- Цели:
- познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
- формировать навык правильного написания наречий;
- способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся,
ХОД УРОКА
1. Формирование психологического настроя.
- Здоров ли ваш скот? Садитесь. Удивлены? Эту странную на первый взгляд фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: «Я тебя вижу». А мы по-русски говорим просто: «Здравствуйте». То есть желаем нашему знакомому здоровья, о нем мы поговорим чуть позже, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 7 «А» класса, они составили специально для вас вопросы по теме «Правописание наречий».
2. Повторение изученного по теме: «Правописание наречий».
Слайд 1. Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?
Слайд 2.С вами играет Цепенникова Настя. Внимание вопрос:
- Какие слова являются наречиями?
Слайд 3.С вами играет Басков Евгений. Внимание вопрос:
- Существительные склоняются, глаголы спрягаются.
Как изменяются наречия?
Слайд 4. С вами играет Пичкалев Павел. Внимание вопрос:
- Расскажите о правописании не с наречиями.
- Дополните ответ своими примерами.
Слайд 5. С вами играет Корепанов Павел. Внимание вопрос:
Определите, какой частью речи и каким членом предложения являются выделенные слова:
- день прошел (в)пустую.
- мы вернулись (в)пустую комнату.
Слайд 6. С вами играет Потапов Андрей. Внимание вопрос:
- Когда на конце наречий после шипящих пишется суффикс -О, а когда -Е?
- Дополните ответ своими примерами.
Слайд 7.С вами играет Смолин Виктор. Внимание вопрос:
Игра «Третий лишний»:
- скучно
- нарочно
- празднично
Слайд 8. С вами играет Пачева Настя. Внимание вопрос:
- В каких случаях в наречиях пишется одна, а в каких две буквы Н?
- Дополните ответ своими примерами.
- Очень интересный и сложный вопрос, и хотя вы ответили на него правильно, давайте проверим на практике знание этой орфограммы.
Работа в парах на ноутбуках. CD «1С:Репетитор. Русский язык (1.0а)»
- Ваши знания оценит независимый эксперт - компьютер. На полях тетради выставьте, пожалуйста, оценку компьютера.
+ Карточки (для того, кто справился с заданием раньше).
Слайд 9. С вами играет Половодов Саша.
3. Новый материал
- На вопрос Саши мы пока ответить не сможем, оставим его на потом. А сейчас внимание на доску:
снова издавна докрасна |
заживо влево наглухо |
- Что общего и чем отличаются слова данных столбиков?
- Чем же будет заниматься сегодня на уроке?
- Итак, тема урока «Буквы О, А на конце наречий».
- Может быть, кто-то догадался, от чего зависит написание суффиксов данных слов? (Слайд 10).
Работа с учебником.
- Проверим, к правильному ли выводу мы с вами пришли. Открываем учебник на странице 105. Самостоятельно читаем новый материал. Время чтения 5 минут.
- Когда же на конце наречий, образованных при помощи приставок и суффиксов, пишется -О? Когда -А?
- Каким приемом, для лучшего запоминания выбора орфограммы, предлагает вам воспользоваться учебник?
- Есть еще один прием: нужно запомнить два очень интересных слова «навзао» и «издоса», они состоят из трех приставок и одного суффикса. Используйте тот прием, который вам больше понравится.
4. Тренировочные упражнения:
1. Упражнение 242. Работает по цепочке второй ряд, запись делаем с объяснением орфограммы.
2. Данные словосочетания заменить наречиями с –О или –А на конце, объяснить выбор орфограммы:
- Идти в правую сторону (идти вправо);
- Расстаться на долгое время (расстаться надолго);
- Наесться до полной сытости (наесться досыта);
- Переписать окончательно (переписать начисто или набело).
Физкультминутка.
Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.
3. Слайд 11. К данным наречиям подобрать антонимы:
- справа
- затемно
С данными словами придумайте предложение, запишите его, подчеркните наречия как член предложения.
4. Работа в парах на ноутбуках. Раскраска. Открыть с помощью Paint. <Рисунок 1>
+ Карточки для тех, кто с работой справился раньше.
5. Итоги.
Слайд 9. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Половодова Саши. Внимание вопрос:
- Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?
6. Слайд 12. Домашнее задание:
1. Упр. 242 с двумя приставками на выбор.
2. Вопрос на пятерку. Почему в наречии дословно пишется суффикс –о?
7. Слайд 13. Работа над развитием речи. Соревнование с компьютером «Кто быстрее?»
Заменить в предложении фразеологизм наречием:
- Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
- Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
- Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
- От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
- В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
8. Рефлексия
Сегодня на уроке оценки вам ставил компьютер, оценивала вашу работу я, а сейчас оцените себя сами:
- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее
- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся
- Присутствовал(а) на уроке
Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Полученный « портрет» класса вручается классному руководителю.
- Всем спасибо. До свидания.