Цели урока:
Оборудование: энциклопедии о животных, карточки со словами пища, вода, тепло, воздух, свет (по 2 экз.), игра "Найди мою маму" (презентация), жетоны зелёного, красного, жёлтого, синего, белого цвета (по 2) у каждого, 8 бабочек с записанными на них номерами, 1 бабочка - без номера, карточки с напечатанными на них загадками, карточки для работы в группе (3), бейджики 3- х цветов, картинки с изображением мыши, ежа, бабочки, цапли, зайца,медведя, белки, синицы, козы, жёлудя, тема урока на карточках, простые карандаши, ноутбук, раскраски для каждого, магниты, учебник.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Релаксация
(Дети встают в круг и повторяют за учителем)
Я пришёл на урок. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу узнать что - нибудь новое.
Актуализация знаний
- На какой вопрос мы находили ответ на прошлом уроке? (Как живут растения?)
- Вспомните, что нужно растениям для жизни.(Дети называют и на доску прикрепляются карточки со словами: тепло, воздух, вода, свет)
Сообщение темы урока и постановка целей
Сегодня мы постараемся найти ответ ещё на один вопрос. А вот на какой, вы мне скажете сами, но сначала соберите по классу картинки.(Картинки с изображением мыши, ежа, бабочки, цапли, зайца, медведя, белки, синицы разложены
по всему классу, дети их собирают и прикрепляют на доску ).
Назовите мне одним словом то, что изображено на картинках. (Животные).
А теперь назовите тему урока. (На доске записано: Как живут::. Дети дополняют фразу словом животные. Карточка с соответствующим словом крепится на доску).
Прочитаем ещё раз тему урока. Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему научиться? (Выслушиваются высказывания детей).
Работа над новым материалом
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что растения живые, а животные - живые существа? Докажите. (Они двигаются, питаются, растут, дышат, размножаются, умирают).
Постановка проблемы
Вы теперь знаете, что нужно для того, чтобы растения могли жить. А какие же условия нужны животным для жизни?
Давайте будем выяснять.
Работа в группах(на карточках)
(Дети до урока разделились на мини - группы по жребию. Чтобы не ошибиться, кто в какой группы, у каждого прикреплён к одежде бейджик соответствующего цвета: зелёный, жёлтый, синий)
Задание: соединить картинку, на которой изображено животное с тем, чем оно питается.
Проверим. (Называют по очереди. Остальные хлопают, т.е соглашаются или топают,т.е. не согласны)
Посмотрите на карточку, с которой вы работали, одна картинка осталась без пары. Что на ней изображено? (Жёлудь. Картинка с изображением жёлудя крепится на доску).
Кто ими питается? Хотите узнать? Отгадаете загадку, узнаете.
Полосатая спинка,
А на спинке - щетинка.
Работа по учебнику
Рассмотрите картинку на с. 52. Кто на ней изображён?
Итак, что нужно каждому животному для жизни? (Пища. Карточка со словом прикрепляется на доску)
Но для роста малышей и для жизни взрослых животных нужна не только еда. Что ещё? (Вода. Карточка со словом прикрепляется на доску).
Физкультминутка для глаз
А вот ещё одна загадка.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, -
Он вспорхнул и улетел.
К нам в класс прилетели красавицы - бабочки. На каждой из них записан номер. Давайте найдём всех бабочек. Я буду называть номер, а вы будете поворачиваться к той бабочке, которая находиться под этим номером. (Бабочки под номерами от 1 до 8. Одна без номера. Упражнение выполняется стоя)
Давайте представим, что мы изящные красивые бабочки. Полетаем. (Дети выполняют соответствующие движения).
А вы обратили внимание, что одна бабочка без номера? Она нам что - то принесла.
(Около каждой бабочки карточка с текстом, в том числе и у той, что без номера.)
Давайте узнаем, что записано на листочке:
Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Игра "Найди мою маму"
Вот оказывается в чём дело. Малыши потеряли своих мам. Давайте поможем им их найти. У каждой бабочки тоже листочек с номером. Давайте соберём все листочки.
На них записаны загадки. Поиграем в игру "Найди мою маму". (Дети собирают листочки, на которых записаны загадки.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Все они пронумерованы. Игра идёт на ноутбуке.).(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Малыши и мамы рады -
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят.
Молодцы. Итак, все животные приносят потомство. Для себя и своих детёнышей они строят жилища.
Работа в парах (по учебнику)
С. 53. У вас у каждого жетоны пяти цветов. Их по два.
Я буду загадывать загадки. Вы будет класть на картинку - отгадку жетон определённого цвета. (Отгадка сразу называется)
Зелёный
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину. (Бобр)
Красный
Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. (Дятел)Жёлтый
Сделал дыру.
Вырыл нору.
Вот спальня,
Вот кладовка -
Всё сделано ловко. (Хомяк)Синий
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.(Ласточка)Белый
Модница крылатая.
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно. (Оса)
А теперь положите на каждый из домиков жетончик того же цвета, что и на картинке.
Интересные домики у животных? И у каждого свой не похожий на другие. А зачем животные строят домики? (Чтобы выводить потомство, хранить запасы. Здесь тепло).
Так что ещё нужно для жизни животным? (Тепло. Карточка со словом прикрепляется на доску)
Мы сказали, что животные передвигаются. Каждый из них передвигается по своему.
Физкультминутка
(Учитель называет слово, а дети имитируют движения)
Летают
Бегают
Прыгают
Плавают
Вывод
Итак, что же нужно животным для жизни?
(Пища, вода, тепло)
А в чём ещё нуждается каждое живое существо? (Воздух, свет. Прикрепляются карточки со словами на доску).
Сравним с тем, что нужно растениям для жизни.(Приходят к выводу, что почти тоже самое )
Итог урока. Рефлексия.
На какой вопрос мы сегодня искали ответ? (Как живут животные?)
А теперь вы сможете рассказать о том, как живут животные? (Они питаются, выводят потомство, строят жилище)
Что для себя новое вы сегодня узнали?
О жизни животных вы можете почитать в энциклопедиях, которые представлены на выставке.
Помните, что животные живут своей жизнью и поэтому им нельзя мешать, обижать их.
(Каждому ребёнку на память вручается картинка - раскраска с изображением животных . (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Список литературы.
- Гаврилин С.Е. и др. Где чья мама?. РОСМЭН.2001.
- Раскраска. Развиваем речь.Розовый слон.2000.
- Ресурсы интернета.