Активатизация познавательной деятельности учащихся

Разделы: Математика


Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна моя педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является игра. В процессе своей педагогической деятельности я работаю над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью игровых моментов». Почему именно эту тему я выбрала для себя?

Психологи утверждают, что игра создаёт необходимые условия для развития личности ученика, его творческих способностей. Игра также является одним из средств передачи опыта от старшею поколения к младшему.

Математика - сложный предмет. Это наука, выстроенная на определённых законах, определениях, математических фактах. Порой материал, изучаемый на уроке, трудно даётся учащимся. И вот однажды я попробовала на одном из уроков провести объяснение нового материала в виде игры. Такая форма урока стала для учащихся новой и неожиданной, что очень им понравилось. Это увлекло их, подтолкнуло к самостоятельной работе: они дома захотели найти дополнительный материал по данной теме, решить более сложные задания, проявить своё творчество.

Интерес к предмету отбивается однообразием методов и приемов обучения.

Включение игры в учебный процесс повышает интерес предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:

1 .Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний,  включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;

2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

В своей работе я использую следующие вилы игр:

  • настольные;
  • игры- состязания;
  • интеллектуальные.

Во время таких игр учащиеся не чувствуют на себе непосредственного давления со стороны учителя, могут высказать свободно свою точку зрения, продемонстрировать, не стесняясь, своё творчество. А также в игре осуществляются межпредметные связи, связь с реальной жизнью.

Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщительные уроки, на которых учащихся класса делю на несколько групп так, чтобы в каждой группе оказались и сильные, и слабые ученики. В данном случае использую одну из форм обучения - групповую работу. Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. На своих уроках групповую работу я строю на следующих принципах:

  • Класс разбивается на несколько небольших групп — от 3 до 6 человек.
  • Каждая  группа  получает  свое  задание (задания  могут быть одинаковыми  для  всех  групп  либо дифференцированными).
  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками
  • Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Я считаю, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других, самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся,

Надо отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуществах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников. У сильных же учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, т.к. при решении заданий более высокого уровня сложности у них возникают вопросы, на которые они хотели бы получить грамотный и исчерпывающий ответ. А слабым учащимся больше импонирует групповая форма работы. По данным И.М.Чередова, слабые учащиеся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20—30 процентов больше, чем при фронтальной форме.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

  • Объяснение цели предстоящей работы.
  • Разбивка учащихся на группы.
  • Раздача заданий для групп.
  • Контроль за ходом групповой работы.
  • Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
  • После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

В связи с вышеизложенным я хочу предоставить развернутый план урока, проведенного мною - Ландышевой Инессой Львовной по геометрии в 7 классе по теме «Основные понятия геометрии. Смежные и вертикальные углы».

Урок в 7 классе по теме
«Основные понятия геометрии. Смежные и вертикальные углы»

Цель урока:

  • обобщить знания учащихся по темам «Основные геометрические понятия. Смежные и вертикальные углы»,
  • проверить усвоение знаний учащихся по этим темам в ходе решения задач;
  • показать практическое применение изученного материала на практике, в жизни.

Ход урока

Учащиеся класса разбиты на команды. Каждая команда представляет собой «детективное агентство».

Вводное слово учителя.

В нашем небольшом поселке, как впрочем и в любом населенном пункте, многим необходима помощь в том или другом вопросе. Для того чтобы каждый из нуждающихся в разрешении своих проблем смог обратиться к кому-нибудь за помощью в больших городах создаются детективные агентства. В нашем поселке тоже решено было организовать такое агентство. В связи с этим объявили конкурс на лучшее агентство, которое по результатам конкурса сможет начать работу с клиентами.  В конкурсе решили участвовать 5 детективных агентств.

1 задание. Представьте свое агентство (каждая команда должна дать название, связанное с математикой,  своему детективному агентству)  

Конкурс детективных агентств заключается в следующем: необходимо «геометрически» грамотно разобраться в ситуации клиента и дать правильное, обоснованное решение.

Ни для кого не секрет, что в наше время на работу принимают только грамотных, образованных людей. Можете ли вы сказать о себе это?

Давайте проверим!

- Какой раздел геометрии вы изучаете? (планиметрия)

- Назовите основные фигуры планиметрии  (точка, прямая)

-Сформулируйте основное свойство принадлежности  точек и прямой (точки могут принадлежать и не принадлежать прямой)

-Какие геометрические фигуры  вы еще изучили? (угол, отрезок, луч, треугольник)

- Как найти длину отрезка, разделенного на части? (необходимо найти сумму длин частей, на которые он разбит)

- В каких единицах измеряется отрезок?

- А в  каких единицах измеряется угол?

- Как найти градусную меру угла, если между сторонами угла проведено несколько лучей?

-Какие углы называют смежными?

-Напомните основное свойство смежных углов

-Какие углы называют вертикальными?

-Напомните основное свойство вертикальных углов

2 задание. К вам в агентство обратилась  воспитательница детского сада: «Уважаемые детективы. Вы хорошо знаете, как непоседливы бывают дети. У нас завтра праздник. Мы долго репетировали выступление, подготовили красочный плакат. Но стоило мне отлучиться на несколько минут и оставить ребят одних, вот что они наделали:

Я хорошо помню, что на плакате было высказывание великого математика о геометрии. Помогите восстановить плакат. С уважением Анна Ивановна Снежкина.»

