Цель: Создание атмосферы эффективного взаимодействия внутри детского коллектива.
Задачи:
- Коррекция и развитие речи через участие в групповой беседе и ответы на вопросы в развёрнутой форме.
- Развитие творческого воображения через создаваемые образы.
- Совешенствование тонкой моторики при помощи пальцевой гимнастики и в процессе рисования.
- Воспитание доброжелательного отношения, терпения ко всем участникам детского коллектива; умения выслушать друг друга.
I. Оргмомент.
1.- Ребята, мы собрались сегодня с вами на очень интересное занятие.
- Оглянитесь вокруг. Весь мир окрашен самыми разными цветами. Предметы в классе разных
цветов, дома за окном - тоже, наша одежда, тетрадки, пеналы, ручки тоже разноцветны.
- Посмотрите друг на друга. У каждого из вас волосы разного цвета, у каждого - особенного цвета глаза. Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь. Теперь повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Давайте начнём занятие с улыбки и хорошего настроения.
- А теперь внимание, задание.
- Сядет тот ученик, который назовёт мне свой самый любимый цвет.
Дети называют, объясняя.
2. - Сели все правильно. Проверьте свою осанку и постановку ног.
3. Упражнение "Цветные полоски".
Цели: развитие и коррекция внимания и зрительного запоминания.
На доске прикреплены цветные полоски.
- Давайте назовём цвета этих полосок.
- Теперь, внимание!
- Запомните, в каком порядке расположены эти цвета.
Закрываю полоски шторой.
- А теперь разложите в таком же порядке цветные карандаши.
- Проверьте, правильно ли вы разложили карандаши по цвету?
- Посмотрите и проверьте, правильно ли разложил карандаши ваш сосед по парте?
Открываю штору.
- Проверьте по образцу.
4. - Уберите карандаши в стаканчики.
- Сели все правильно. Проверьте свою осанку и постановку ног.
II. Введение в тему.
1.- А теперь, ребята, послушайте загадку и назовите время года, которое я задумала.
Упражнение "Угадай".
Цели: коррекция логического мышления, слухового восприятия.
Все деревья пожелтели
Зеленеют только ели.
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт.
Грязь и лужи у ворот.
(Осень).
- Правильно угадали, это осень.
- Сейчас в природе хозяйничает осень. И сегодня мы поучимся рисовать это замечательное время года.
2. - Послушайте стихотворение и постарайтесь отобрать краски, цвета для рисования
Волшебница осень
Покрасила леса
И каждая берёзка
Как рыжая лисаИ каждая осинка,
Как красный огонёк,
Пылает ярко, сильно
В последний свой денёк.
- Итак, ребята, какие краски, цвета вы отобрали?
Отвечают дети.
3. Анализ стихотворения.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Какими красками рисует поэт осень?
- С чем сравнивает цвет листьев на деревьях?
- Как поэт называет осень? Почему?
4. Вывод.
- Ребята, сегодня мы поучимся рисовать осень. И при рисовании мы будем использовать оранжевые, красные, жёлтые цвета.
- А чем можно рисовать?
Отвечают дети (кистью, карандашом, фломастерами, мелками, пальчиками и т.д.)
- Итак, послушайте теперь тему нашего занятия: "Нарисуем осенний день"
- Кроме того, я предлагаю вам сегодня рисовать не только кистью, но и пальчиками.
Открываю шторы. На доске запись темы урока.
III. Работа по теме.
1. Вступительное слово.
- Осень - талантливая художница. Для своей работы она взяла самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто красные спелые яблоки. Стал осинник весь ярко красный. Весь как огонь горит.
Глядит осень, а неподалёку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжёлый золотой наряд.
Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему, кого одела в жёлтый наряд, кого - в красный. Одни сосны и ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и остаются. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе..."
Демонстрируется иллюстрация осени.
- Какие цвета использует осень?
2. Игра " Волшебная палочка".
Цель: коррекция устной связной речи и воображения.
- Ребята, а какого цвета листья видели вы?
У меня есть волшебная палочка. Я первая назову свои листья, а вы продолжаете.
- Золотые.
Отвечают дети (жёлтые, оранжевые, пятнистые, рыжие, красные, жёлто - зелёные и т.д.)
- Молодцы!
- А какого цвета стволы у деревьев?
Отвечают дети (коричневые светлые и тёмные, а у берёз - белые в чёрную крапинку).
Стволы я предлагаю вам нарисовать кистью, а вот листву и опавшие листья - пальчиками. А остальное - это ваше творчество.
Ну а перед работой - разомнёмся.
Физминутка.
Мы - листочки,
Мы - листочки,
Мы - осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул - полетели.Мы летали, мы летали
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
4.- Отдохнули, теперь пора и за работу браться.
- Ребята, посмотрите, что я приготовила сегодня для рисования.
Открываю дополнительный стол.
- Посмотрите, что нам сегодня понадобится.
- Пока дежурные раздадут каждому материал для работы, давайте вспомним:
- Зачем нужны клеёнки?
- Зачем нужны тряпочки?
- Стаканчики с водой?
Отвечают дети.
Дежурные раскладывают на каждую парту всё необходимое для работы.
5. Осталось размять пальчики и можно приступать к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз.
А теперь их на бочок,
И зажали в кулачок.
Выполнить 2 раза, усложнив упражнение глазной разминкой
6. Ребята, посмотрите какие листы я приготовила вам для рисования.
- Посмотрите, на них есть штрихи, чёрточки.
- Как интересно! А на что похожи эти линии?
Отвечают дети (на моросящий дождик, на ветер, на падающие листочки:)
- Хорошо.
- И, наконец, хочу ещё напомнить, что сегодня мы будем рисовать, творить не только кистью, но и пальчиками
- Ну а теперь за работу.
- Если понадобится моя помощь, поднимите руку, и я подойду.
7. Самостоятельная творческая работа детей.
Звучит медленная музыка.
Индивидуальная помощь Мирзаеву А., Белову М., Николаеву В.
8.Оформление выставки на добавочном столе.
IV. Подведение итогов.
1.- Итак, какое время года вы рисовали?
- Какие краски использовали, чтобы показать осень?
2.- Чем мы изображали осень? (кистью и пальчиками).
3.- У всех у вас очень разные рисунки. Каждый пытался изобразить осенний день особенно. И это получилось.
4. Анализ рисунков.
5. - Молодцы, мне кажется, вы получили большое удовольствие от проделанной работы.
- Эта работа показала мне, какие вы творческие натуры, маленькие художники.
- Теперь я уверена, что вы сумеете сами нарисовать осень и показать её красоту на листе.
- Занятие окончено.