Данная программа:
- направлена на формирование социальной и технологической компетенций у учащихся начальной школы.
- в программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся начальной школы и их родителям.
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.
- раскрыты организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися 1-4 классов. Вербальная и визуальная информация даются в комплексе с практической отработкой (в играх – упражнениях) двигательных умений и навыков, необходимых для формирования необходимых параметров развития личности ''Выпускника начальной школы''.
Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей восприятия младших школьников.
В программе изложены организация и содержание работы с учащимися и родителями по социализации учащихся младшего школьного возраста.
Целью программы является привитие любви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки через учебную и воспитательную работу.
Задачи программы:
- Сформировать высокий уровень самостоятельности у учащихся начальной школы.
- Помочь в овладении начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками.
- Овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальными представлениями о мире профессий.
- Работа по соблюдению социальных и этических норм.
Структура программы.
1. Работа с учащимися через урочную деятельность (представление о мире профессий, формирование навыков самостоятельной трудовой деятельности, умения общаться).
2. Внеклассная работа по реализации перспективного плана профориетационной работы с учащимися по годам обучения в начальной школе.
3. Работа с родителями.
Практическая часть
Работа с учащимися через урочную деятельность
Постоянной и целенаправленной работой по социализации личности и профориентации является учебный процесс. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства, физической культуры, музыки учащиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей важность и значимость каждой профессии. На уроках трудового обучения особое внимание уделяется сравнению и выделению особенностей содержания различных профессий.
В начальной школе закладываются основы проектирования и проектной деятельности. Учителя используют активные методы обучения – игровые методы, методы проектов, исследовательские и проблемные методы при преподавании практически всех предметов. Все они благоприятно влияют на развитие личности и на подготовку к профилизации учащихся. Также они способствуют более тесному сотрудничеству с родителями.
Через сотрудничество классного руководителя и педагога психолога определяется склонность детей по типу темперамента к той или иной профессии, изучаются интересы и склонности учащихся.
Внеклассная работа по реализации перспективного плана профориетационной работы с учащимися
Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с 1 класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По данной тематике планируется проведение одного классного часа в месяц, с использованием разнообразных форм занятий (бесед, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий, участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.).
Цель работы в первом классе – более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности уже знакомыми им, с профессиями родителей.
Во втором классе целью работы является расширение знаний учащихся об отраслях производства, воспитание трудолюбия. Начало системной работы по знакомству с отраслями производства и профессиями сферы обслуживания и пищевой промышленности.
Цель работы в третьем классе – знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний о профессиях нашего города.
Цель работы в четвертом классе – продолжение работы по классификации профессий, воспитание положительного отношения к труду, знакомство со сферой торговли.
Перспективный план профориентационной работы классного руководителя начальной школы.
1 класс
Цель – более подробно познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, с профессиями их родителей.
Месяц |
Тема занятия |
Форма проведения |
сентябрь |
1. Знакомство с учащимися 2. Школа, в которой мы учимся |
1. Знакомство с характеристиками детей, выданными детским садом. 2. Беседа о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся. 3. Знакомство со школой, библиотекой, столовой и их работниками. |
октябрь |
Кто и какие любит игры |
1. Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель, врач, шофёр, медсестра и др. |
ноябрь |
Мир профессий. Профессии работников детского сада. Примечание: вводятся понятия профессия и должность |
Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный работник, медсестра, врач, шофёр, заведующая и др. |
декабрь |
Мир профессий. Профессии работников детского сада |
Конкурс рисунков |
январь |
Как я помогаю маме |
Устные рассказы детей |
февраль |
Изготовление сувениров ко дню 8 марта (на основе знаний полученных на уроках труда) |
Знакомство с профессией швеи. Экскурсия в школьную мастерскую |
март |
Профессии наших мам |
Классный час с приглашением 2-3 мам |
апрель |
Расширение знаний об отраслях производства |
Устные рассказы на тему «Кто работает рядом с нашей школой» (милиционер, строитель, продавец, аптекарь и т.д) |
май |
Как выращивают хлеб. |
Беседа с учителем биологии. Знакомство с профессиями (хлебороб, комбайнер, пекарь, кондитер и тд.) |
2 класс
Цель – расширить знания учащихся об отраслях производства, воспитывать трудолюбие. Начать работу по системному знакомству с отраслями производства. Профессии сферы обслуживания и пищевой промышленности.
месяц |
Тема занятия |
Формы проведения |
сентябрь |
О чём вы узнали в прошлом году, чему научились. |
Обобщающее занятие с выступлением учителя и учащихся. Запись учащихся в кружки. |
октябрь |
Профессии что нас окружают. |
Самостоятельная работа на тему «Нарисуй то, что тебе нравится». Индивидуальные беседы с учащимися на основе их работ, раскрытие интересов учащихся. |
ноябрь |
Люди каких профессий работают в нашей школе. |
Беседа с приглашением работников школы ( медсестра. библиотекарь, повар, т.д) |
декабрь |
Экскурсия в ателье. |
Экскурсия с предварительной беседой о профессиях (закройщик, швея, т.д) |
январь |
Что мне нравится дома и что не нравится? |
Письменная работа (мини-сочинение) |
февраль |
Что значит быть солдатом. |
Утренник, посвященный 23 февраля |
март |
Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи? |
Письменная работа с детальным описанием профессии одного из членов семьи (по выбору) |
апрель |
Экскурсия в магазин. |
Экскурсия на любое предприятие пищевой промышленности (хлебокомбинат, молокозавод и др.) |
май |
1. Весенние работы на пришкольном участке. 2. Задание на лето |
Знакомство с профессиями (строитель, водитель автобуса, продавец и др.) |
3 класс
Цель – первичное формирование представлений о классификации профессий, ведущие профессии нашего города.
