Цель: дать детям знания об Алтайском крае, как о крае, в котором мы живем.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем. Давно был назван Алтайским краем. Его характерные особенности. Роль Алтайского края в жизни нашей страны России, всей планеты.
- Познакомить с реками и озерами Алтая и их достопримечательностями.
- Дать понять, что Алтай богат полезными ископаемыми: золото, серебро, гранит, соль и другие.
- Дать знания, что на Алтае уникальный климат для выращивания злаковых культур: ржи, пшеницы, гречихи, кукурузы, проса.
- Дать знания детям о городах и селах, их значении в жизни людей края, их красоте и уникальности.
- Познакомить детей с разнообразным климатом Алтая: степь, лесостепь, лес, рощи, ленточный бор. Там растут разнообразные растения: хвойные, лиственные, травы. Многие растения занесены в красную книгу, как уникальные.
- Познакомить с Кулундинской степью. Ее расположением на карте Алтая. Что растет в степи, что выращивают люди, какие животные там живут.
- Уточнить знания детей об образе жизни животных: В лесу одни, в степи другие.
- Познакомить детей с маралом, его местом обитания, рассказать о его пользе.
- Познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Алтая.
- Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Алтайского края зависит от нас самих.
Организационный блок
В детском саду оформлена комната, где собран материал об Алтайском крае, районе и поселке где мы живем. Имеется библиотечка: журналы, книги, открытки о родном крае, альбомы “Животные и растения Алтая”, коллекция иллюстраций <Рисунок 1,2,3,4,5,6,7>, образцы полезных ископаемых, макеты интересных мест обитания животных и птиц. Есть карта края и района, поселка, по которой мы путешествуем.
Вся информация разделена на три блока.
Первый блок: “Мир природы”.
- Экскурсии в природу.
- Знакомство с растениями и животными родного края
- Просмотр фильмов о крае.
Второй блок: “Деятельность людей”.
- Экскурсии по родному поселку, обращая внимание на название улиц, на архитектуру домов и административных зданий. Вспоминаем профессии людей, которые строили поселок.
- Рассматривание открыток о городах и селах края, отмечая интересные места и оригинальную архитектуру старых городов: Барнаула и Бийска, интересные места Белокурихи и Колывани.
Третий блок: “Культурный облик родного края”.
- Знакомим детей с достопримечательностью края. Наш район расположен далеко от столицы края, но мы предлагаем свозить детей в город и показать интересные места, побывать в музеях, памятных местах.
- Знакомим детей с культурой народов Алтая, с их творчеством, традициями, приметами, с творчеством выдающихся людей.
- Приглашаем в детский сад интересных людей, где они рассказывают детям о своей работе, показывают фотографии. Трудовая деятельность человека является тем звеном, которое связывает мир природы и мир людей.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что краеведческий материал поможет решить следующие задачи:
- Формировать любовь к родному краю, интерес к его прошлому.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет.
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать увиденное в своей деятельности.
Перспективное планирование
“Знакомство с родным краем”
Старшая группа
Цель: формировать у детей любовь к родному краю.
Задачи:
- Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.
- Показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Алтая; раскрыть роль Алтайского края в России.
- Воспитывать чувство гордости, что я родился и живу на Алтае, за своих земляков, ответственности за все что, происходит в нашем крае.
- Развивать эмоционально- целостное отношение к родному краю (его городам, селам).
- Познакомить детей с реками и озерами Алтая и их достопримечательностями.
- Дать детям понятие, что Алтайский край богат полезными ископаемыми: золото, серебро, гранит, мима, соль и др.
- Дать знания детям, что на Алтае уникальный климат для выращивания хлеба.
- Воспитывать чувство гордости за свой родной край.
С е н т я б р ь
Беседа: “Мой Алтай”
- Как называется край?
- Найти на карте России, мира на глобусе
- Назвать соседей Алтайского края
- Легенда об Алтайском крае
О к т я б р ь
Занятие: "Путешествие по столице Алтайского края – городу Барнаулу".
- Работа по карте. Где расположен город Барнаул?
- Достопримечательности Барнаула.
- Губернатор края А. Б. Карлин.
- Просмотр открыток, иллюстраций о городе Барнауле.
Н о я б р ь
Путешествие по рекам края.
Занятие: “Река Обь”.
Цель: Познакомить детей с реками края и его главной рекой Обь: откуда она берет начало, почему ее так называют. Дать представление, что река Обь - это труженица, река - кормилица, река- красавица и по ней много путешествуют, отдыхают на берегах.
2. Реки края на карте и их польза человеку.
3. Охрана рек Алтая.
Де к а б р ь
Путешествие по озерам края.
1. “Телецкое озеро - самое большое озеро края”.
Цель: познакомить детей с озерами Алтайского края. Они разные: большие и маленькие, соленые и пресные, но самое большое - это Телецкое. Дать детям возможность узнать о нем, где оно находиться, почему его так называют, чем оно знаменито. Воспитывать у детей бережное отношение к богатствам края, охранять и сохранять ее.
