Цели:
Познавательная:
- Расширить знания обучающихся о истории и традициях иконописания в России.
Развивающие:
- Развитие навыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
- Развитие навыка работы в группе.
Воспитательные:
- Формирование личного эстетического вкуса
- Выработка в личности ценностного восприятия культуры Руси.
Задачи:
- Раскрыть понятие «русская икона».
- Познакомить обучающих с историей иконописания на Руси.
- Познакомить учащихся с наиболее известными русскими иконами.
- Сравнить икону и картину, выявить черты сходства и различия.
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей урока.
- Мотивация и актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Осмысления и осознания.
- Закрепления знаний.
- Этап подведения итогов урока.
- Организация домашнего задания.
- Организационный этап
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы урока
Орг. момент
- Здравствуйте. Мы продолжаем изучать художественную культуру Киевской Руси. Тема сегодняшнего урока «Художественная культура Киевской Руси: русская икона». Запишите тему в тетрадь. (Слайд 1, см. презентацию)
Постановка целей урока
- Сформулируйте цель урока (обучающиеся предлагают свои варианты).
- Правильно, сегодня на уроке мы расширим знания о русской иконе и традиции иконописания на Руси.
Мотивация и актуализация знаний
- Прежде, чем мы начнем изучать новый материал, проверим, что вам известно об иконах и иконописания на Руси. Перед вами на экране 8 предложение, ваша задача согласиться с ними либо нет, ответы записать в тетрадь. (Слайд 2)
Изучение нового материала
- Я познакомлю вас с историей иконописания на Руси и способами создания икон, вам необходимо законспектировать мой рассказ.
- Икона, в переводе с греческого, означает изображение, образ. Традиция иконописания пришла на Русь из Византии вместе с христианством. Как правило, иконы создавались в специальных мастерских при монастырях. Над созданием одной иконы трудилась целая артель, состоящая из 5 – 6 человек. Все иконы создавались в строгом соответствии с общерусскими канонами. Первой известной русской иконой называют «Спас нерукотворный».
Как же создавали иконы? Все начиналось с выбора деревянной основы. Как правило, для основы использовали древесину липы и сосны, потому что при распиливании этих пород дерева на спиле не оставалось сучков. После выбора основы на нее наклеивали поволоку и покрывали белым грунтом. По грунту наносили контуры будущей иконы, которые позднее расписывали темперными красками. Готовую икону покрывали олифой. Олифа придавала иконам блеск и позволяла дольше сохраниться, но удивительная вещь, спустя примерно 100 лет после создания иконы, она начинала чернеет и изображение пропадало, поэтому на икону наносили новое изображение, это называется поновление иконы.
- Итак, проверим записи в тетради. Сравните ваши записи с записями на экране.
Обратимся к словарям. Объясните значение слов поволока, прориси, поновление иконы. (Обучающиеся зачитывают определения». (Приложение 1)
- Далее мы познакомимся наиболее известными древнерусскими иконами, для этого вам необходимо разделиться на две группы. Каждая из групп должна внимательно прочитать свой учебный текст, составить план, подготовить пересказ текста, и ответ на вопрос - чем икона отличается от картины. (Приложение 2, Приложение 3). (Обучающиеся читают текст, составляют план, затем пересказывают по плану текст и отвечают на вопрос).
- Итак, подведем итог: на иконе отсутствует перспектива, все действия происходят только на переднем плане, величина фигур на иконе зависит от церковной иерархии и отсутствие рамки. Запишите отличия в тетрадь. (Слайд 3 – 6)
Осознание и осмысление
- Что такое икона?
- Откуда на Русь пришла традиция иконописания?
- Назовите этапы создания иконы.
Закрепление
- Проверим, как же вы усвоили новую тему. Перед вами 8 предложения, согласны вы с ними или нет. Сравните свои ответы с началом урока.(Приложение 4)
- Перед вами на партах лежит кроссворд по теме русская икона, вам необходимо разгадать этот кроссворд. (Слайд 7) (Приложение 5)
Этап подведения итогов урока.
Ребята, продолжите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал (а)…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
Организация домашнего задания.
Дома вам необходимо повторить записи в тетради и подготовить сообщение об одной из знаменитых русских икон.
Организационный момент
На этом урок закончен. До свидания.