Создание УМК для эффективного обучения географии
Усть–Илимский экспериментальный лицей является федеральной экспериментальной площадкой и «Лучшей школой России»
Концепция лицея предусматривает:
1. Отход от традиционной классно–урочной системы;
2. Организацию образовательного процесса в разновозрастных учебных группах с опорой на ведущую деятельность - общение;
3. Концентрированное обучение – погружение в предмет;
Главными направлениями инновационной деятельности экспериментального лицея являются:
- концентрированное обучение
- погружение в общение
- сотрудничество и взаимопомощь
- психологическая комфортность
- эффективное использование различных методик, средств и методов преподавания
Мы знаем, как резко интеллектуально и физически изменяются подростки, теряется интерес к учебе, ведущей деятельностью становится общение.
Потеря интереса к учению – проблема актуальная для всех учителей-предметников. География – не исключение. А ведь это – единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле – планете людей.
Учителям географии хорошо известно, что
- в традиционных школьных программах тематически единое содержание разбросано по разным годам обучения
- география динамична и объем информации постоянно увеличивается
- на уроке практически сложно обеспечить усвоение материала из – за различного индивидуального темпа учеников.
- практически недостаточно времени для развития творческих способностей
В экспериментальном лицее эти проблемы решаются, благодаря концентрированному обучению. Режим работы - недельное погружение в предмет, образовательный процесс организуется на основе разновозрастного взаимодействия подростков. Поэтому традиционные учебные программы и пособия в этих условиях оказались не применимы. Стал актуальным вопрос учебно – методического обеспечения уроков географии.
География – устный предмет, поэтому для преподавания всего курса географии в экспериментальном лицее был разработан и экспериментально апробирован весь учебно – методический комплекс по географии – программа, комплексные рабочие тетради, учебные пособия, элективные курсы.
Создание УМК было вызвано актуальностью преподавания географии в соответствии с требованиями сегодняшнего дня в системе развивающего обучения. Была составлена и утверждена авторская программа по географии и сетевая инновационная образовательная программа по географии «Как прекрасен этот мир» (страноведческий курс). Учебные пособия концентрируют программный информационный материал, составленный из текстов учебной литературы, научно – популярной литературы и других источников. Самым увлекательным дополнением, которое вызывает интерес у детей и желание познавать мир, является блок «Интересные факты», в котором приводятся самые разнообразные и интересные примеры по определенным темам.
Соответственно программам и учебным пособиям составлены комплексные рабочие тетради. Имея такие тетради, время на уроках используется практически на мыслительную деятельность, развитие логического мышления, расширения кругозора. Практические и тренировочные задания подобраны таким образом, чтобы через их выполнение прошло трехкратное повторение и закрепление основных моментов темы. В тетрадях собраны многие интересные сведения и задания из учебной, художественной, научно – популярной литературы, которые влияют на развитие географического мышления, воспитывают географическую культуру. Информационный дополнительный материал представлен самыми увлекательными фактами, которые помогают учащимся смоделировать географический прогноз развития нашей Земли по каждому разделу. Применение их позволяет избежать проблемы фронтальной работы, четко организует учебную деятельность детей (работа в парах, в малых группах, работа в группе). Именно при таком обучении развивается самостоятельный поиск, активная работа с дополнительным информационным материалом. У каждого учащегося есть свой индивидуальный темп обучения. С применением комплексных рабочих тетрадей создаются условия для опережающего обучения в индивидуальном режиме.
При таком подходе к обучению учитель в большей степени является консультантом, отслеживает индивидуальный темп усвоения содержания предмета. Развитие мышления происходит, благодаря заданиям, составленным в соответствии с логическими операциям.
В процессе общения стимулируется и поддерживается интерес к учению.
Опыт показал, что УМК можно использовать не только в условиях «погружения» в предмет, но и при традиционной системе обучения. Использования УМК способствует формированию у учащихся представления о развитии планеты в динамике. Найденный резерв времени позволяет развивать творческие способности учащихся.
Для знакомства и использования в своей учебной деятельности предлагается авторская программа элективного курса «Азиатские тигры – новые индустриальные страны»
Программа элективного курса «Азиатские тигры – новые индустриальные страны»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Азиатские тигры – новые индустриальные страны» соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Они познакомятся с экономическим чудом – рывком в области электроники, робототехники. Большой интерес вызовет изучение моделей развития стран, сравнение моделей развития с другими развитыми странами. В процессе изучения формируется образ стран НИС, взгляд на ценности жизни, учащиеся научатся сравнивать уровни стран мира.
Современный мир очень динамичен, открыт, интересен и привлекателен. Страны Юго – Восточной Азии создали мощный центр экономического развития, а страны НИС показали пример экономического чуда. Сегодня в мировом хозяйстве образовался еще один центр НИС – это группа стран Латинской Америки.
