Урок "Симфонический оркестр"

Разделы: Музыка


Цель урока:

  • Знать группы инструментов симфонического оркестра, узнавать звучание симфонического оркестра, усвоить особенности симфонического оркестра;
  • Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие;
  • Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

Начало урока под музыку симфонического оркестра

Глинка увертюра к опере "Руслан и Людмила" - фрагмент.

Тема урока - Строение симфонического оркестра.

На уроке вы познакомитесь с симфоническим оркестром, с группами инструментов и инструментами, входящими в его состав,

Оркестры появились достаточно давно. Оркестрами стали называться капеллы в 15-17 веке. Существуют различные виды оркестров: народные, духовые, джазовые, симфонические. Каждый из них имеет свое неповторимое звучание, которое складывается из сочетания тембров тех или иных инструментов.

Как вы думаете, что такое оркестр? (ответы)

Вывод:

Оркестр - это коллектив, состоящий из 12 и более музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор, венский классик. Он стал основателем классицизма и новых музыкальных классических форм.

Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр? (ответы)

Вывод:

Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, т.е. камерное звучание. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски в своих произведениях, он решил попробовать объединить инструменты, и строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная.

Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества,

больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.

Симфонический оркестр выступает в больших залах.

Многие композиторы обращались к оркестру: Моцарт, Бетховен, Шуберт, Чайковский, Бородин. В наше время Щедрин, Дога, Шнитке.

Слушание Симфония №45 Й.Гайдн - фрагмент.

Познакомьтесь со схемой симфонического оркестра.

Обратите внимание на место дирижера и расположение инструментов.

В симфоническом оркестре участвуют следующие группы инструментов:

1. Струнно-смычковые;

2. Деревянные духовые;

3. Медные духовые;

4. Ударные;

5. Струнно-щипковый.

Почему именно такое расположение инструментов? (ответы)

Как вы думаете, почему группы так называются? (ответы)

Динамическая пауза.

Сообщения учащихся о музыкальных инструментах:

Струнно-смычковые

  • Слушание: Вивальди "Времена года" - фрагмент.

Деревянные духовые

  • Слушание: Ф.Шуберт "Тысячи херувимов" - фрагмент.

Медные духовые

  • Слушание: Гендель 4 часть - фрагмент.

Ударные

Струнно-щипковый

  • Слушание: Моцарт "Менуэт" - фрагмент.

Обобщение:

  • Что такое оркестр?
  • Кто создал симфонический оркестр?
  • Каково значение симфонического оркестра?
  • Назвать группы симфонического оркестра.
  • Какой оркестр называется симфоническим и почему? (ответы)

Вывод:

Симфонический оркестр - это музыкальный коллектив, наиболее совершенный и богатый по своим выразительным возможностям.

Слушание Брамс "Венгерский танец" - фрагмент.

Работа над песней:

Дунаевский "Жил да был брадобрей", песня из к/ф. "Мери Поппинс, до свиданья!"

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Спасибо за урок!

Слушание:

  1. М.И.Глинка Увертюра из оперы "Руслан и Людмила"
  2. Й.Гайдн Симфония №45 - фрагмент.
  3. Ф.Шуберт "Тысячи херувимов" - фрагмент.
  4. Ф.Гендель 4 часть - фрагмент.
  5. В.А.Моцарт "Менуэт" - фрагмент.
  6. Брамс "Венгерский танец" - фрагмент.

Оборудование: музыкальный центр, кассеты, диски, фортепиано, нотный материал, компьютер, диапроектор, караоке.

Динамическая пауза.

  • Мы проверили осанку и свели лопатки,
  • Мы походим на носках, а потом на пятках,
  • Пройдем мягко как лисята, и как мишка косолапый,
  • И как заинька трусишка, и как серый волк-волчишка.
  • Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог,
  • Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

Презентация.