На современном этапе развития общества стремительно возрастает объем научной информации, что создает затруднения для формирования человека, способного к активному творческому овладению знаниями, умеющего быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, прогнозировать развитие событий. Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни, в настоящее время, становится учебно-исследовательская деятельность учащихся. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Значимым фактом повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в школе становится применение в работе новых информационных технологий. Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее актуальной информации, соответствующей современному уровню содержания образования, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам.
Интеграция информационных и исследовательских технологий позволяет реализовать основные стратегические задачи, стоящие перед современной школой, помогает на деле, осуществлять компетентностный подход.
Идея реализации компетентностного подхода с помощью интеграции информационных и исследовательских технологий натолкнула на мысль активизировать познавательную деятельность учащихся в школьном научно-исследовательском обществе. Так появилось НОУ.
В начале своего существования НОУ состояло из учащихся старших классов, мотивированных на углубление знаний по предмету, или учащихся, желающих сдать экзамен в форме реферата. Начали создаваться первые работы, гораздо больше похожие на реферат, чем на исследование. Учитель-консультант не объясняя отсматривал материал, давал советы ученику по написанию работы, а часто дописывал и переписывал то, что считал нужным. Однако очень скоро выяснилось, что ребят начинает интересовать сам процесс поиска информации, формирование гипотезы, формулирование выводов и т.д. Именно тогда появилась необходимость систематизировать и структурировать работу общества.
Первое, что решили сделать: обучить педагогический коллектив школы. Учитель, прежде всего, должен был перестать быть человеком, заменяющим автора-учащегося. Учитель сам должен был познакомиться с основами исследовательских технологий, для того чтобы затем нести знания учащимся. В школе был проведён семинар для педколлектива: «Исследовательское поведение и исследовательское обучение» (Приложение 1). Созданная для его проведения презентация в среде PowerPoint, способствовала актуализации наглядности материала. Здесь же на семинаре была проведена анкета о желании учителей заниматься исследовательской работой с учащимися. В результате 11 учителей средней и старшей школы изъявили желание работать в педагогической лаборатории «Исследование». Эти учителя стали организаторами педагогического совета: «Применение исследовательских технологий в урочной и внеурочной деятельности школы».
Куратором всей исследовательской работы стал зам. директора по НМР. Таким образом, учителя начинали работать с наиболее заинтересованными учащимися, рассматривая основы исследовательского поиска в контексте, преподаваемого ими предмета. Вторая и третья общешкольные конференции НОУ стали значительным этапом в жизни школы. Работы, представленные учащимися, перестали носить только теоретический анализ. Помимо теории во многих появилась экспериментальная часть. И это касалось не только работ по физике, химии, математике, экологии, но и работ по истории, обществознанию, литературе, где теория сопровождалась социологическими опросами, интервью («Город – средоточие миграционных потоков», «Ещё раз о вреде курения», «Попытки модернизации России при Софье Алексеевне»).
Неожиданно заинтересовались исследовательской деятельностью учащиеся и учителя начальной школы. Они стали использовать приёмы и методы исследовательского поиска в урочной деятельности, увлеклись методом проектов и начали создавать проекты на уроках и вне, в содружестве с родителями и ребятами стали работать над глубокими исследованиями («Спортивная метрология», «Драконы», «Детские и отроческие годы Антоши Чехова (в воспоминаниях и письмах современников)»).
Тогда два года назад появилась необходимость в создании Школы юного исследователя (Школа) для учащихся старшей, средней и младшей школы.
Сейчас Школе юного исследователя уже два года. Первый выпуск Школы был заслушан на большой и малой общешкольных конференциях НОУ, школьной конференции «Я – исследователь» для малышей, предметных конференциях в рамках Недели Науки.
Ребята, посещающие занятия Школы 1 раз в неделю, не всегда самые умные и одарённые в классе. Есть те, которые стараются самореализоваться в Школе, другие самоутверждаются здесь, но абсолютно все получают основы исследовательского поиска, так необходимые в сегодняшней жизни.
Наверное, занятия в Школе не были бы так успешны, не притягивали бы такое количество учащихся, если бы не применение на занятиях информационных технологий.
Первый год своего существования занятия в Школе строились по возрастным группам на основе компьютерной презентации (Приложение 2). Таким образом, учащиеся получали необходимую теоретическую базу. Занятие строилось так: первая часть – теория, затем применение знаний на практике. Например, ребята разного возраста с удовольствием учились определять этапы исследования, формулировать цели работы, выдвигать гипотезу на примере русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и др. Мне хотелось, чтобы учащиеся поняли, что заниматься исследовательской деятельностью интересно, строить гипотезы – просто, а умение поставить перед собой цель пригодится человеку всегда. Для предметных углублённых занятий приглашались специалисты – учителя нашей школы (физик, химик – проведение экспериментов, психолог – презентация работы на большую аудиторию и др.). Первая Школа не имела программы, мы действовали методом проб и ошибок. Результатами работы Школы можно считать: Участие в Московском и Сочинском турах Всероссийского конкурса «Я – исследователь» младших школьников, победы на весенних сессиях Донской академии юных исследователей, призовые места в городских экологических чтениях и т.д. Но самое главное – это популярность общества в школе. Десятки учащихся хотят заниматься исследовательской деятельностью в Школе юных исследователей.
Поэтому в этом году была создана программа Школы, рассчитанная на 17 занятий, которые проходят в медиакабинете или в компьютерном классе, с обязательным доступом в Интернет.
Содержание обучения
1. Введение (3 часа) + презентационное сопровождение
- Мотивация деятельности учащихся. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса. Особенности научно-исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования. Естественные и гуманитарные науки.
- Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников.
- Деловая игра «Шесть шляп мышления», «Давайте, познакомимся».
2. Понятийный аппарат исследования (2часа) + презентационное сопровождение
- Понятие актуальности темы исследования. Выбор темы исследования: искусство или наука? Понятийный аппарат исследования: объект, предмет, цель, задачи исследования. Гипотеза и ее структура.
- Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.
3. Основы работы с научной литературой (3часа) + презентационное сопровождение + Интернет-технологии
- Виды рационального чтения специальной литературы: цитирование, конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок.
- Структура тезисов, статьи, доклада по физике. Каталоги. Шифры. Аннотация и библиографическое описание.
- Занятие в компьютерном классе. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования.
4. Приёмы и методы исследовательского поиска (2часа) + презентационное сопровождение + Интернет-технологии
- наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез;
- исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
5. Этапы работы в рамках научного исследования (2часа)+ презентационное сопровождение + Интернет-технологии
- Выбор темы.
- Составление плана научно-исследовательской работы.
- Работа с научной литературой.
- Работа с понятийным аппаратом.
- Опытно-экспериментальная работа.
6. Оформление исследовательской работы (2часа) + презентационное сопровождение + Интернет-технологии
- Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
- Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
7. Подготовка к научно-практической конференции (3часа) + презентационное сопровождение + Интернет-технологии
- Требования к оформлению исследовательской работы. Оформление тезисов и доклада по теме исследования. Подготовка к публичной защите исследовательской работы.
- Тренинг «Как корректно задавать и отвечать на вопросы?»
- Деловая игра «Научно-практическая конференция». Участие в научно-практической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.
Таким образом, интеграция информационных технологий в исследовательскую деятельность школы помогает создать необходимые условия для развития личности учащихся, создаёт ситуацию успеха, способствует формированию исследовательских умений и навыков, и применению их на практике. Школа юных исследователей открывает свои двери не только для одарённых детей, но и для тех, кто хочет научиться учиться, хочет получать удовольствие от процесса обучения.