месяц |
Тема занятий |
Форма проведения |
сентябрь |
Проверка выполнения летних заданий. |
Сочинение «Как я провёл лето?». Распределение обязанностей в классе |
октябрь |
Интересы и кружковая работа. |
На основе анализа сочинений, бесед с учащимися дать конкретные советы каждому ученику, чем ему нужно заниматься и для чего |
ноябрь |
Подготовка подарков для ребят детского сада. |
Практическая работа по изготовлению подарков. Подготовка детского утренника |
декабрь |
Совместный утренник с детским садом «Скоро в школу». |
Утренник-рассказ о школе, уроках, переменах, обязанностях учащихся |
январь |
Знакомство с профессиями провизора и фармацевта. |
Экскурсия в аптеку. (провизор, аптекарь) |
февраль |
Мир профессий. |
Сочинение «Кем я хочу быть когда вырасту?» или «На кого я хочу быть похожим?» |
март |
Знакомство с профессиями городского транспорта. |
Экскурсия в ПАТП (шофёр, кондуктор, автомеханик, автослесарь) |
апрель |
Что изменилось в нашем городе за последние годы. |
Беседа. Знакомство с профессиями (в строительстве, архитектуре, реставрации, декоративном озеленении города) |
май |
Мир профессий. Беседа о классификации профессий. |
Беседа и задание на лето – подобрать по десять профессий каждого типа |
4 класс
Цель – знакомство с классификацией профессий; воспитание положительного отношения к труду; знакомство со сферой торговли.
Месяц |
Тема занятий |
Форма проведения |
сентябрь |
Компас в мире профессий |
Просмотр видеофильма ''Все профессии важны, все профессии нужны'' |
октябрь |
Классификация профессий по типам |
Профессии типа «человек-человек», «человек-знак» (рассказ о профессиях) |
ноябрь |
Классификация профессий по типам |
Профессии типа «человек -техника», «человек -художественный образ» рассказ о профессиях) |
декабрь |
Классификация профессий по типам |
Профессии типа «человек -природа» (рассказ о профессиях) |
январь |
Все профессии важны |
Классное собрание с приглашением родителей |
февраль |
Человек имеет права и обязанности (право на труд) |
Классное собрание с приглашением учителя истории, юриста. |
март |
Что ты умеешь делать? |
Мастер класс. Выставка изделий к 8 марта |
апрель |
Мы идём в магазин |
Экскурсия в магазин и знакомство с профессиями продавца, кассира и др. |
май |
Профессии нашего края. Знаменитые люди нашего города. |
Задание на лето. Подготовка проекта по теме ''Я хочу быть…'' |
Работа с родителями
Одна из форм работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения их родителей. Но работу с родителями необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают, как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс формирования социальной и технологической компетенций. Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам. На каждом родительском собрании планируется проведение бесед или использование других форм работы. Предлагаем примерные темы и формы работы с родителями по классам.
1 класс. Работа с родителями
Четверть |
Тема. |
Форма проведения. |
1 четверть |
Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся. |
Беседа. Рассказ о режиме дня детей |
2 четверть |
Обязанности детей по дому. |
Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье |
3 четверть |
Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей. |
Круглый стол |
4 четверть |
Обобщающая беседа по профориентации. |
Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года. |
2 класс. Работа с родителями
Четверть |
Тема. |
Форма проведения. |
1 четверть |
Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей. |
Беседа Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся |
2 четверть |
Мир профессий, которые окружают ваших детей |
Информация о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году. |
3 четверть |
Практическое использование знаний о мире профессий |
Беседа « Что делают ребята в семье» |
4 четверть |
Практическое использование знаний о мире профессий |
Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето |
3 класс. Работа с родителями
Четверть |
Тема. |
Форма проведения. |
1 четверть |
Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям |
Беседа |
2 четверть |
Как знакомить учащихся с профессиями. Схема описания профессии |
Беседа |
3 четверть |
Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся |
Беседа |
4 четверть |
Классификация профессий по типам |
Рассказ |
4 класс. Работа с родителями
Четверть |
Тема. |
Форма проведения. |
1 четверть |
Возрастные особенности учащихся |
Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках |
2 четверть |
Классификация профессий |
Рассказ о том, что узнали учащиеся |
3 четверть |
Подготовка к сбору «Человек имеет права и обязанности» |
Индивидуальные консультации |
4 четверть |
Короткий отчёт о профориентационной работе за год |
Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации |
В результате работы по данной программе учащиеся начальных классов должны знать и понимать:
- Роль трудовой деятельности в жизни человека;
- Влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
- Назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- На основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
- Оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
- Планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом.
- Соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами.