Ознакомление дошкольников с родным краем

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: дать детям знания об Алтайском крае, как о крае, в котором мы живем.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем. Давно был назван Алтайским краем. Его характерные особенности. Роль Алтайского края в жизни нашей страны России, всей планеты.
  2. Познакомить с реками и озерами Алтая и их достопримечательностями.
  3. Дать понять, что Алтай богат полезными ископаемыми: золото, серебро, гранит, соль и другие.
  4. Дать знания, что на Алтае уникальный климат для выращивания злаковых культур: ржи, пшеницы, гречихи, кукурузы, проса.
  5. Дать знания детям о городах и селах, их значении в жизни людей края, их красоте и уникальности.
  6. Познакомить детей с разнообразным климатом Алтая: степь, лесостепь, лес, рощи, ленточный бор. Там растут разнообразные растения: хвойные, лиственные, травы. Многие растения занесены в красную книгу, как уникальные.
  7. Познакомить с Кулундинской степью. Ее расположением на карте Алтая. Что растет в степи, что выращивают люди, какие животные там живут.
  8. Уточнить знания детей об образе жизни животных: В лесу одни, в степи другие.
  9. Познакомить детей с маралом, его местом обитания, рассказать о его пользе.
  10. Познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Алтая.
  11. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Алтайского края зависит от нас самих.

Организационный блок

В детском саду оформлена комната, где собран материал об Алтайском крае, районе и поселке где мы живем. Имеется библиотечка: журналы, книги, открытки о родном крае, альбомы “Животные и растения Алтая”, коллекция иллюстраций <Рисунок 1,2,3,4,5,6,7>, образцы полезных ископаемых, макеты интересных мест обитания животных и птиц. Есть карта края и района, поселка, по которой мы путешествуем.

Вся информация разделена на три блока.

Первый блок: “Мир природы”.

  1. Экскурсии в природу.
  2. Знакомство с растениями и животными родного края
  3. Просмотр фильмов о крае.

Второй блок: “Деятельность людей”.

  1. Экскурсии по родному поселку, обращая внимание на название улиц, на архитектуру домов и административных зданий. Вспоминаем профессии людей, которые строили поселок.
  2. Рассматривание открыток о городах и селах края, отмечая интересные места и оригинальную архитектуру старых городов: Барнаула и Бийска, интересные места Белокурихи и Колывани.

Третий блок: “Культурный облик родного края”.

  1. Знакомим детей с достопримечательностью края. Наш район расположен далеко от столицы края, но мы предлагаем свозить детей в город и показать интересные места, побывать в музеях, памятных местах.
  2. Знакомим детей с культурой народов Алтая, с их творчеством, традициями, приметами, с творчеством выдающихся людей.
  3. Приглашаем в детский сад интересных людей, где они рассказывают детям о своей работе, показывают фотографии. Трудовая деятельность человека является тем звеном, которое связывает мир природы и мир людей.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что краеведческий материал поможет решить следующие задачи:

  1. Формировать любовь к родному краю, интерес к его прошлому.
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет.
  4. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать увиденное в своей деятельности.

Перспективное планирование

“Знакомство с родным краем”

Старшая группа

Цель: формировать у детей любовь к родному краю.

Задачи:

  1. Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.
  2. Показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Алтая; раскрыть роль Алтайского края в России.
  3. Воспитывать чувство гордости, что я родился и живу на Алтае, за своих земляков, ответственности за все что, происходит в нашем крае.
  4. Развивать эмоционально- целостное отношение к родному краю (его городам, селам).
  5. Познакомить детей с реками и озерами Алтая и их достопримечательностями.
  6. Дать детям понятие, что Алтайский край богат полезными ископаемыми: золото, серебро, гранит, мима, соль и др.
  7. Дать знания детям, что на Алтае уникальный климат для выращивания хлеба.
  8. Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

С е н т я б р ь

Беседа: “Мой Алтай”

  1. Как называется край?
  2. Найти на карте России, мира на глобусе
  3. Назвать соседей Алтайского края
  4. Легенда об Алтайском крае

О к т я б р ь

Занятие: "Путешествие по столице Алтайского края – городу Барнаулу".

  1. Работа по карте. Где расположен город Барнаул?
  2. Достопримечательности Барнаула.
  3. Губернатор края А. Б. Карлин.
  4. Просмотр открыток, иллюстраций о городе Барнауле.

Н о я б р ь

Путешествие по рекам края.

Занятие: “Река Обь”.

Цель: Познакомить детей с реками края и его главной рекой Обь: откуда она берет начало, почему ее так называют. Дать представление, что река Обь - это труженица, река - кормилица, река- красавица и по ней много путешествуют, отдыхают на берегах.

2. Реки края на карте и их польза человеку.
3. Охрана рек Алтая.

Де к а б р ь

Путешествие по озерам края.

1. “Телецкое озеро - самое большое озеро края”.

Цель: познакомить детей с озерами Алтайского края. Они разные: большие и маленькие, соленые и пресные, но самое большое - это Телецкое. Дать детям возможность узнать о нем, где оно находиться, почему его так называют, чем оно знаменито. Воспитывать у детей бережное отношение к богатствам края, охранять и сохранять ее.

