ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на успешную адаптацию детей в школе; раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка внеурочной деятельности; на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Также программа ориентирована:
- на формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;
- на формирование у них нравственного самосознания и ответственности;
- на обучение культуре поведения на основе управления собой;
- на формирование нравственных позиций
- на развитие самосознания и культуры самовоспитания;
В основу программы положено нравственное развитие личности, формирование ценностных установок понятий «добро», «доброта», «сознательность», «ответственность», «коллектив», «уважение», «доверие», «сопереживание», «сострадание», культуры поведения и межличностных отношений, сознательное и ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплине, порученному делу.
Вся система работы строится на общечеловеческих ценностях и направлена на стимулирующее развитие личности.
Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:
- развитие познавательной активности и интересов личности учащихся;
- создание условий для самовыражения и самореализации учащихся;
- формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
- создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования детского коллектива и развитие личности учащихся в нем;
- повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;
- приобщение учащихся к культуре, традициям, истории школы, села, улуса, отечества, используя культурно-образовательную среду;
- развитие лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности организации;
- формирование гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе отечества.
- Программа строится на следующих принципах гуманистической педагогики:
- признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
- уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- уважительные отношения между взрослыми и детьми;
- создание ситуации успеха.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из восьми разделов, каждый из которых предполагает деятельность по следующим основным направлениям:
- ЗДОРОВЬЕ
- УЧЕБА
- МИЛОСЕРДИЕ
- КУЛЬТУРА
- ТРУД
- ПРАВО
РАЗДЕЛ «В МИРЕ ЗНАНИЙ»
Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Содержание совместной работы:
- операция «Живи, книга»
- международный день школьных библиотек;
- неделя «Без двоек»;
- предметные олимпиады;
- занятие в предметных кружках и клубах;
- экономическая игра «Бизнес-Старт»;
- предметные недели;
- конкурс «В гостях у Царицы наук»;
- интеллектуальные игры «Литературный салон», «Окружающий мир»;
- научно-практическая конференция «Ямщицкие чтения»;
- и т.д.
РАЗДЕЛ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Цель: Укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.
Содержание совместной работы:
- беседы по пропаганде ЗОЖ;
- встреча с представителями здравоохранения;
- конкурсы рисунков на спортивную тему;
- туристические походы, слеты;
- спортивные соревнования;
- акции против наркомании, курения, алкоголизма;
- день борьбы со «СПИДом»
- участие в улусном фестивале «Зимние Ленские столбы»;
- и т.д.
РАЗДЕЛ «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к родине, бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции.
Содержание совместной работы:
- внеклассные фольклорные кружки;
- танцы разных народов;
- праздники;
- мероприятия, посвященные культуре якутского народа;
- выставки прикладного творчества;
- экскурсии в Духовном Информационном центре «Истоки»;
- поисковая работа для краеведческого музея;
- военно- полевые сборы;
- смотр песни и строя;
- тематические конкурсы посвященные ко дню защитника отечества;
- праздничный концерт детских творческих коллективов «Парад Победы»
- встреча поколений;
- неделя права «Я- гражданин»
- конкурс «YРYН УОЛАН» (9-10кл)
- туристические походы;
- и т.д.
РАЗДЕЛ «ЗАБОТА»
Цель: участие детей и подростков в общественно значимой деятельности, развитие нравственных качеств.
Содержание совместной работы:
- встреча с ветеранами великой отечественной войны, тыла и труда;
- тимуровские работы;
- оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям, семьям погибших воинов;
- шествование над начальными классами и т.д.
РАЗДЕЛ «МОЯ РОДНАЯ ШКОЛА»
Цель: воспитание учащихся на лучших традициях родной школы, истории школы; формирование отношения к школе, как к дому, где каждый раскрывает свои способности, таланты и обретает друзей.
Содержание совместной работы:
- изучение истории своей школы;
- поисковая работа по сбору материалов к юбилею школы;
- организация и провидение НПК на тему: «Моя школа»;
- оформление стендов о школе;
- и т.д.
РАЗДЕЛ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»
Цель: Развитие в детях чувства красоты: видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее, формирование эстетического вкуса.
Содержание совместной работы:
- КТД на экологические темы;
- Тематические конкурсы рисунков и плакатов;
- Изостудия «Кустук»;
- Танцевальный кружок «Таммахтар»;
- Студия вокального искусства «Куорэгэй»;
- Конкурс «Кыыс Куо» (дев. 8-9кл);
- Театр мод «Юнтал».
РАЗДЕЛ «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Цель: формирование у учащихся чувства долга, развитие ответственности, реального представления о жизни, умение адаптироваться в этой жизни.
Содержание совместной работы:
- Активное участие в ученическом самоуправлении;
- Создание сети научно-исследовательских обществ, клубов по интересам, детских студий;
- Проведение разнообразных совместно с взрослыми познавательных дел (олимпиады, спартакиады, соревнования, смотры, диспуты)
- Защита творческих работ
- Дискуссии конференции
- Знакомство учащихся с «Декларацией о правах ребенка»
- Оформление уголка «Твои права и обязанности»;
- Организация дежурств по школе с 8 по 11 класс, где старшеклассники по графику самостоятельно, согласно плану школы, готовят, организуют и проводят мероприятия и праздники.
РАЗДЕЛ «ШКОЛА И РОДИТЕЛИ»
Цель: педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; формирование взаимного доверия и положительного настроя.
Содержание совместной работы:
- Работа с родительским комитетом;
- Конкурсы «Мы читающая семья»; «Вместе-дружная семья», «А5а курэ5э»;
- Спортивная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- Родительские чтения;
- Родительский всеобуч;
- Родительские конференция «Профессии, которые выбирают наши дети»;
- Совместные праздники: «Маленькие тайны большой семьи»; «За чашкой чая»; «Крепка семья – крепка держава» и т.д
Предполагаемый результат
Осознание подростком своей значимости, понимание того, что он что-либо делает лучше других, что он обладает внутренней силой, которая может привести к желаемому результату. Признание его авторитета среди сверстников и взрослых, развитие навыков общения, активное участие в делах коллектива.
Самоутверждение личности в коллективе, возможность конкретному ребенку свободно высказывать свои взгляды, отстаивать свои интересы.
Освоение активного стиля общения; углубления процессов самораскрытия; отработка навыков понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепление доверительного стиля общения.
Приложения
1. ГИМН ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК» (на якутском языке)
2. КЛЯТВА ОРГАНИЗАЦИИ
3. Фотографии