Задачи:
- Создать условия для усвоения правописания сочетаний жи-ши.
- Способствовать обогащению словаря, коррекции мыслительной деятельности через организацию работы над пословицами и загадками.
- Воспитывать культуру учебного труда через целенаправленную деятельность.
Оборудование:
- конверты с заданиями, карточки с пословицами,
- карточки со словами: "мыши", "машина", "лыжи", "снежинка",
- портрет Бабушки-Загадушки,
- конверт с отметками.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какой урок?
(отчёт дежурного)
II. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте тему урока.
- Над чем мы будем сегодня работать?
Мотивация:
- Ребята, у нас урок будет необычный. К вам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она весь урок будет давать вам интересные задания-загадки о правописании сочетаний "жи-ши". А если вы с ними справитесь, то в конце урока от неё будет сюрприз.
На доске: Портрет Бабушки-Загадушки и конверты с заданиями.
III. Чистописание.
Из первого конверта берётся задание:
- На чистописании вы должны написать буквы, которые чаще всего встречаются в словах пословиц.
Поспешишь - людей насмешишь.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какая буква встречается чаще других? (ш)
С книгой дружить - век не тужить.
- Как понимаете эту пословицу?
- Какая буква встречается чаще других? (ж)
- Какие буквы будем писать на чистописании?
Жж - 1 строчка
Шш - 2 строчка
(учитель показывает правильное написание букв, дети пишут их в тетрадь и подчёркивают самые красивые).
Вывод:
- Какие буквы мы повторили?
- Как пишутся в пословицах сочетания жи-ши?
- Ребята, мы справились с первым заданием Бабушки-Загадушки, давайте заглянем в следующий конверт.
IV. Словарная работа.
Из второго конверта берётся задание.
- Ребята, вам Бабушка-Загадушка принесла загадки, вы должны их отгадать, а отгадки написать в тетрадь.
(отгадывание загадок - фронтальная работа)
1. Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко.(машина)
2. Зверьки малые, шубки серые, глазки чёрные, зубки острые. (мыши)
3. В дождь лежим, в мороз бежим: уж такой у нас режим. (лыжи)
4. Покружилась звёздочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)
(Ребята записывают в тетради отгадки самостоятельно, затем учитель вывешивает карточки с правильным написанием слов и идёт работа в парах).
Вывод:
- Какие сочетания с шипящими согласными вы написали в словах?
- С какими гласными они пишутся?
- Какое правило вспомнили?
V. Берётся задание из третьего конверта - физкультминутка.
- А сейчас мы отдохнём.
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко накланяюсь.Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не держать в руках -
Пусть лежат в кармашке (дети показывают).
Ой, упал, мой жук (нагибаются),
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях (дети машут руками).
VI. Берётся задание из четвёртого конверта.
Работа с деформированным текстом.
- Ребята, Бабушка-Загадушка стала старенькой и перепутала слова в предложениях. Вы должны составить предложения и записать их в тетрадь.
Первыми, улетели, стрижи, юг, на.
Ежи, сухие, зарылись, в, листья.
Мыши, норки, в, спрятались.
Заползли под, ужи, корни.
Задание: Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши.
(подведение итога выполненного задания)
VII. Берётся задание из пятого конверта.
Задание: Составить самостоятельно слова с сочетаниями жи-ши и записать их в тетрадь.
(проверка выполненной работы)
VIII. Рефлексия.
- Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями Бабушки-Загадушки. Вот сейчас посмотрим, какой сюрприз она нам приготовила.
(учитель открывает большой конверт и раздаёт ученикам большие вырезанные из картона отметки "4" и "5" за работу на уроке)
IX. Подведение итогов.
- Над какой темой работали на уроке?
- Для чего необходимы нам эти знания?
X. Домашнее задание.
Упражнение 6, стр. 91.
- 1 группа - списывает задание
- 2 группа - пишет по памяти
(домашнее задание выполняется в группе продленного дня)