Программно-методический комплекс "Интерактивная логика" для уроков информатики

Разделы: Информатика


В школьный курс информатики входит раздел "Основы логики. Логические устройства компьютера". Логика является математическим фундаментом информатики. Изучение этой темы позволяет учащимся понять, на каких принципах основана работа компьютера и другой электронной техники. Следует отметить, что значительная часть вопросов при тестировании учащихся в рамках ЕГЭ связана с логическими основами компьютера.

Однако, несмотря на все увеличивающееся количество всевозможных обучающих программ по самым разнообразным предметам и темам, поиск обучающих программ по алгебре логики не даёт существенных результатов. Всё, что можно найти - это немногочисленные программы-тесты, лишь проверяющие знания учащихся по отдельным разделам алгебры логики. Правда, существует немалое количество информационных ресурсов в сети Интернет, посвящённых, в том числе, и алгебре логики. Однако такие сайты нельзя напрямую использовать в процессе обучения - их можно лишь рекомендовать в качестве источников справочной информации.

Творческая группа "Школа-ВУЗ" в составе двух учителей информатики и студентки педагогического отделения кафедры инженерной и компьютерной графики СПбГУ ИТМО объединила усилия для решения насущной конкретной проблемы - разработки программного комплекса для преподавания учебного раздела школьной информатики "Основы логики. Логические основы компьютера".

Мы сделали попытку разработать самодостаточный программно-методический комплекс (ПМК), возбуждающий интерес учащихся, дающий высокий уровень овладения материалом и существенно разгружающий учителя.

Современная школа оснащена компьютерными классами, мультимедийными кабинетами, цифровыми проекторами, интерактивными досками, школы подключены к Интернету. Активные методы обучения, используемые в электронных учебных пособиях, позволяют задействовать весь информационно-технологический ресурс школы.

ПМК "Интерактивная логика" предназначен для сопровождения преподавания раздела "Основы логики. Логические основы компьютера" информатики и ИКТ в 10-11 классах. Учебный материал комплекса соответствует базовому и углубленному уровням подготовки учащихся.

Комплекс разработан в среде Macromedia Flash 8.0 с использованием встроенного языка Action Script 2.0.

Состав ПМК

Комплекс состоит из семи программ:

  1. "Логические высказывания",

  2. "Таблицы истинности",

  3. "Логические элементы",

  4. "Логические схемы",

  5. "Переключательные схемы",

  6. "Нормальные формы в алгебре логики и их использование для решения задач",

  7. "Решение логических задач".

Вашему вниманию предлагаются три первые программы ПМК, а именно: "Логические высказывания", "Таблицы истинности", "Логические элементы".

Данные программы прошли многократную апробацию на уроках информатики в 10-11 классах школы № 187 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга и показали высокую эффективность использования ПМК.

Остальные программы комплекса находятся в режиме опытной эксплуатации.

Комплекс обучающих программ "Интерактивная логика" включает:

  • теоретический материал,

  • иллюстрации, визуализации и схемы, поясняющие излагаемый материал,

  • задания текущего и итогового контроля,

  • методические рекомендации по использованию интерактивной доски с программами комплекса (см. Приложение 1).

Навигация

Навигация в программах осуществляется следующим образом:

  • переход по страницам - кнопками "Вперёд" и "Назад";

  • из любого места программы, содержащей подразделы, (кроме итогового теста) через пункт меню "Содержание" возможно попасть к начальной странице любого раздела программы;

  • из любого места программы (кроме итогового теста) можно попасть на начальную страницу итогового теста;

  • в процессе текущего контроля возможен переход только между страницами задания при помощи кнопки "Ответить" (либо выбором одного из предложенных вариантов ответа) или кнопки "Назад" в случае, когда следует вернуться к неверно выполненному заданию.

Текущий и итоговый контроль

В программах комплекса встречаются задания следующих типов:

  • Вопросы теоретического характера с предложенными вариантами ответа.

  • Вопросы, предполагающие ввод ответа.

  • Вопросы на соответствие.

Практические задания. В большинстве случаев предполагают перетаскивание нужных элементов в соответствующие ячейки, иногда - с учётом порядка (заполнение таблиц истинности, составление логических формул, составление логических и переключательных схем).

Задания текущего контроля, если они есть, реализованы в соответствии с алгоритмом Краудера, то есть после ответа учащегося немедленно следует реакция программы. Учащемуся сообщается,

верен или неверен

 

его ответ. В случае неверного ответа указывается, где была допущена ошибка, или, если причину ошибки трудно определить, даются рекомендации, как избежать возможных ошибок и на что обратить внимание. Далее следует либо дополнительный вопрос, касающийся той части задания, где была допущена ошибка, либо возврат к основному заданию. Доступ к следующему блоку теоретического материала возможен только после правильного ответа.

Во всех заданиях даются пояснения - что должен сделать учащийся (это особенно важно в практических заданиях, где такие пояснения совершенно необходимы).

Большинство задач и вопросов для текущего и итогового контроля составлено самостоятельно на основе примеров заданий в используемых источниках литературы.

Ответы на вопросы тестов представлены в Приложении 2.

Запуск ПМК на выполнение

Для работы с программами комплекса необходимо предварительно установить Macromedia Flash Player 8.0. Запуск программ возможен в двух вариантах:

  • начальным файлом index11.swf с последующим выбором нужной программы,

  • непосредственным запуском нужной программы (logica_vysk.swf, 2_logica- table.swf, log_element.swf).