Содержание программы включает новые знания и новые образы. На занятиях учащиеся исследуют причины экономического взлета стран НИС, знакомятся с ведущими приоритетами и ценностями в развитии стран, осмыслят переход стран в 1997 году в разряд развитых – Сингапур, Южная Корея, Тайвань. Лучше изучат политическую карту мира, этапы ее формирования и типологию стран по социально – экономическому уровню развития.
Особенностью курса является то, что теоретические знания основываются на курсовой работе, выполненной учеником 11 класса лицея и подтверждаются практическими занятиями. Программа построена на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции с историей, экономикой, биологией, искусством, архитектурой. По данной теме элективного курса учащиеся работают в компьютерном классе, выполняя задания по новым индустриальным странам (Таиланд) в сетевой инновационной образовательной программе страноведческого курса по географии «Как прекрасен этот мир» (автор Пяткова Л.В.)
Очевидно, что выбранный курс для образовательного процесса является актуальным, т.к. в нем участвуют сами дети, решая вопросы экономического развития стран НИС через пресс – конференции, дискуссии по экономическим вопросам, туристические путешествия.
Основной целью данной программы является подготовка учащихся к восприятию профильного страноведческого курса «Страны мира», расширение географического кругозора.
Главной задачей курса является понимание типологии политической карты мира по социально – экономическому уровню, определение места и роли новых индустриальных стран (НИС) в мировом хозяйстве.
Общие задачи программы:
- вызвать интерес к предмету географии, желание познавать мир;
- создать образ новых индустриальных стран через различные источники информации;
- научиться определять уровень стран по экономическим показателям;
- показать роль новых индустриальных стран в мировом хозяйстве;
- расширить знания о странах мира;
- показать роль НИС в МГРТ;
Сегодня страны Юго – Восточной Азии играют важную роль в экономической жизни всего региона и мира в целом. Они являются центрами деловых встреч, центрами проведения международных конференций и совещаний на высшем уровне. Данные страны входят в состав крупнейших международных организаций: АСЕАН, АТЭС.
Ведущим в обучении является технология концентрированного обучения и технология сотрудничества наряду с другими технологиями и методиками. Особое внимание уделено самостоятельной работе учащихся поискового и исследовательского характера.
Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о странах НИС, совместно с учащимися 11 класса разработана курсовая работа об экономическом развитии стран НИС, в наличии есть новые справочники «Страны мира». Весь информационный материал лежит в основе изучения данного элективного курса «Азиатские тигры – новые индустриальные страны (НИС)»
В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как дискуссия, заседание «круглого стола», пресс – конференции, путешествия по странам, встречи с интересными людьми, уроки в видеозале, представления стран отдельными группами учащихся.
На изучение данного курса отводится 12 часов.
Результатом успешного прохождения программы могут служить, во – первых, представленный проект и его защита с экономическим обоснованием взлета новых индустриальных стран. Во - вторых, участие в пресс – конференции по теме «Экономическое чудо в мировом хозяйстве».
Содержание курса и учебная деятельность
№ / № | Тема занятий | Часы | Деятельность учащихся |
---|---|---|---|
1 | Вводная лекция. Коммуникативный тренинг–знакомство.Актуализация знаний. Установочная лекция: проблемные вопросы темы, задачи изучения, задачи каждого учащегося в изучении микрогосударств мира, результат изучения темы. |
1 час | Психологический круг.Тренинг – знакомство: игра с политической картой мира. (проведение викторины на знание окружающего мира за 6 – 10 кл.) Определение учебных задач и участие каждого учащегося в освоении темы курса. |
2 | Модели экономического развития стран мира: Япония, Индия, Китай, страны НИС. | 1 час | Работа в малых группах: сравнение показателей экономи -ческого развития стран. |
3 | Причины экономического взлета стран НИС. Парадоксы на политической карте мира: Тайвань, Гонконг. | 1 час | Работа в малых группах: определение причин в малых группах. Сравнение причин экономического взлета стран НИС. |
4 | Страны НИС первой волны: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг. | 4 часа | Работа в 4 малых группах. Работа с информационным материалом. Подготовка материалов и защита проекта экономического развития стран НИС. Каждая группа –1 страна НИС. |
5 | Страны НИС второй волны: Таиланд,Малайзия, Индонезия, Филиппины. | 4 часа | Работа в 4 группах. Работа с информационным материалом. Подготовка материалов и защита проекта экономического развития стран НИС. Каждая группа – 1 страна НИС. |
6 | Итоговое контрольное занятие: пресс–конференция на тему: «Экономическое чудо в мировом хозяйстве». Рефлексия. | 1 час | Выборы журналистов. Подготовка вопросов и ответов в группах журналистов и населения стран НИС Проведение пресс – конференции. |
Ожидаемые результаты
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
Изученные термины: формы правления - монархия и республика, экспорт, импорт,
виды внешнеэкономических отношений, туризм и различные виды услуг.