2. Рассматривание иллюстраций озер края: озеро Ая, озеро Горькое, Кулундинское озеро, Колыванское озеро. <Рисунок2>
3. Охрана озер края.

Я н в а р ь

Полезные ископаемые Алтая.

1. Занятие: “Богатство Алтайского края - Горная Колывань”.

Цель: познакомить детей с богатствами Алтайского края - его полезными ископаемыми: золото, серебро, гранит, гравий; местом их рождения, их назначением.

2. Глина, песок - это полезные ископаемые.
3. Добыча соли ее польза. <Рисунок 1>
4. Рассматривание иллюстраций на тему: “ По тропам Горной Колывани”.
5. Коллекция полезных ископаемых.
6. Буклеты и иллюстрации о полезных ископаемых Алтая.

Ф е в р а л ь

Растительный мир края.

1. Занятие.

Цель: познакомить детей с разнообразием природных зон Алтая (степь, лесостепь, лес, рощи, ленточный бор), где растут разнообразные растения: хвойные, лиственные, травы, многие растения занесены в Красную книгу, как уникальные.

2. Зеленое золото Алтая.
3. Ботанический сад – уникальное хранилище редких растений.
4. Коллекция растений края.

М а р т

Занятие “ Моя Кулундинская степь”.

Цель:

  1. Познакомить детей с Кулундинской степью, ее расположением на карте Алтая, что растет в степи, какие животные там живут, что выращивают в степи и почему называют пшеница – богатство края.
  2. Коллекция животных, живущих в степи.
  3. Коллекция домашних животных, которых выращивает человек в степи.
  4. Коллекция трав и растений края.
  5. Экскурсия в поле.
  6. Кроссворд “Степь Алтая”.

А п р е л ь

Животный мир Алтайского края.

Занятие

Тема: “Животные края”.

Цель: уточнить знания детей об образе жизни животных нашего края (в лесу одни, в степи другие животные), познакомить детей с маралом: его местом обитания, о его пользе (из рог маралов изготавливают лекарство).

2. Коллекция животных, живущих на Алтае.|
3. Кроссворд “Животные Алтая”

М а й

Викторина: “Что, где, когда?”.

Цель: выявить знания детей об Алтайском крае и его месте в жизни России.

Подготовительная группа.

Тематика:

  1. Алтайский край – жемчужина Сибири и частица нашей большой России.
  2. Города Алтая.
  3. Растительный мир края - ленточный бор.
  4. Уникальные растения Алтая.
  5. Художники края.
  6. Поэты и писатели края.
  7. Отдых жителей края - курорт Белокуриха, лечебницы, Горный Алтай.

С е н т я б р ь

1. Вечер (родители и дети) "Люблю тебя, мой край родной!”

Цель: закрепить знания детей о родном крае.

2. Путешествие по карте края.
3. Выставка иллюстраций “Край, в котором я живу”.

О к т я б р ь

Города Алтайского края

Цель: познакомить детей с городами Алтайского края (Бийск, Белокуриха, Славгород, Рубцовск). Их месторасположение на карте края их назначении, пользе для края, ее жителях.

2. Стихи о городах.
3. Коллекция буклетов о городах.

Ноя б р ь

Беседа: “Хлеб - богатство нашего края”.

Цель: уточнить знания детей о Кулундинской степи и ее назначении в жизни жителей: выращивание зерна, рачительное использование земли, бережное отношение к земле и ее обитателям.

2. Коллекция зерна, которое выращивают в Кулундинской степи.
3. Видеокассета “ Кулундинская степь”.
4. Стихи о хлебе.

Д е к а б р ь

Заповедные места края

1. Занятие: “ Единственный заповедник Алтайского края - Тигирекский и его обитатели".

Цель: познакомить детей с единственным в крае - Тигирекским заповедником и его обитателями; его расположением на территории края, его редких видах животных и растений, занесенных в Красную книгу.

2. Коллекции растений, животных и птиц, занесенных в Красную книгу.

Я н в а р ь

  1. Выставка картин художников края.
  2. Коллекция картин художников края.

Ф е в р а л ь

1. Творчество В.Бианки.

Цель: познакомить с творчеством В.Бианки, его произведениями о природе, открывающими тайны сокровищ земли.

2. Выставка книг о животных В.Бианки.
3. Иллюстрации о животных.
4. Стихи о животных.

М а р т

1. КВН между родителями и детьми: “ Я житель Алтая и я его знаю”.
2. Выставка растительного и животного мира края.
3. Охрана природы на Алтае.

А п р е л ь

1. Занятие “ Зеленая аптека”

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями нашего края, дать представление об их целебных свойствах, познакомить с правилами сбора, сушки и хранения лекарственных трав, знать какие растения живут рядом с жильем человека, какие в лесу, на лугу. Правила сбора их, не навредив природе.

3. Изготовление знаков “Сохраним нашу природу”.
4. Стихи о растениях.

М ай

1. Алтай- место отдыха.

Цель: познакомить детей с Белокурихой, как местом отдыха и лечения людей, с ее уникальным свойством лечить людей от всяких болезней с помощью родона.

2. Викторина для детей и родителей “Мой край”.
3. Оформление альбома “Мой край”.

Приложение 1.

Приложение 2.