Серия комплексных занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из форм организации деятельности детей являются комплексные занятия.

Комплексное занятие - занятие, на котором задачи решаются с помощью разных видов искусства и различных видов детской художественной деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрально - игровой, художественно продуктивно - ручной труд, конструирование).

Смысл такого занятия в том, что определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной.

На занятии дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации. Сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно. Единый художественный образ этих занятий позволяет детям выделить особенности средств выразительности, понять общие тенденции в передаче эмоционально - образного содержания литературного, музыкального, изобразительного произведения.

Ценность комплексных занятий:

Педагогическая ценность подобных занятий заключается не только в комплексном использовании художественного материала, но в активизации ориентировки дошкольников в окружающем, развитии творческой инициативы, стимуляции их эмоциональных переживаний.

Главной целью таких занятий является:

  • рождение высоких чувств, их понимание и соотнесение с жизнью;
  • расширение представлений о чувствах, человека в реальной жизни;
  • формирование представлений о добре, красоте, духовных ценностях.

Мною разработана серия комплексных занятий по временам года <Приложение 1>, где продуктивной деятельностью ребенка является рисунок, выполненный нетрадиционными техниками. Это увлекательно и забавно! Для детей создает некую живость, и заинтересованность, настраивает на творческую работу. Приведу описание некоторых видов нетрадиционного рисования:

<Рисунок 2>

“КЛЯКСОГРАФИЯ”

Детей поражает сам момент появления на чистом листе яркого, движущегося пятна, которое расплывается как нечто живое и непонятное.

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем желтый песок и очень жаркое солнце. Потом поставьте большую кляксу и подуйте на нее в трубочку. Капельки побежат в разные стороны, каждая капелька – сухая ветка саксаула, а может, дерево колдуньи (если взять другой фон, голубой)

А если нанести яркие кляксы на одну половину листы, прижать к ней вторую, разгладить. Развернем. … Ой, что получилось! На что похоже? (Дорисовать или подрисовать детали).

В этой технике хорошо получается: осенний парк, бабочки, цветы, маски для колядования, близнецы, город на реке.

Фантазируй, твори!

"ГРАТТАЖ"

Рисование по восковой прокладке методом процарапывания – граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании.

Нанесем цветовой фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши или туши, добавим немного шампуня тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. “Холст” готов.

А теперь возьмем заостренную палочку, (ручку с пустым стержнем) и начнем процарапывать рисунок.

Техника удивляет, увлекает, радует. Чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звезды, тонкий месяц выглянул из-за туч и осветил лесную поляну.

А как красив вечерний город, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари кажутся любопытному мотыльку солнцем…

Нарисовать все это интересно в технике “граттаж”, но для этого у ребенка должны быть развиты глазомер и координация движения.

И тогда эта техника даст ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, даст простор для творчества.

 <Рисунок 1>

 “ТАИНСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ”

Рисование свечей очаровывает детей своей таинственностью. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели свечей.

Детей поражает то, что стоит лишь закрасить кистью или большим тампоном чистый лист – на цветном фоне появляется изображение.

<Рисунок 6 >

Когда же тайна “волшебного” листа разгадана, дети стремятся ощутить в руках эту чудесную палочку, с ее помощью идут минуты творчества. Не у всех сразу получается: то несколько раз проведут по одному месту, то совсем потеряют след… Нужно терпение. Но начало сделано…

И рисуем с малышами дождевые капли…

А в лесу, на полянке, под елочкой сидит зайчиха-мама и наблюдает за своими малышами, веселыми зайчатами…

А кто-то рисует заиндевелое дерево, пугливого ежика, пушистую белочку…

Рисунок есть, и его нет. В этом привлекательность этого способа рисования.

Своей таинственностью изображения привлекает внимание детей и рисование нитками. На первый взгляд, ничего особенного.

<Рисунок 3>

Выложить окрашенные нитки на одной стороне сложенного пополам листа – но не забыть вывести концы ниток наружу. А в чем кроется “секрет” нитки? Еще не много терпения. Осталось сложить половинки листа, прижать их друг к другу, разгладить. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.… Отгадайте, что получилось? А нитки-то, загадочные.

“НЕОБЫЧНАЯ ТЕХНИКА”

Дети с удовольствием работают в технике “печатка”. Эта техника привлекает детей тем, что позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д.

“Печатки” несложно самим изготовить из поролона, из сырых овощей (картофеля, моркови и пр.).

Техника рисования проста: прижать “печатку” к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и четкий отпечаток.

Составляй любую композицию, используя “печатки” разной формы.

<Рисунок 4>

Интересно работать и в технике “тычок”.

<Рисунок 5>

Для работы нужна кисть из натуральной щетины – жесткая, и очень широкая. А гуашь в розетках (ее должно быть не много) – густой.