Авторский интегрированный курс "Развитие речи и технология" (с использованием пазлов)

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Данный курс разработан для учащихся первого класса с целью развития речи как важнейшей задачи начальной школы, активизации познавательной деятельности,  совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук, артикуляторной моторики, расширения кругозора на основе  здоровьесберегающих технологий.

Работа проводится индивидуально, группами, коллективно.

Для развития артикуляторной моторики применяются упражнения для активизации мышц языка, губ, дыхания.

С целью развития речи используются чистоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры. Дети получают понятие о синонимах, антонимах, фразеологизмах.

На каждом занятии используются пазлы. Поскольку не все дети знают, что такое «пазлы», их изготавливают  сами из открыток, затем используют покупные на разные темы: «Животные», «Транспорт», «Сказки». Используются пазлы от 20 до 1000 фрагментов.  С каждым занятием задания несколько усложняются: увеличение по количеству фрагментов, уменьшение количества времени на сборку, нехватка деталей или смешивание деталей из разных наборов. Собирая пазлы, дети вспоминают сказки, придумывают свои необычные сюжеты, бывают артистами, режиссёрами, постановщиками.

Каждое занятие включает в себя не только задания на развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики.

Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Вся работа основана на следующих принципах:

  • научность
  • доступность
  • занимательность
  • учёт индивидуальных особенностей
  • охрана здоровья

Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создаётся ситуация успеха.

Данный курс позволяет детям лучше адаптироваться к учебной деятельности, обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, даёт возможность детям  быстрее и лучше раскрыть творческие способности,  способствует сплочению коллектива.

Курс был апробирован.  Дети, обучавшиеся по данному курсу, с удовольствием принимают участие во всех конкурсах с хорошими результатами. Ребята могут придумать интересный сценарий и организовать работу по его воплощению. Они креативны, дружны, успешны.

Тематическое планирование интегрированного курса «Развитие речи и технология»

Темы

Содержание урока

1

«Сказочный человечек».

Введение в курс. Речевая и дыхательная гимнастика. Чистоговорки.  Составление из геометрических фигур сказочного человечка. Сочинение сказки о нём.

2

«Путешествие в библиотеку».

Что такое речь? Речь устная и письменная. Беседа о бережном отношении к книгам. Изготовление закладки из геометрических фигур. Обучение вырезанию, наклеиванию. Техника безопасности при работе с ножницами. Ролевая игра  «Библиотека». Пословицы о чтении, книгах.

3

«Цветик-семицветик».

Знакомство с пазлами. Самостоятельное изготовление пазлов из открыток с цветами путём разрезания открыток. Игра «Кто быстрее соберёт открытку». Конкурс загадок о цветах. Чтение книги «Сказки о цветах» Саксе А.О. Составление сказки или рассказа о цветах.

4

«Сказочная мозаика».

Викторина по сказкам.   Составление сказок из пазлов (групповая работа), инсценировка сказки «Репка», сочинение «своей» сказки.

5

«Пластилиновые фигуры».

Работа с пластилином. Лепка геометрических фигур (шар, кубик, ромбик), Составление из них различных предметов. Рассказ-сказка о своём предмете.

6

«Жи-ные-вот»

Конкурс загадок о животных. Пересказ сказки «Волк и лиса». Лепка волка и лисы. Сочинение своего сюжета этой сказки или другой концовки.

7

«Золотой напёрсток»

Работа с тканью. Техника безопасности при работе с иглой. Пересказ сказки «Колобок». Шьём игрушку Колобок.

8

«Золотой напёрсток»

Продолжение работы. Сочинение своего сюжета. Инсценировка сказки.

9

«Сказка ложь, да в ней намёк…»

Викторина «Узнай сказку» (даётся анаграмма персонажей сказки). Работа с пазлами. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

10

«Да-нет»

Антонимы-синонимы. Пересказ сказки «Лиса и журавль». Лепка героев сказки. Инсценировка.

11

«По щучьему велению»

Чтение сказки «По щучьему велению» учителем. Пересказ некоторых эпизодов детьми. Мастерская Деда Мороза. Изготовление «Золотых» рыбок.

12

«Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Развитие речи. Письмо Деду Морозу. Вырезание снежинок. Техника безопасности при работе с ножницами. Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Танец снежинок».