Учащиеся будут иметь представление:
- о профессии экономистов, маркетологов и других специальностях в данной области;
- об уровне жизни в странах НИС;
- об уровне экономических отношений;
- о парадоксах на политической карте мира;
- о традициях и обычаях населения стран НИС;
Учащиеся должны знать:
- формирование политической карты мира;
- страны и столицы;
- представить образ каждой из стран НИС;
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- анализировать статистические данные;
- создавать образ территории;
Учащиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества;
- самостоятельного выбора будущей профессии;
- общения в процессе учебной деятельности
Система оценивания успешности прохождения курса
В процессе изучения данного курса выполняются 2 зачетных (промежуточных) практических работы и одна итоговая.
1. Защитить проект экономического развития стран НИС. Выделить и сравнить причины экономического взлета каждой из стран НИС. Определить проблемы экономической, социальной жизни населения. (страны 1 волны – 1 работа, страны 2 волны – 2 работа)
2. Участие в пресс – конференции (журналисты и местные жители) по вопросам экономической и социальной жизни населения стран НИС. После выполнения практических работ ставится оценка «зачтено» или «не зачтено».
Викторина
для проведения первого занятия элективного курса
«Азиатские тигры – новые индустриальные страны»
(тренинг – знакомство)
1. Какое море называют Флибустьерским? (Карибское)
2. На каком языке говорят в Бразилии? (На португальском)
3. Страна кленового листа – это (Канада)
4. Самое легкое дерево – это (бальса)
5. Море без берегов – это (Саргассово)
6. Река, которая дважды пересекает экватор – это (Конго)
7. Назовите единственное место в мире, где до наших дней дожили ящеры- (Комодо, Индонезия)
8. Родина цейлонского чая - (Шри – Ланка)
9. Автомобиль «Вольво» - страна -(Швеция)
10. Аконкагуа – это (высшая точка Ю.Америки)
11. Остров России, расположенный в трех полушариях - (о. Врангеля)
12. В каком месте всегда дуют южные ветры? (На Южном полюсе)
13. В одной из стран животные изображены на монетах. Где? (В Австралии)
14. Самый широкий пролив – это (Дрейка)
15. Самый длинный пролив – это (Мозамбикский)
16. Самое мелководное море – это ( Азовское)
17. Пролив между Исландией и Гренландией - (Датский)
18. Пролив между Чукоткой и Аляской - (Берингов)
19. Острова у восточных берегов Камчатки - (Командорские)
20. Какие ветры определяют погоду на острове Калимантан? (Пассаты)
21. Остров (порода собаки) у восточных берегов Северной Америки - (Ньюфаундленд)
22. (Решить в малой группе) Это одно из уникальнейших мест на Земле. Всему миру известно не современное название островов, а старинное, данное в честь гигантских рептилий, чьими размерами были поражены моряки. Эти острова – рай для натуралистов и царство эндемиков, прославившееся после путешествия на эти острова Чарльза Дарвина. Назовите острова. (Черепашьи, или Галапагосские)
Вопросы
для пресс – конференции элективного курса
«Азиатские тигры – новые индустриальные страны»
1. Какие товары не облагаются пошлиной на таможне в Сингапуре? (электроника, часы косметика, ювелирные украшения, игрушки)
2. Какой самый популярный транспорт в Гонконге? (Метро)
3. Во сколько лет призывают служить в армию в Малайзии? (21)
4. В США – штаты, а в Индонезии - ? (провинции)
5. Что сделал сиамский король русскому композитору в знак благодарности за национальный гимн? (ввел в своей армии русскую форму, которую и сейчас носят солдаты королевской армии.)
6. Первыми европейцами на Тайване были португальцы. Как они назвали этот остров? (Формоза – прекрасный)
7. Как называют Индонезию? (Островная Индия)
8. По выпуску какой продукции Гонконг уступает только США? (Джинсы)
9. Какая редкая профессия у женщин Южной Кореи? (Ловцы жемчуга)
10. Из коры какого дерева в Малайзии делают жевательную резинку? (Из каучука)
11. Что должны делать родители в Таиланде, если не отпускают детей в школу? (Платят штраф)
12. Гонконг и Сингапур являются торговыми нациями, а как называют Тайвань и Южную Корею? (Производящими)
13. Почему на Тайване распространена шутка, что каждый восьмой тайванец является членом совета директоров корпорации? (Большинство тайваньских компаний – мелкие частные фирмы.)
14. Назовите наиболее сильных конкурентов США и Японии. (Южная Корея)
15. Где происходят свадебные церемонии в Малайзии? (В доме невесты)
16. Тайвань достаточно быстро переходит от производства текстиля, игрушек и обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии. Каких товаров? (Выпуск автомобилей)
17. Будущее Гонконга тесно связано с тем, как сложится система взаимоотношений с (каким государством?) (с Китаем)
18. Сейчас Сингапур – крупнейший порт мира. Какое государство обошел Сингапур, как порт? (Роттердам)
19. Назовите самую крупную экономическую зону всей Юго – Восточной Азии. (Гонконг)
20. Назовите государство – провинцию Китая и одновременно развитое государство. (Тайвань)
21. Какие в Южной Корее фамилии? Почему их так мало? (Не более 300. Основные – Ким, Ли, Пак, Чон – носили их только знатные люди.)