Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Разделы: Русский язык


  • Цели:
  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся,

ХОД УРОКА

1. Формирование психологического настроя.

- Здоров ли ваш скот? Садитесь. Удивлены?  Эту странную на первый взгляд фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: «Я тебя вижу». А мы по-русски говорим просто: «Здравствуйте». То есть желаем нашему знакомому здоровья, о нем мы поговорим чуть позже, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В  роли  телезрителей выступят учащиеся  7 «А» класса, они составили специально для вас вопросы по теме «Правописание наречий».

2. Повторение изученного по теме: «Правописание наречий».

Презентация.

Слайд 1. Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?

Слайд 2.С вами играет Цепенникова Настя. Внимание вопрос:

- Какие слова являются наречиями?

Слайд 3.С вами играет Басков Евгений. Внимание вопрос:

- Существительные склоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 4. С вами играет Пичкалев Павел. Внимание вопрос:

- Расскажите о правописании не с наречиями.

- Дополните ответ своими примерами.

Слайд 5. С вами играет Корепанов Павел. Внимание вопрос:

Определите, какой частью речи и каким членом предложения являются выделенные слова:

  • день прошел (в)пустую.
  • мы вернулись (в)пустую комнату.

Слайд 6. С вами играет Потапов Андрей. Внимание вопрос:

- Когда на конце наречий после шипящих пишется суффикс -О, а когда -Е?

- Дополните ответ своими примерами.

Слайд 7.С вами играет Смолин Виктор. Внимание вопрос:

Игра «Третий лишний»:

  • скучно
  • нарочно
  • празднично

Слайд 8. С вами играет Пачева Настя. Внимание вопрос:

- В каких случаях в наречиях пишется одна, а в каких две буквы Н?

- Дополните ответ своими примерами.

- Очень интересный и сложный вопрос, и хотя вы ответили на него правильно, давайте  проверим на практике знание этой орфограммы.

Работа в парах на ноутбуках. CD «1С:Репетитор. Русский язык (1.0а)»

- Ваши знания оценит независимый эксперт - компьютер. На полях тетради выставьте, пожалуйста, оценку компьютера.

+ Карточки (для того, кто справился с заданием раньше).

Слайд 9. С вами играет Половодов Саша.

3. Новый материал

- На вопрос Саши мы пока ответить не сможем, оставим его на потом. А сейчас внимание на доску:

снова

издавна

докрасна

   

заживо

влево

наглухо

- Что общего и чем отличаются слова данных столбиков?

- Чем же будет заниматься сегодня на уроке?

- Итак, тема урока «Буквы О, А на конце наречий».

- Может быть, кто-то догадался, от чего зависит написание суффиксов данных слов? (Слайд 10).

Работа с учебником.

- Проверим, к правильному ли выводу мы с вами пришли. Открываем учебник на странице 105. Самостоятельно читаем новый материал. Время чтения 5 минут.

- Когда же на конце наречий, образованных при помощи приставок и суффиксов, пишется -О? Когда -А?

- Каким приемом, для лучшего запоминания выбора орфограммы,  предлагает вам воспользоваться учебник?

- Есть еще один прием: нужно запомнить два очень интересных слова «навзао» и «издоса», они состоят из трех приставок и одного суффикса.  Используйте тот прием, который вам больше понравится.

4. Тренировочные упражнения:

1. Упражнение 242. Работает по цепочке второй ряд, запись делаем с объяснением орфограммы.

2. Данные словосочетания заменить наречиями с –О или –А на конце, объяснить выбор орфограммы:

  • Идти в правую сторону  (идти вправо);
  • Расстаться на долгое время  (расстаться надолго);
  • Наесться до полной сытости   (наесться досыта);
  • Переписать окончательно  (переписать начисто или набело).

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

3. Слайд 11. К данным наречиям подобрать антонимы:

  • справа
  • затемно

С данными словами придумайте предложение,  запишите его,  подчеркните наречия как член предложения.

4. Работа в парах на ноутбуках. Раскраска. Открыть с помощью Paint. <Рисунок 1>

+ Карточки для тех, кто с работой справился раньше.

5. Итоги.

Слайд  9. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Половодова Саши. Внимание вопрос:

- Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

6. Слайд 12. Домашнее задание:

1. Упр. 242 с двумя приставками на выбор.

2. Вопрос на пятерку. Почему в наречии дословно пишется суффикс –о?

7. Слайд 13. Работа над развитием речи. Соревнование с компьютером «Кто быстрее?»

Заменить в предложении фразеологизм наречием:

  • Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
  • Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
  • Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
  • От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
  • В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)

8. Рефлексия

Сегодня на уроке оценки вам ставил компьютер, оценивала вашу работу я, а сейчас оцените себя сами:

- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее

- Все понял(а), но  активно работать на уроке стеснял(ась)ся

- Присутствовал(а) на уроке

Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Полученный « портрет»  класса вручается классному  руководителю.

- Всем спасибо. До свидания.