Литературное чтение В.Даль "Девочка Снегурочка", русская народная сказка "Снегурочка". УМК "Начальная школа XXI"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создание условий для организации наблюдения за особенностями русских народных и авторских сказок;
  • Работа над развитием речи и активизацией словаря учащихся;
  • Развитие навыков учебной деятельности: планирование работы, умение реализовать поставленную задачу и увидеть результат деятельности.

Форма проведения: исследование.

Оборудование:

  • учебник,
  • карточки со словами,
  • план произведений.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Оргмомент Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок литературы. Давайте проверим, всё ли у вас готово для работы и настроимся на плодотворную работу:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимаем, если надо, отвечаем.

Спасибо. Я вижу, что вы готовы к работе. Начинаем наш урок

Поверяют готовность к уроку.

 

Повторяют хором слова.

 

 

Садятся на свои места

 
Планирование работы Предлагаю составить план работы на сегодняшний урок. Предлагают этапы работы: разминка, повторяю, изучаю, оцениваю На доске вывешиваются таблички с этапами урока ступеньками.
Речевая разминка Начинаем урок с речевой разминки. Определите для себя, с какой целью вы будете её проводить.

1. Упражнение на чёткое проговаривание звуков и развитие дыхания : на 1-5 вдох, на 1-5 задержать дыхание, на выдохе прочитать слоги с различной интонацией ( чётко, отрывисто, с обидой, удивлённо и т.д.);

2. Работа со скороговоркой:

Если с дерева упала макаронина,
Значит, эта макаронина воронина,
Проворонила ворона макаронину,
Съела галка макаронину воронину.

Кому речевая разминка помогла подготовиться к работе? Кто готов работать дальше?

Дети проговаривают друг другу свои цели, затем некоторые говорят классу

Читают хором.

 

 

 

 

Читают постепенно увеличивая темп и громкость звука

Цели: подготовка речевого аппарата к работе, развитие памяти, внимания, работа над дикцией и т.д.

Приложение №1.

Игра "Радио"

Проверка домашнего задания Каким было домашнее задание?

Такое задание у вас было не случайно. Сегодня мы с вами будем учёными-исследователями. Кто такие исследователи?

Что мы можем исследовать?

Давайте послушаем произведения, чтобы чётко знать содержание и провести интересную исследовательскую работу.

Прочитать 2 сказки

 

 

Сравнить произведения, выявить сходство и различие.

Чтение обеих сказок

 

 

 

Темп чтения основной массы детей от 70 до 130 слов. Ниже читают 6 человек.

Исследовательская работа Чтобы провести исследование быстро и полно, предлагаю разделиться на группы: 1 вариант работает с произведением В.Даля, 2 вариант - с народным произведением

1. Определение жанра, доказательство правоты;

2. Определение авторов сказок, знакомство с понятием авторская и народная сказка (вывод в учебнике);

3. Сравнение языка сказок, словарная работа;

4. Определение героев сказок, вычитывание;

5. Сравнение того, как Снегурочка собиралась в лес (вычитывание);

6. Сравнение финала сказок;

7. Деление сказок на части, сравнение количества частей и их содержания, выявление общего

Как вы думаете, что произошло со снегурочкой, когда она растаяла? Погибла ли она?

Приводят примеры того, что читали сказки

Заранее подготовленные дети по словарю В.Даля знакомят детей со значением устаревших слов.

Главные герои те же, но в авторской сказке персонажей больше

Не хотели пускать - уговаривали пойти

Счастливый конец - грустный.

Вспоминают различные состояния воды и делают вывод, что Снегурочка не погибла, а превратилась в пар.

На доске постепенно вывешиваются результаты поисковой работы (приложение №2)

 

Сравнивают: старик - дед, старуха - баба

Девушки-подружки и т. д.

Без чтения

Вспоминают рассказ о детях воды.

Итог урока Что можно сказать о прочитанных произведениях? Кто такие исследователи? У них много общего, хотя авторы разные  
Оценка своей деятельности Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Что было интересно? Трудно? С каким настроением работали?

Мне было с вами очень интересно работать. Спасибо за активную работу.

Дети высказывают своё мнение Карточки-настроение
Домашнее задание Выполнить задание в рабочей тетради по вариантам