13

«Сказка, рассказ, стихотворение»

Групповая работа: кто быстрее соберёт пазлы. Подборка рифм, сочинение стихов. Украшение ёлки, класса.

14

«В гостях у Корнея Ивановича»

Викторина по сказкам К.И.Чуковского. Коллективное декламирование сказок К.И. Чуковского. Работа с пазлами на тему «Животные». Рассказ о своих питомцах.

15

«Радуга речи»

Знакомство с книгой «Радуга речи» О.Л.Соболевой. Работа с пластилином. Лепка  Фани – одного из главных персонажей книги. Рассказ о своей любимой игрушке.

16

«Радуга речи»

Путешествие по книге «Радуга речи» вместе с Фаней (работа по развитию речи). Работа с пазлами.

17

«Я еде, еду, еду…»

Работа с пазлами на тему «Транспорт». Виды транспорта. Беседа о правилах дорожного движения. Работа с пластилином. Лепка машины

18

«Путешествие самолётика»

Работа с пазлами на тему «Транспорт». Работа с бумагой. Оригами «Самолёт». Сочинение сказки о самолётике

19

«Мудрые мысли» (пословицы)

Пересказ сказки «Лиса, заяц и петух».  Работа с пазлами на тему «Сказки». «Рваная» аппликация - «Петух»

20

«Радуга речи»

Коллективная работа с пазлами. Конкурс «Кто быстрее соберёт?» Путешествие по книге «Радуга речи». «Конструируем» предложение. Конкурс «Есть предложение!»

21

«Энциклопедия»

Работа с пластилином. Динозаврик. Чтение о доисторических животных из научно-популярной литературы. Составление рассказа «Мой динозаврик»

22

«Птичка»

Работа с пазлами на тему «Животные». Работа с бумагой. Оригами. Птичка. Фантазируем на тему «Я– птица». Игра «Летает-не летает»

23

«Су-по-да»

Работа с пластилином на тему «Посуда». Половицы о труде. Ролевая игра «Магазин».

24

«А если пазлов много?»

Работа с пазлами. Коллективная работа. Собрать пазлы из 100 фрагментов.  Путешествие по книге «Радуга речи».

25

«Цветы дома»

Беседа о растениях.  Чтение  научно-популярной литературы о растениях. Работа с пазлами на тему «Растения». Как ухаживать за растениями. Пересадка цветов.

26

«Ванька-встанька»

Беседа о народном творчестве. Дымковская игрушка. Работа с пластилином:  «Игрушка». Сочиняем рассказ о своей игрушке. Стихи А.Л. Барто «Игрушки»

27

«Бабочки летают, бабочки»

Работа с пазлами о животных. Аппликация «Бабочка». Что можно узнать интересного о бабочках из энциклопедии. Анаграмма «Животные», конкурс анаграмм.

28

«Волшебный клубок»

Работа с нитками. Виды ниток. Плетение косички. Беседа «Как я помогаю маме». Игра «Волшебные слова».

29

«Сидит колпак не по-колпаковски»

Викторина по сказкам. Коллективная работа с большими пазлами. Знакомство с ребусами. Учимся разгадывать и придумывать ребусы.

30

Экскурсия в природу

Задание: увидеть что-нибудь интересное и рассказать об этом.

На каждом уроке проводится разминка,  артикуляционная работа, развитие мелкой моторики, упражнения для глаз, развитие речи, «Весёлые переменки»

«Сказочная мозаика»  

Занятие 4  интегрированного курса «Развитие речи и технология»

(с использованием пазлов)

Цель:

  • развивать монологическую и диалогическую речь, артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев
  • способствовать  формированию образного мышления, творческого воображения
  • приобрести навык коллективного творчества на основе  здоровьесберегающих технологий.

Структура урока:

1. Разминка (развитие слухового внимания.)

2. Развитие артикуляционной моторики (упражнение на дыхание, для мышц губ, языка)

3. Викторина по сказкам (развитие зрительного внимания)

4. «Зарядка» для глаз (профилактика нарушения зрения)

5.  Работа с пазлами (развитие мелкой моторики, внимания, мышления, логики)

6. Инсценирование сказки (развитие воображения, речи)

7. «Весёлая переменка» (развитие координации движений)

8. Мы сочиняем свою сказку.

