Урок-дискуссия "Африка. Преодоление вековой отсталости?!"

Разделы: География


Разнообразные формы проведения учебных занятий дают возможность: проявить способности каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и учащегося, стать активными участниками учебного процесса, не бояться высказать своё мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усвоить материал непосредственно на уроке. Одной из таких форм является дискуссия.

Слово «дискуссия» происходит от латинского «discussio», что означает рассмотрение, исследование. Это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их правильного решения. Применение метода дискуссии можно рекомендовать в том случае если учащиеся обладают значительной самостоятельностью в приобретении знаний, формулировании проблем, умении общаться друг с другом. Приведу пример запланированной дискуссии, проводимой в 11 классе. Изучаемая тема: Африка. Первый урок можно провести в виде обзорной лекции по Африке, а на втором уроке провести дискуссию.

Африка. Преодоление вековой отсталости?!

Тип: изучение нового материала

Форма: урок-дискуссия.

Учебно-воспитательные цели:

  1. Формирование самостоятельной деятельности при оценке природно-ресурсного потенциала и уровня экономического развития как Африканского континента в целом, так и отдельных его государств.
  2. Продолжать формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику отраслям. Формировать умение делать выводы, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.
  3. Закреплять навыки коллективной работы, умение оформлять ответы отдельных учеников в виде единого ответа.

Оборудование:

  • настенная политическая и экономическая карта Африки,
  • атлас,
  • раздаточный материал,
  • индивидуально подготовленный учащимися дополнительный материал.

Ход урока

На доске высказывания:

  1. Своя точка зрения- признак хорошего мышления.
  2. Оценка- способ реакции на увиденное и услышанное.

Подготовка к дискуссии:

Класс поделён на 3 группы:

Каждая группа получает задание за неделю до урока.

  1. Подготовить материал по основным направлениям хозяйства: промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и торговле.
  2. Подготовить вопросы по каждому направлению.

В ходе подготовки ребята консультируются с учителем.

I группа - за то, что Африка преодолеет свою отсталость;

II группа - против;

III группа - независимые эксперты (2-3 наиболее подготовленных учащихся). Корректируют ответы, подводят итог, формулируют решения.

Вводное слово учителя.

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
( Николай Гумилёв).

Современная Африка многолика. На её территории располагаются десятки разновеликих стран, находящихся на разных уровнях экономического и социального развития, по-разному специализирующихся в международном разделении труда. Из 46 наименее развитых стран мира по классификации ООН 32 страны находится в Африке. После завоевания независимости страны Африки начали предпринимать усилия по преодолению вековой отсталости. Особое значение имели национализация природных ресурсов, осуществление аграрной реформы, планирование экономики, подготовка национальных кадров. Но сумеет ли справиться Африка со своею отсталостью или так и останется отсталым континентом? На этот вопрос нам предстоит ответить в ходе нашей дискуссии.

Напоминаю правила ведения дискуссии:

Правила ведения дискуссии

  1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения.
  2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия.
  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться
  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
  7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы. [1]

Каждый из вас получил таблицу, в которой отражены основные направления хозяйства. В ходе нашей дискуссии вы заполните эту таблицу. Помогут вам в этом независимые эксперты, которые будут внимательно слушать ваши выступления, делать свои выводы и заполнять такую же таблицу на доске.

Примерный вариант заполнения таблицы.

Основные направления хозяйства

+

-

Промышленность

Горнодобывающая(монопольное место в МГРТ)

Слабое развитие обрабатывающей промышленности наличие очагов крупной промышленности.

Сельское хозяйство

Появление крупных частных ферм;

Тропическое и субтропическое земледелие.

Монотоварное, малотоварное, низкопродуктивное.

Транспорт

Велика роль морского и железнодорожного;

Развивается автомобильный, трубопроводный, воздушный.

Сильное отставание транспорта;

Нерациональная конфигурация транспортной сети.

Торговля

Экспорт сельскохозяйственных культур, сырья, топлива.

Большие внешние займы и долги, отсутствие у некоторых стран выхода к морю и т.д.

Вывод: Несмотря на серьёзные усилия, направленные на преодоление отсталости, Африка является периферией мирового хозяйства. Здесь сохранилась колониальная, отраслевая и территориальная структура экономики, которую африканским странам пока не удалось заметно изменить.

(Учитель в ходе дискуссии не высказывает суждений. Его роль- регулирование выступлений, стимулирование высказываний, уточнение, углубление аргументации).

Ход дискуссии

1. Промышленность

Вопрос I-группе: Какие факты свидетельствуют о положительном сдвиге в промышленном производстве Африки?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Затем представители II группы задают свои вопросы (2-3), указывая факты, свидетельствующие об экономической отсталости стран Африки.

Эксперты подводят итог и заполняют таблицу.

2. Сельское хозяйство.

Вопрос II группе: Что мешает развитию сельского хозяйства стран Африки?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Теперь представители I группы задают свои вопросы о положительных предпосылках для развития сельского хозяйства.

Эксперты подводят итог и заполняют таблицу

3. Транспорт.

Вопрос I-группе: Какие положительные изменения в развитии транспорта произошли за последнее время?

Учащиеся отвечают на вопрос.

II группа задаёт вопросы и приводит примеры отсталости транспортной сети Африки.

Эксперты подводят итог и заполняют таблицу.

4. Торговля.

Вопрос II группе: Приведите примеры, доказывающие слабое развитие торговли.

I группа задаёт вопросы и приводит примеры положительных сдвигов в развитии торговли.

Эксперты подводят итог и заполняют таблицу.

Поведение итогов урока, выставление оценок.

Источники.

1. http://bank.orenipk.ru/Text/t32_14.htm