Цели:
- установить и сформулировать образование предыдущего и последующего числа в пределах 100;
- продолжить определять отличия задачи от математического рассказа;
- совершенствовать навыки самоконтроля и самопроверки, через начальный этап формирования рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Чем будем заниматься на уроке? (будем думать, сравнивать, разбираться, анализировать, вычислять)
2. Устная работа.
А)
- Назовите по порядку однозначные числа. (1-9)
- Что вы назвали? (отрезок натурального ряда)
- Докажите.
- Увеличьте каждое число на 1. назовите.
2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Какое новое число получилось? (10)
- Чем оно не похоже на остальные числа? (двузначное)
- Что сделали с первым отрезком натурального
ряда? (увеличили на 1)
- Что получили? (последующие числа)
- Давайте увеличим 10 на 1
- Что получилось? (11)
- Уменьшите 10 на 1. Что получилось? (9)
- Что мы нашли? (соседей числа 10)
- Сегодня на уроке мы постараемся эти знания увеличение
и уменьшение числа на 1 применить к двузначным
числам.
Б) Работа по карточкам с дырочками (на выбор)
1.
5 +4 =
10 – 3 =
2.
3 + = 6
10 - = 5
- Выберите карточку, с которой будете работать.
Проверка.
- Кто решал
1 карточку?
2 карточку?
- Почему выбрали эту карточку?
- Что помогло правильно решить математические
выражения на карточках? (знание таблицы
сложения)
- Для чего вам это нужно?
В) Математический диктант.
- Запишите:
- самое маленькое двузначное число (10)
- самое большое двузначное число (99)
- соседей числа 14 (15,13)
- 3 ед. 2 д. (32)
- найдите разность чисел 16 и 2 (14)
- увеличьте 19 на 1 (20)
- на сколько 9 больше 8 (1)
- 6 д. (60)
- 46 уменьшить на 1 (45)
- следующее за числом 99 (100)
Проверка.
- На какие группы можно разделить числа?
- Подчеркните числа, в которых количество
десятков 1.
- Какие числа подчеркнули?
- О чём помнили, когда выполняли задание?
- Какую цель ставили в начале урока?
3. Работа с числовым рядом.
А) Какие задания можно придумать и выполнить, используя два числа из данного ряда? (математические выражения, неравенства, уравнения, задачи)
- Какое задание самое легкое, трудное?
- Почему?
- Составьте и запишите (на выбор)
- математические выражения;
- уравнения.
- Что такое уравнение?
Б)
- Кто составлял выражения?
- Самостоятельно проверяйте. (На маленькой
доске)
- Подумайте, какой вывод надо сделать.
- Вывод: Если к + 1 – последующее
- 1 – предыдущее
- Кто составил уравнения?
- Какие уравнения составили?
- Что помнили, когда составляли уравнения? (уравнение
– это равенство с неизвестным)
- На какие группы можно разделить составленные
уравнения?
- Что значит решить уравнения? Каким правилом
пользуемся7
- Как можно решить уравнение?
- используя натуральный ряд;
- методом подбора;
- используя таблицу сложения.
4. Решение уравнений.
а) с учителем
х – 1 = 16 х – 1 = 99
х = 16 + 1
х = 17
17 – 1 = 16
16 = 16
б) самостоятельно (1 уч. у доски)
При решении уравнений пользуемся алгоритмом:
Числа при +_ называются так ...
Неизвестно ......
Чтобы найти ......, надо ........
5. Решение задач.
- Прочитайте тексты:
а) На дереве сидели птицы 1 из них улетела.
Осталось сидеть на дереве 14 птиц.
б) На дереве сидели птицы. 1 из них улетела.
Осталось на дереве 14 птиц. Сколько птиц сидело на
дереве?
- Сравните эти тексты. Чем они похожи? Чем
различаются?
- Есть ли среди них задача? Докажите. (условие,
вопрос; данные, искомое число)
- Почему другой текст нельзя назвать задачей?
- Прочитайте задачу вслух.
- Как удобнее кратко записать задачу?
- Какие слова возьмем для краткой записи?
Было - ?
Улетела – 1 пт.
Осталось – 14 пт.
- Назовите вопрос задачи.
- Зная сколько улетело и осталось птиц можем
ответить на вопрос задачи?
- Каким действием будем решать? Почему?
- Запишите только решение задачи и ответ.
При проверке задачи используются ЛИСТЫ КОНТРОЛЯ.
Лист контроля №1 | Лист контроля №2 |
Ответ: птиц было. |
Ответ: 15 птиц было. |
Лист контроля № 3
14 + 1 = 15 (пт.)
Ответ: 15 птиц было.
6. Составление задач.
- А можно ли было, используя данные числа
составить другие задачи. Составьте. Запишите
только решения.
- Почему задачи разные, а решения одинаковые?
7. Итог.
- Какие цели ставили?
- Достигли ли?
- Чем хотите поделиться дома?