9. Итог урока

Ход урока

1. Разминка. Создание положительного эмоционального тона. Развитие слухового внимания,  логики:

- Лучший в мире крокодил (Гена)

- Мудрая приятельница Винни –Пуха (Сова)

- В самолёт меня не сажают. Говорят : «Лети рядом, раз мотор есть»  (Карлсон)

-У Иванушки – дурачка были три брата и три сестры. Сколько в семье мальчиков? (4)

- У Емели три пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3)

2. Развитие артикуляционной моторики:

а) Упражнение на дыхание: вдох, выдох, вдох, задержка дыхания на счёт от 1 до 5, выдох

б) Упражнение для мышц губ: «Дудочка», «Улыбка», «Бараночка»

в) Упражнения для мышц языка: «Путешествие» - язык вверх, вниз, влево, вправо

3. Викторина по сказкам

Развитие  зрительного внимания. Работа проводится в группах.

Каждой группе детей предлагается в течение 5 секунд  рассмотреть картинку,  узнать сказку. После коллективного обсуждения, дети называют сказку, пересказывают её. Предлагаемые картинки из сказок: «Репка», «Волк и Лиса», «Маша и Медведь», «Лиса и Журавль».

4. «Зарядка» для глаз (профилактика нарушения зрения):

1) «Письмо носом». Глаза закрыты. Используется  нос, как длинная ручка.

  • На доске анаграмма ло бок ко.
  • Как называется сказка? («Колобок»)
  • Сколько слов  написано на доске? (1)
  • «Напишите» эту цифру носом.
  • Сколько букв К в этом слове? (2)
  • «Напишите» эту цифру.
  • Сколько слогов в этом слове? (3)
  • «Напишите» цифру.

2) Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

3) «Стрельба» глазами: двигать глазами из стороны в сторону, вверх, вниз.

5. Работа с пазлами (развитие мелкой моторики,  внимания, мышления, логики).

Работа выполняется в группах. Каждой из групп дан набор пазлов (54 фрагмента). Все наборы на тему «Сказки»: «Репка», «Волк и Лиса», «Маша и Медведь», «Лиса и Журавль».

6. Инсценирование сказки «Репка»

7. «Весёлая переменка» (развитие координации движений):

1) Нарисовать в воздухе одновременно правой рукой горизонтальную, а левой – вертикальную восьмёрки, а затем наоборот. Упражнение выполняется стоя.

2) Упражнение   выполняется сидя. Левой ногой крутить «от себя», а правой рукой – «к себе».

8. Мы сочиняем свою сказку

Развитие фантазии, воображения.

Из каждой сказки, собранной детьми из пазлов, берётся  персонаж: репка, волк, лиса, Маша, медведь, журавль. Используя их, детям надо сочинить свою сказку.

9. Подведение итогов

Литература

1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. М.: Дет. лит. 1983. – 32 с., ил. – (Школьная б-ка).

2. Волина В.В. Учимся играя. М.; Новая школа, 1994. – 448 с.

3. Кабинетская Т.Н. Культура речи. Методическое пособие. – Псков. 1991

4. Климанова Л.Ф. Читалочка: Азбука первоклассника: Кн. Для чтения. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с. : ил.

5. Колесник С.В. Азбука мастерства. – Саратов: Лицей, 2004. – 64 с.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М.: «Издательство Гном и Д»,  2000 – 64 с.  

7. Лысакова В.Г. 1000 загадок/В.Г. Лысаков. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318 с: ил.

8. Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников: пособие для логопедов. – 4-ое изд,, перераб. - -М.: Просвещение, 1980. – 223 с. Ил.

9. Соболева О.Л.Русский язык: Радуга речи: 1 класс. Учебник для четырёхлетней начальной школы. – М.; Издательство «Ювента», 2001. – 120 с. Ил.

10. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. – Ростов н/Д: изд-во «Ф, 19091еникс», 2003. – 320 с. Серия  «Учение с увлечением».

11. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-ое, перераб. и доп.М., «Просвещение», 1978

12. Холодова О.Юным умникам и умницам. Курс по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. Курс «РПС». – 3- изд., перераб. – М.: Росткнига, 2007. – 276 с.