного, воздушного.)
  3. Почему страны имеют различную специализацию хозяйства? (Страны имеют различное географическое положение, различные природные ресурсы, разный уровень социально-экономического развития.)
  4. Группировка стран экспортеров нефти? (ОПЭК)
  5. В какой стране Европы энергоснабжение наиболее чистое и экологически безопасное? (В Норвегии преобладают ГЭС, в Исландии преобладают геотермальные электростанции.)
  6. Кого называют экономически активным населением? (Люди, реально участвующие в производственной форме.)
  7. Определите основные направления “зелённой революции”? (Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, Применение современной технике, удобрение, химикатов.)
  8. Странами – лидерами по выращиванию этой культуры является Китай, Индия, Вьетнам. Что это за культура? (Чай.)
  9. Почему в Японии не получая развития трубопроводный транспорт? (Япония сейсмоопасная страна, повреждение трубопровода во время землетрясения угрожает экономической катастрофой.)
  10. Какая форма выше экономических связей считается наиболее древней. (Международная торговля.)

Вопросы по литературе

Знаете ли вы роман “Евгений Онегин”?

1. Сколько лет длится действия романа “Евгений Онегин”.

(Действие романа продолжается свыше 4 лет; 2 года проходит м/у приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем.

“Так ты женат! Не знал я ране!
Давно ли? – Около двух лет! –
На ком? – На Лариной. – Татьяне!”

Полгода Онегин, будучи влюблённым в Татьяну, не решается ей в этом признаться.)

2. Чей портрет “рисует” Пушкин:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалось девочкой чужой….

(Татьяна Ларина)

3. Сколько лет было Онегину, когда после дуэли с Ленским он отравился в путешествия.

(Онегину 26 лет:

“Дожив без цели, без трудов
До 26 годов ”).

4. Откуда эти строки?

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям.

(“Евгений Онегин”).

5.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песню заводит,
Налево – сказку говорит.

(Поэма “Руслан и Людмила”, песнь первая, начало).

6. Знаете ли вы творчество М.Ю. Лермонтова?

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что же мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
О русские штыки?..”

(М.Ю. Лермонтов “Бородино”).

7.

Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас,
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.

(М.Ю. Лермонтов “Мцыри”).

Знаете ли вы творчество Н.В. Гоголя?

8. На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу “Черевички” П.И. Чайковский?

(“Ночь перед рождеством”).

9. Какой эпиграф выбрал Гоголь для комедии “Ревизор”?

(“На зеркало неча пенять, коли рожа крива”).

10. Кому из героев Гоголя принадлежит этот портрет:

“…не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, а однако же и не так, чтобы слишком молод”?

(“Мертвые души”, Чичиков).

“…женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из них матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай”.

(“Мертвые души”, Коробочка).

Вопросы по истории

1. Назовите фамилию русского полководца, национального героя Болгарии, прозванного в народе “Белым” генералом и объясните за что он получил это почетное прозвище (Михаил Дмитриевич Скобелев) – за привычку появляется в опасных местах на белом коне, в белом кителе и белой фуражке.

2. Кто из российских полководцев не проиграл ни одного сражения за всю свою военную карьеру? (А.В. Суворов; М.Д.Скобелев).

3. С каким военным кличем бросались в бой соратники Степана Разина промышлявшие грабежом купеческих и боярских торговых караванов на Волге?

а) Деньги на бочку!
б) Бояр на заточку!
в) Сарынь на кигку!

4. Камарилья – это

а) Скопление комаров;
б) русский народный танец;
в) ваша версия (группа влиятельных предворных).

5. Отруб – это

а) отрубленный топором кусок чего-либо;
б) обморочные состояния;
в) ваша версия (участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины).

6. “Черная сотня” – это

а) испачканная сторублевая купюра;
б) Люди в черном;
в) ваша версия (в начале XX века представители крайне правовых организаций, стоящих на позициях монорхизма).

7. “Кровавое воскресенье” – это

а) название фильмов ужаса;
б) сверхурочный день на мясокомбинате;
в) ваша версия (расстрел царскими войсками мирной демонстрации в Петербурге).

8. “Холодная война” – это

а) разборки торговцев мороженым;
б) война с использованием только холодного оружия;
в) ваша версия (этап в отношениях Восток-Запад 1945-1991 г. характеризующийся повышенной враждебностью и недоверием друг к другу).

9. Что из ниже перечисленного в годы Великой отечественной войны русские солдаты называли “вторым фронтом” и почему?

а) Политику США;
б) Оружие поставляемые из США;
в) продукты питания. (продукты питания) + 1 балл если конкретизируют (американскую тушенку).

10. О каком историческом деятеле советского периода в народе ходила поговорка “От Ильича до Ильича 55 лет без паралича”. (Анатолий Иванович Микоян).