1.
Вот и начнутся каникулы в скорее,
Много за год прочитали мы в школе –
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
Повести, сказки, рассказы, стихи –
Все это сами мы в школе прочли.
2.
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
3.
Про тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бормалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
4.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
5.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
6.
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
7.
Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
8.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
9.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
10.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
11.
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
12.
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.
13.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Викторина по сказкам Корней Ивановича Чуковского.
(Участвуют 3 команды, болельщики - родители.)
1. Соберите из букв название вашей команды.
“Мойдодыр”,
“Айболит”,
“Бармалей”.
2. Разминка.
- Перед вами иллюстрации разных сказок. Найдите иллюстрации к сказкам Чуковского.
3. “Мы все из этой сказки”.
- А теперь хочется узнать, насколько внимательно вы читали сказки. На карточках, которые вы получили перечислены предметы. Определите, в какой сказке они встречаются.
Карточка №1.
Градусник
Телеграмма
Шоколадки
“Айболит”
Карточка №2.
Чашки
Самовар
Фонарик
“Муха - Цокотуха”
Карточка №3.
Велосипед
Воздушный шар
Трамвай
“Тараканище”
4. “Откуда это?...”
- Назовите сказку по цитате. Будьте внимательны!
1)
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата
Поливали из ушата.
(“Путаница”)
2)
Вдруг откуда - то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
(“Муха – Цокотуха”)
3)
Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
(“Тараканище”)
4)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
(“Мойдодыр”)
5)
“Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
На горе или в болоте?”
(“Айболит”)
6)
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная бабка одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы бабка за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы бабка щи,
Да кастрюлю поди поищи!
(“Федорино горе”)
5. Конкурс капитанов.
“Каждому свое”.
На столе разложены предметы, относящиеся к трем персонажам. У Учителя три карточки, на каждой - имя одного из этих персонажей. Капитаны подходят к Учителю, вытягивают по одной карточке, затем подходят к столу с предметами и выбирают те предметы, которые могут принадлежать их герою.
На этом же столе среди предметов лежат карточки с репликой своего персонажа.
Когда работа за столом будет завершена, капитаны по очереди с выражением произносят “свои” реплики, а команды должны отгадать, каких героев изображают их капитаны.
Задание №1.
Герой – Муха-Цокотуха
Предметы – денежка, самовар, мед.
Реплика:
“Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!...”
Задание №2.
Герой – Мойдодыр.
Предметы – свечка, книжка, полотенце пушистое, мыло, мочалка.
Реплика:
“Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя…”
Задание №3.
Герой – Федора.
Предметы – утюг, вилка, блюдце, ложка.
Реплика:
“Ой вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять!...”
- А сейчас конкурс для родителей- болельщиков наших команд.
Корней Иванович Чуковский – написал не только сказки, стихи, он составил загадки.
Отгадайте!
6. Загадки.
1.
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда, словно каменная!
(Коньки и каток)
2.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
3.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
4.
Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.
(Игла)
5.
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода.
(Мыло)
6.
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них – то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
(Салют)
Задача-загадка для ребят:
7.
Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу – 12 ребят.
У каждого по 3 лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки 12 котят.
В зубах по 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
“Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?”
(Ни сколько, ребята идут из Ленинграда!)
7. “Пазлы”
- Пока жюри подводит итог перед
заключительным конкурсом, ребята собирают пазл с
иллюстрацией к сказкам К. И. Чуковского.
- Определите, к какой сказке относится эта
иллюстрация.
Учитель:
Кто эти сказки прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал,
Ну что, проверим это?
8. Вопрос – ответ.
(Команде задаются 10 вопросов, за правильный ответ - 1 балл. Время на обдумывание 3 секунды.)
I.
- Кто прилетел, крылышками помахал и потушил море? (Бабочка)
- Профессия Айболита? (Доктор)
- Имя начальника умывальников? (Мойдодыр)
- Кто спас зверей от таракана? (Воробей)
- От чего побежал мальчик, как от палки по Садовой, по Сенной? (Мочалка)
- Имя писателя Чуковского? (Корней)
- Продолжите: “У меня зазвонил…”? (Телефон)
- Имя девочки, которая без разрешения родителей убежала в Африку? (Таня)
- Что украл Крокодил? (Солнце)
- Как называется сказка, в которой комар побеждает паука? (“Муха-Цокотуха”)
II.
- Кто взял спички и зажег “море синее”? (Лисички)
- Имя доктора, который лечит всех зверей? (Айболит)
- Имя разбойника, который живет в Африке? (Бармалей)
- Кто попал в болото, в сказке “Телефон”? (Бегемот)
- Что прославляет Командир Умывальников? (Чистота)
- Назовите отчество Чуковского? (Иванович)
- Продолжите: Нынче Муха – Цокотуха…? (Именинница)
- Имя мальчика, который убежал в Африку? (Ваня)
- Кто не поет для свиней? (Соловей)
- Как называется сказка, в которой котятам надоело мяукать, а поросятам хрюкать? (Путаница)
III.
- Кто освободил Муху-Цокотуху от паука? (Комар)
- Столовый прибор, который убежал от Федоры? (Ножи)
- Кто помог Айболиту переплыть море на пути в Африку? (Кит)
- Кто просил прислать шоколада для сына этак пудов 5 или 6? (Слон)
- Кто пошел на базар и купил самовар? (Муха-Цокотуха)
- Назовите фамилию автора сказки “Краденое солнце”? (Чуковский)
- Продолжите: “Добрый доктор…”? (Айболит)
- Имя хозяйки, от которой убежала посуда? (Федора)
- Из какой комнаты вышел умывальник Мойдодыр? (Из маминой спальни)
- Как называется сказка, в которой непослушные дети попадают к разбойнику? (Бармалей)
Жюри подводит итог викторины. Оценивает рисунки, творческие работы ребят и родителей.
<Рисунок 1> , <Рисунок 2>, <Рисунок 3>
Сообщение результатов.
Награждение.
Учитель: В заключение нашей встречи, мы предлагаем, вам, уважаемые родители и гости, посмотреть инсценированную сказку Корней Ивановича Чуковского “Телефон”.
(Дети в костюмах читают по ролям сказку “Телефон”.)
Сообщение темы, задания заседания №4. (Тема: “ В гостях у Николая Носова”).
При подготовке заседания клуба “РиР” использована литература:
- Лободина Н.В. Внеклассные мероприятия в начальной школе, выпуск 4. (Литературный утренник по К.И. Чуковскому).
- Чуковский К.И. Сказки.
- Чуковский К.И. Загадки.