Интегрированное занятие по народному творчеству "Мастерами славится земля русская"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Цель: Создание условий для формирования творческой активности ребенка через изучение народного творчества.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с дымковским, хохломским, городецким промыслами.
  • Развивать у детей воображение и творчество.
  • Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам, выполненным народными мастерами.

Предварительная работа: беседа о народных мастерах, рассматривания предметов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с элементами народных росписей.

Ход занятия: Дети входят в зал, они ищут пропавшего мальчика. Расспрашивают о нем находящихся в помещении. Вдруг, замечают “Машину времени”. Некоторое время ребята ее рассматривают, затем машина начинает говорить механическим голосом:

Ваш друг попал в прошлый век
Обратно ему возврата нет!
Мальчик родителей плохо слушал
Лениво кашу ложкой кушал,
В “машину времени” залез
И от нас исчез!
Помочь ему лишь сможет тот,
Кто дружно, весело живет.

Ведущий расспрашивает детей, дружно ли они живут и хотят ли выручить друга. Ребята решают, что готовы отправиться в путь.

Говорят хором:

“Дружно, весело живем,
Значит, друга мы спасем!”

Звучит “космическая музыка”. Ребята попадают в “Город мастеров”. На лавочке сидит мастерица. Дети спрашивают ее, кто она и не видала ли она их товарища.

Мастерица: Я мастерица из города мастеров. И друга вашего встречала. Он сейчас у нас. Но отдадим мы его только в том случае, если вы выполните наше задание. Убежали у нас кони невиданной красоты. Заблудились в лесу и их там не отпускает дед-лесовик. Приведете коней – отдадим вашего друга.

Дети: Как же найдем мы лесовика?

Мастерица: Пойдете от крылечка по дорожке из листьев, как дорога закончится, так и к лесовику попадете.

Дети отправляются в путь. Подходят к жилью деда-лесовика.

Дети: Дед-лесовик, ты дома?
Дед-лесовик: Здесь я, кто и зачем ко мне пожаловал?
Дети: Пришли мы коней выручать! Не отдашь ли нам их дедушка?
Дед-лесовик: Как не отдать, только прежде выполняет три моих задания. Справитесь, так верну коней.
Дети: Мы согласны, дедушка.
Дед-лесовик: Вот вам первое задание. Раскололась у меня крышка от любимого ларца. Соберите и почините ее.

Дети собирают городецкую крышку.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какая яркая, красивая крышка получилась. Какие же мастера расписывали такие вещи.

Дети дают ответы.

Ведущий: Что же изображено здесь?

Дети дают ответы.

Ведущий: Такие яркие цветы городецкие мастера называли розанами. Еще они писали купавки, птиц, коней

Дед-лесовик возвращает городецкого коня и хвалит детей, дает им следующее задание.

Лесовик показывает силуэт дымковской барышни.

Ведущий спрашивает у детей кто это.

Ведущий: Дети, что же случилось с этой барышней. Какие мастера делают такие игрушки. Из чего они их делают? Чего не хватает на ее платье? Чем мы можем его украсить?

Дети выбирают нужные элементы, украшают одежду барышни аппликацией. (Приложение 1).

Дед-лесовик отдает второго коня.

Дед-лесовик: Третье задание самое сложное (показывает коня хохломского)

Угадайте, какие мастера потрудились над этим конем.
Да расскажите мне о нем.

Дети называют мастеров.

Ведущий: Что еще делали эти мастера? Из чего они это делали? Какими красками расписывали? Что изображали?
Ответы детей: поправления и правильные названия элементов росписи.
Ведущий: Ребята, мы же учили стихи про этих мастеров. Давайте их прочтем.

1 ребенок:

Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая хохлома!

2 ребенок:

И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,

3 ребенок:

И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.

Дед-лесовик хвалит детей и дает им последнее задание: Игра “Угадай лишнее” Дети сравнивают образец росписи и предложенные элементы. Выбирают “лишний”, озвучивают название росписи. (Приложение 2). Дети получают третьего коня и несут всех коней мастерице.

Мастерица:

Вот радость какая, выручили коней.
Такая радость, что впору пойти в пляс.
Приглашу-ка я и вас!

Хоровод: “А я по лугу…”

Мастерица возвращает мальчика.

Он за любознательность и усердие получил от мастеров гостинцы (шаблоны для росписи народных игрушек). Дарит их друзьям.

Ребята зовут его лететь обратно домой.

Под “космическую” музыку все улетают домой.