Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное".
Задачи:
- Повторить степени сравнения и разряды прилагательных.
- Отработать навыки по определению разрядов прилагательных.
- Научиться грамотно использовать имена прилагательные в речи обучающихся.
Оборудование урока:
- Компьютер.
- Медиапроектор.
- Учебник "Русского язык" 6 класс под редакцией М.Т.Баранова.
- Наглядный материал (слайды, рисунки, иллюстрации).
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке сегодня. Урок у нас сегодня необычный, вы, наверное, обратили внимание, что у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Садитесь.
Итак, начнём урок!
Тема нашего урока "Разряды прилагательных". Задачи урока вы видите на экране (Приложение - 1 слайд), давайте прочтём их.
Повторить степени сравнения и разряды прилагательных.
Отработать навыки по определению разрядов прилагательных.
Научиться грамотно использовать имена прилагательные в своей речи.
2. Начнём выполнение наших задач с повторения.
- Что нового вы узнали об имени прилагательном в 6 классе?
(Имеет степени сравнения и разряды)
- Что обозначает сравнительная степень прилагательного? Приведите примеры.
Проверка - слайд №2
- Какие формы имеет сравнительная степень, как они образуются?
Проверка - слайд №3
- Как изменяются прилагательные в простой сравнительной форме, каким членом предложения бывают?
Проверка - слайд №4
- Как изменяются прилагательные в составной форме сравнительной степени? Каким членом предложения бывают?
Проверка - слайд №5
- Как образуется превосходная степень, её формы?
Проверка - слайд №6
3. Актуализация знаний
У нас в гостях Падишах (слайд №7), как всякого правителя его положено восхвалять. Этим мы с вами и займёмся. Как вы думаете, какая степень сравнения более подходит для этого случая? Итак, от данных прилагательных образуем обе формы превосходной степени (слайд - №8).Ответы записываем в два столбика в тетради, графически объясняем способ образования.
Проверка (устное комментирование):
простая форма составная форма наимудрейший самый мудрый наисмелейший самый смелый добрейший самый добрый красивейший самый красивый величайший самый великий справедливейший самый справедливый наисильнейший наиболее сильный
4. Повторение разрядов прилагательных.
- Прилагательные какого разряда образуют степени сравнения?
(Качественные)
- Какие ещё разряды прилагательных вы знаете?
Проверка - слайд №9
- По каким признакам можно определить разряд прилагательного?
(Качественные:
- имеют краткую форму;
- образуют степени сравнения;
- сочетаются с приставкой - НЕ;
- образуют сложные прилагательные путём повтора;
- сочетаются с наречиями ОЧЕНЬ, СЛИШКОМ.
Относительные прилагательные имеют отношение:
- к месту;
- к действию;
- ко времени;
Притяжательные местоимения отвечают на вопрос ЧЕЙ?)
5. Актуализация знаний.
Выборочный диктант с комментированием - слайд № 10.
Данные прилагательные распределите в три столбика в соответствии с разрядом.
К О П красная лента тёмный лес
хорошее дело
золотой перстень городской житель
дорожная сумка
лисья нора павлиний хвост
сестрицын сарафан
6. "Мозговой штурм"
Посмотрите внимательно на экран. Что обозначает данный рисунок? Какое новое свойство имени прилагательного здесь изображено? Слайд № 11.
Слайд № 12. Объясните, почему прилагательное ЗАЯЧИЙ может быть любого разряда?
7. Закрепление нового материала.
Выборочный диктант с комментированием. Продолжим работу по определению разряда прилагательного с учётом полученной новой информации. Послушайте одну историю о старой колдунье и пополните ваши столбики новыми примерами.
" Жила - была одна старая колдунья. Проживала она королевском в замке под самой крышей. Она часто смотрела из своего окошечка вниз, на двор, и, помешивая серебряной ложкой колдовское зелье в чугунном котелке, рассуждала вслух:
- Ох уж мне это сказочное королевство! Ни одной приятной физиономии!
Вот придворная дама, например, ну та, рыжая. Вечно лезет со своей медной шевелюрой, куда не следует, всюду свой утиный нос суёт! И пусть она вся увешается с ног до головы золотыми серьгами и кольцами, пусть носит лисьи и песцовые шубы, на её внешности это не отразится. (Кстати, чуть не забыла бросить в котёл змеиное жало и лягушачьи лапки!)
А маршал её величества! Красавец тоже мне! Каменное лицо и оловянный взгляд! Со своей слоновьей грацией все фарфоровые вазы в замке перебил! Зато в бою его цыплячья храбрость напоказ! (Ох, кажется, в это зелье нужно добавлять воронью печень!)
И всё-таки я живу среди них! Всё потому, что у меня ангельское терпение и золотое сердце!"
К О П старая колдунья приятная физиономия
рыжая дама
медная шевелюра
утиный нос
каменное лицо
оловянный взгляд
слоновья грация
цыплячья храбрость
ангельское терпение
золотое сердце
серебряная ложка чугунный котёл
придворная дама
золотые серьги
фарфоровые вазы
лисьи шубы
песцовые шубы
королевский замок змеиное жало
лягушачьи лапки
воронья печень
8. Проверка знаний. Цифровой диктант.
Графическое обозначение - слайд №13.
- лисий хвост
- длинные волосы
- серебряная цепочка
- золотые руки
- заячья избушка
- вчерашний суп
- серебряная седина
- гладильная доска
- мамина сумочка
- шёлковое платье
- сильный человек
9. Взаимопроверка.
Поменяться соседом по парте листочками с ответами, проверяем при помощи слайда №14. Выставление оценок в журнал.
10. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
11. Домашнее задание.
Упражнение 301.
12. Спасибо за урок. Слайд № 15.