(на плакате написано: «Геометрия – это наука хорошо измерять. П.  Рамус)

3 задание: А вот еще одна просьба «Уважаемые детективы. В нашей школе Джеки - самая обаятельная девочка. Я предложил ей дружить, но Джеки сказала, что согласится только в том случае, если я решу ее головоломку. При этом она нарисовала на заборе 6 маленьких кружков

и сказала:

- Сейчас ты можешь провести только две прямые через три кружка. А я хочу, чтобы ты стер один из  кружков и нарисовал его в другом месте так, чтобы можно было провести четыре прямые через три кружка. Помогите мне, пожалуйста.  Незнайка»

(Хитрость Джеки состояла в том, чтобы кружок слева перенести далеко вправо, как показано на рисунке:

4 задание: А  эта просьба поступила от короля страны Головоломок: «В наши руки попала печать царя Соломона, изображенная на его гробнице.    

Наш астролог сказал, что расшифрует печать только в том случае, если математики сосчитают количество треугольников, изображенных на этой печати. Многие пытались, но астролог утверждает, что все попытки были неверными. Может быть вы сможете нам помочь?

Король страны Головоломок»

 (31)

5 задание: «Уважаемые детективы, пишет вам Слоненок. Я пригласил к себе на день рождения своих друзей: Обезьянку, Тигренка, Попугая, Удава, Бегемотика, и Черепаху.  К чаю купил торт.  Всех друзей я  люблю, и не хотел бы огорчать никого из них.  Знаю, что каждый из них хотел бы получить к чаю кусок торта с розочкой. Помогите мне разрезать торт, чтобы никого не обидеть»

Ответ:

6 задание:  К вам обращается известный поэт-сказочник Корней Иванович Чуковский:

«У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
. . . А потом позвонил Крокодил...
. . . А потом позвонили Зайчатки...
. . . А потом позвонили Мартышки...
. . . А потом позвонил Медведь...
. . . А потом позвонили Цапли...

Конечно же, вы прекрасно знаете эту историю, которая приключилась со мной однажды.

Итак,  у  Слона,   Крокодила,  Зайчаток,   Мартышек,  Медведя, и у меня установлены телефоны. Каждые два телефонных аппарата соединены проводом. Но вот вчера  после сильного снегопада связь прервалась. У телефонистов, сами понимаете, очень много работы в эти дни. Для скорейшего решения моей проблемы, они просили меня сосчитать, сколько необходимо проверить проводов, чтобы восстановить связь. Но я сейчас занят – пишу новую историю для вас. Помогите мне, пожалуйста.                                    

С чувством глубокой признательности – Чуковский К.И.»

(Всего телефонных аппаратов 7. Каждый соединен с шестью, значит соединений всего 7*6=42. А провод – это 2 соединения. Значит, всего понадобится проверить 21 провод)

7 задание: «Здравствуйте, многоуважаемые детективы. Пишет вам дрессировщик кошек Юрий Куклачев. Не можете ли вы мне помочь? Проблема моя заключается в том, что к новому цирковому сезону я с моими подопечными подготовил новый номер – выступление кошачьего хора. Но вы ведь знаете, что любым хором управляет дирижер, который «командует» певцами при помощи дирижерской палочки. У меня для выступления были приготовлены две палочки – одна красного, другая синего цвета. Но директор цирка сказал, что палочки должны быть одинаковыми и разноцветными. Я, недолго думая, хотел решить эту проблему просто – разделить палочки на кусочки и склеить новые – две красно-синие. Но, когда я делил, палочки получились разной длины, и при составлении длина новых не соответствовала нужной длине – 30 см. Можно ли распилить те и другие палочки так, чтобы потом можно было расположить их парами, причем в каждой паре палочки были бы одинаковой длины, но разного цвета?

Жду вас на представление. Ю.Куклачев»

(Да. Сложим красную палку из красных палочек, а синюю – из синих. Приложим эти палки друг к другу. Против стыков красных палочек сделаем разрезы на синих, а против стыков синих – разрезы на красных)

8 задание: К вам обращается директор музыкальной школы: «Завтра у нас в музыкальной школе состоится отчетный концерт. Но сегодня при подготовке актового зала, мы столкнулись с проблемой: как посадить 11 членов жюри так, чтобы каждому из низ было хорошо видно сцену, а сцена в актовом зале музыкальной школы расположена в центре.

Уверены, что вы нам поможете. Заранее благодарны.

Директор МШ: Зимушкина И.Н.»  

9 задание: «Здравствуйте. Пишет вам почтальон Печкин. Вы знаете, что мне по долгу службы приходится изо дня в день бывать в разных селениях в округе Простоквашино. Летом было хорошо – я ездил на велосипеде! А сейчас зима. Сугробы. Как вы думаете, если я встану на лыжи, смогу ли я за день проехать расстояние от Простоквашино до соседнего села, если между ними этой осенью посадили 65 деревьев на расстоянии друг от друга 70 см?»

10 задание: «Детективы, можете помочь диспетчеру аэропорта? Необходимо рассчитать угол взлета самолета, если я вижу самолет на взлете из диспетчерской под углом 123о.

Диспетчер Иванов И.И.»

(57о)

11 задание:  И на сегодняшний день последнее послание:

«На нашем полигоне проходили стрельбы  военнослужащих. Стрелки стреляли парами в летящую мишень. Первая пара отстрелялись на отлично: оба стрелка попали в цель одновременно. А вторая пара не поразила мишень совсем. Ваша задача – покажите угол полета пуль стрелков первой пары и угол, под которым разлетелись пули второй пары, если стрелки обеих пар стреляли с одного и того же места:

         

Что вы можете сказать об этих углах?

Подведение итогов урока

Домашнее задание: придумайте задачу, в которой бы использовались изученные геометрические фигуры, свойства этих фигур.

 (рисунок каждого задания выдавался отдельно каждой команде)