2. Рассматривание иллюстраций озер края: озеро
Ая, озеро Горькое, Кулундинское озеро,
Колыванское озеро. <Рисунок2>
3. Охрана озер края.
Я н в а р ь
Полезные ископаемые Алтая.
1. Занятие: “Богатство Алтайского края - Горная Колывань”.
Цель: познакомить детей с богатствами Алтайского края - его полезными ископаемыми: золото, серебро, гранит, гравий; местом их рождения, их назначением.
2. Глина, песок - это полезные ископаемые.
3. Добыча соли ее польза. <Рисунок 1>
4. Рассматривание иллюстраций на тему: “ По
тропам Горной Колывани”.
5. Коллекция полезных ископаемых.
6. Буклеты и иллюстрации о полезных ископаемых
Алтая.
Ф е в р а л ь
Растительный мир края.
1. Занятие.
Цель: познакомить детей с разнообразием природных зон Алтая (степь, лесостепь, лес, рощи, ленточный бор), где растут разнообразные растения: хвойные, лиственные, травы, многие растения занесены в Красную книгу, как уникальные.
2. Зеленое золото Алтая.
3. Ботанический сад – уникальное хранилище
редких растений.
4. Коллекция растений края.
М а р т
Занятие “ Моя Кулундинская степь”.
Цель:
- Познакомить детей с Кулундинской степью, ее расположением на карте Алтая, что растет в степи, какие животные там живут, что выращивают в степи и почему называют пшеница – богатство края.
- Коллекция животных, живущих в степи.
- Коллекция домашних животных, которых выращивает человек в степи.
- Коллекция трав и растений края.
- Экскурсия в поле.
- Кроссворд “Степь Алтая”.
А п р е л ь
Животный мир Алтайского края.
Занятие
Тема: “Животные края”.
Цель: уточнить знания детей об образе жизни животных нашего края (в лесу одни, в степи другие животные), познакомить детей с маралом: его местом обитания, о его пользе (из рог маралов изготавливают лекарство).
2. Коллекция животных, живущих на Алтае.|
3. Кроссворд “Животные Алтая”
М а й
Викторина: “Что, где, когда?”.
Цель: выявить знания детей об Алтайском крае и его месте в жизни России.
Подготовительная группа.
Тематика:
- Алтайский край – жемчужина Сибири и частица нашей большой России.
- Города Алтая.
- Растительный мир края - ленточный бор.
- Уникальные растения Алтая.
- Художники края.
- Поэты и писатели края.
- Отдых жителей края - курорт Белокуриха, лечебницы, Горный Алтай.
С е н т я б р ь
1. Вечер (родители и дети) "Люблю тебя, мой край родной!”
Цель: закрепить знания детей о родном крае.
2. Путешествие по карте края.
3. Выставка иллюстраций “Край, в котором я живу”.
О к т я б р ь
Города Алтайского края
Цель: познакомить детей с городами Алтайского края (Бийск, Белокуриха, Славгород, Рубцовск). Их месторасположение на карте края их назначении, пользе для края, ее жителях.
2. Стихи о городах.
3. Коллекция буклетов о городах.
Ноя б р ь
Беседа: “Хлеб - богатство нашего края”.
Цель: уточнить знания детей о Кулундинской степи и ее назначении в жизни жителей: выращивание зерна, рачительное использование земли, бережное отношение к земле и ее обитателям.
2. Коллекция зерна, которое выращивают в
Кулундинской степи.
3. Видеокассета “ Кулундинская степь”.
4. Стихи о хлебе.
Д е к а б р ь
Заповедные места края
1. Занятие: “ Единственный заповедник Алтайского края - Тигирекский и его обитатели".
Цель: познакомить детей с единственным в крае - Тигирекским заповедником и его обитателями; его расположением на территории края, его редких видах животных и растений, занесенных в Красную книгу.
2. Коллекции растений, животных и птиц, занесенных в Красную книгу.
Я н в а р ь
- Выставка картин художников края.
- Коллекция картин художников края.
Ф е в р а л ь
1. Творчество В.Бианки.
Цель: познакомить с творчеством В.Бианки, его произведениями о природе, открывающими тайны сокровищ земли.
2. Выставка книг о животных В.Бианки.
3. Иллюстрации о животных.
4. Стихи о животных.
М а р т
1. КВН между родителями и детьми: “ Я житель
Алтая и я его знаю”.
2. Выставка растительного и животного мира края.
3. Охрана природы на Алтае.
А п р е л ь
1. Занятие “ Зеленая аптека”
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями нашего края, дать представление об их целебных свойствах, познакомить с правилами сбора, сушки и хранения лекарственных трав, знать какие растения живут рядом с жильем человека, какие в лесу, на лугу. Правила сбора их, не навредив природе.
3. Изготовление знаков “Сохраним нашу
природу”.
4. Стихи о растениях.
М ай
1. Алтай- место отдыха.
Цель: познакомить детей с Белокурихой, как местом отдыха и лечения людей, с ее уникальным свойством лечить людей от всяких болезней с помощью родона.
2. Викторина для детей и родителей “Мой край”.
3. Оформление альбома “Мой край”.