Художественная культура Киевской Руси: русская икона

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

Познавательная:

  • Расширить знания обучающихся о истории и традициях иконописания в России.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
  • Развитие навыка работы в группе.

Воспитательные:

  • Формирование личного эстетического вкуса
  • Выработка в личности ценностного восприятия культуры Руси.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «русская икона».
  2. Познакомить обучающих с историей иконописания на Руси.
  3. Познакомить учащихся с наиболее известными русскими иконами.
  4. Сравнить икону и картину, выявить черты сходства и различия.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей урока.
  3. Мотивация и актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Осмысления и осознания.
  6. Закрепления знаний.
  7. Этап подведения итогов урока.
  8. Организация домашнего задания.
  9. Организационный этап

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этапы урока

Орг. момент

  - Здравствуйте. Мы продолжаем изучать художественную культуру Киевской Руси. Тема сегодняшнего урока «Художественная культура Киевской Руси: русская икона». Запишите тему в тетрадь. (Слайд 1, см. презентацию)

Постановка целей урока

- Сформулируйте цель урока (обучающиеся предлагают свои варианты).

- Правильно, сегодня на уроке мы расширим знания о русской иконе и традиции иконописания на Руси.

Мотивация и актуализация знаний

- Прежде, чем мы начнем изучать новый материал, проверим, что вам известно об иконах и иконописания на Руси. Перед вами на экране 8 предложение, ваша задача согласиться с ними либо нет, ответы записать в тетрадь. (Слайд 2)

Изучение нового материала

- Я познакомлю вас с историей иконописания на Руси и способами создания икон, вам необходимо законспектировать мой рассказ.

 - Икона, в переводе с греческого, означает изображение, образ. Традиция иконописания пришла на Русь из Византии вместе с христианством. Как правило, иконы создавались в специальных мастерских при монастырях. Над созданием одной иконы трудилась целая артель, состоящая из 5 – 6  человек. Все иконы создавались в строгом соответствии с общерусскими канонами. Первой известной русской иконой называют «Спас нерукотворный».

Как же создавали иконы? Все начиналось с выбора деревянной основы. Как правило, для основы использовали древесину липы и сосны, потому что при распиливании этих пород дерева на спиле не оставалось сучков. После выбора основы на нее наклеивали   поволоку и покрывали белым грунтом. По грунту наносили контуры будущей иконы, которые позднее расписывали темперными красками. Готовую икону покрывали олифой. Олифа придавала иконам блеск и позволяла дольше сохраниться, но удивительная вещь, спустя примерно 100 лет после создания иконы, она начинала чернеет и изображение пропадало, поэтому на икону наносили новое изображение, это называется поновление иконы.

- Итак, проверим записи в тетради. Сравните ваши записи с записями на экране.

Обратимся к словарям. Объясните значение слов поволока, прориси, поновление иконы. (Обучающиеся зачитывают определения». (Приложение 1)

- Далее мы познакомимся наиболее известными древнерусскими иконами, для этого вам необходимо разделиться на две группы. Каждая из групп должна внимательно прочитать свой учебный текст, составить план,  подготовить пересказ текста, и ответ на вопрос  - чем икона отличается от картины.  (Приложение 2, Приложение 3). (Обучающиеся читают текст, составляют план, затем пересказывают по плану текст и отвечают на вопрос).

- Итак, подведем итог: на иконе отсутствует перспектива, все действия происходят только на переднем плане, величина фигур на иконе зависит от церковной иерархии и отсутствие рамки. Запишите отличия  в тетрадь. (Слайд 3 – 6)

Осознание и осмысление

- Что такое икона?

- Откуда на Русь пришла традиция иконописания?

- Назовите этапы создания иконы.

Закрепление

- Проверим, как же вы усвоили новую тему. Перед вами 8 предложения, согласны вы с ними или нет. Сравните свои ответы с началом урока.(Приложение 4)

- Перед вами на партах лежит кроссворд по теме русская икона, вам необходимо разгадать этот кроссворд. (Слайд 7) (Приложение 5)

Этап подведения итогов урока.

Ребята, продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал (а)…
  • Сегодня на уроке мне понравилось…

Организация домашнего задания.

Дома вам необходимо повторить записи в тетради и подготовить сообщение об одной из знаменитых русских икон.

Организационный момент

На этом урок закончен. До свидания.