Цели:
- Создание условий для организации наблюдения за особенностями русских народных и авторских сказок;
- Работа над развитием речи и активизацией словаря учащихся;
- Развитие навыков учебной деятельности: планирование работы, умение реализовать поставленную задачу и увидеть результат деятельности.
Форма проведения: исследование.
Оборудование:
- учебник,
- карточки со словами,
- план произведений.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Оргмомент | Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок
литературы. Давайте проверим, всё ли у вас готово
для работы и настроимся на плодотворную работу:
Спасибо. Я вижу, что вы готовы к работе. Начинаем наш урок |
Поверяют готовность к уроку.
Повторяют хором слова.
Садятся на свои места |
|
Планирование работы | Предлагаю составить план работы на сегодняшний урок. | Предлагают этапы работы: разминка, повторяю, изучаю, оцениваю | На доске вывешиваются таблички с этапами урока ступеньками. |
Речевая разминка | Начинаем урок с речевой разминки.
Определите для себя, с какой целью вы будете её
проводить. 1. Упражнение на чёткое проговаривание звуков и развитие дыхания : на 1-5 вдох, на 1-5 задержать дыхание, на выдохе прочитать слоги с различной интонацией ( чётко, отрывисто, с обидой, удивлённо и т.д.); 2. Работа со скороговоркой: Если с дерева упала макаронина, Кому речевая разминка помогла подготовиться к работе? Кто готов работать дальше? |
Дети проговаривают друг другу свои
цели, затем некоторые говорят классу Читают хором.
Читают постепенно увеличивая темп и громкость звука |
Цели: подготовка речевого аппарата к
работе, развитие памяти, внимания, работа над
дикцией и т.д.
Игра "Радио" |
Проверка домашнего задания | Каким было домашнее задание? Такое задание у вас было не случайно. Сегодня мы с вами будем учёными-исследователями. Кто такие исследователи? Что мы можем исследовать? Давайте послушаем произведения, чтобы чётко знать содержание и провести интересную исследовательскую работу. |
Прочитать 2 сказки
Сравнить произведения, выявить сходство и различие. Чтение обеих сказок |
Темп чтения основной массы детей от 70 до 130 слов. Ниже читают 6 человек. |
Исследовательская работа | Чтобы провести исследование быстро и
полно, предлагаю разделиться на группы: 1 вариант
работает с произведением В.Даля, 2 вариант - с
народным произведением 1. Определение жанра, доказательство правоты; 2. Определение авторов сказок, знакомство с понятием авторская и народная сказка (вывод в учебнике); 3. Сравнение языка сказок, словарная работа; 4. Определение героев сказок, вычитывание; 5. Сравнение того, как Снегурочка собиралась в лес (вычитывание); 6. Сравнение финала сказок; 7. Деление сказок на части, сравнение количества частей и их содержания, выявление общего Как вы думаете, что произошло со снегурочкой, когда она растаяла? Погибла ли она? |
Приводят примеры того, что читали
сказки Заранее подготовленные дети по словарю В.Даля знакомят детей со значением устаревших слов. Главные герои те же, но в авторской сказке персонажей больше Не хотели пускать - уговаривали пойти Счастливый конец - грустный. Вспоминают различные состояния воды и делают вывод, что Снегурочка не погибла, а превратилась в пар. |
На доске постепенно вывешиваются
результаты поисковой работы (приложение
№2)
Сравнивают: старик - дед, старуха - баба Девушки-подружки и т. д. Без чтения Вспоминают рассказ о детях воды. |
Итог урока | Что можно сказать о прочитанных произведениях? Кто такие исследователи? | У них много общего, хотя авторы разные | |
Оценка своей деятельности | Что понравилось на уроке? Что
запомнилось? Что было интересно? Трудно? С каким
настроением работали? Мне было с вами очень интересно работать. Спасибо за активную работу. |
Дети высказывают своё мнение | Карточки-настроение |
Домашнее задание | Выполнить задание в рабочей тетради по вариантам |