Цель урока:
- Знать группы инструментов симфонического оркестра, узнавать звучание симфонического оркестра, усвоить особенности симфонического оркестра;
- Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие;
- Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
Начало урока под музыку симфонического оркестра
Глинка увертюра к опере "Руслан и Людмила" - фрагмент.
Тема урока - Строение симфонического оркестра.
На уроке вы познакомитесь с симфоническим оркестром, с группами инструментов и инструментами, входящими в его состав,
Оркестры появились достаточно давно. Оркестрами стали называться капеллы в 15-17 веке. Существуют различные виды оркестров: народные, духовые, джазовые, симфонические. Каждый из них имеет свое неповторимое звучание, которое складывается из сочетания тембров тех или иных инструментов.
Как вы думаете, что такое оркестр? (ответы)
Вывод:
Оркестр - это коллектив, состоящий из 12 и более музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор, венский классик. Он стал основателем классицизма и новых музыкальных классических форм.
Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр? (ответы)
Вывод:
Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, т.е. камерное звучание. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски в своих произведениях, он решил попробовать объединить инструменты, и строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная.
Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества,
больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.
Симфонический оркестр выступает в больших залах.
Многие композиторы обращались к оркестру: Моцарт, Бетховен, Шуберт, Чайковский, Бородин. В наше время Щедрин, Дога, Шнитке.
Слушание Симфония №45 Й.Гайдн - фрагмент.
Познакомьтесь со схемой симфонического оркестра.
Обратите внимание на место дирижера и расположение инструментов.
В симфоническом оркестре участвуют следующие группы инструментов:
1. Струнно-смычковые;
2. Деревянные духовые;
3. Медные духовые;
4. Ударные;
5. Струнно-щипковый.
Почему именно такое расположение инструментов? (ответы)
Как вы думаете, почему группы так называются? (ответы)
Динамическая пауза.
Сообщения учащихся о музыкальных инструментах:
Струнно-смычковые
- Слушание: Вивальди "Времена года" - фрагмент.
Деревянные духовые
- Слушание: Ф.Шуберт "Тысячи херувимов" - фрагмент.
Медные духовые
- Слушание: Гендель 4 часть - фрагмент.
Ударные
Струнно-щипковый
- Слушание: Моцарт "Менуэт" - фрагмент.
Обобщение:
- Что такое оркестр?
- Кто создал симфонический оркестр?
- Каково значение симфонического оркестра?
- Назвать группы симфонического оркестра.
- Какой оркестр называется симфоническим и почему? (ответы)
Вывод:
Симфонический оркестр - это музыкальный коллектив, наиболее совершенный и богатый по своим выразительным возможностям.
Слушание Брамс "Венгерский танец" - фрагмент.
Работа над песней:
Дунаевский "Жил да был брадобрей", песня из к/ф. "Мери Поппинс, до свиданья!"
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Спасибо за урок!
Слушание:
- М.И.Глинка Увертюра из оперы "Руслан и Людмила"
- Й.Гайдн Симфония №45 - фрагмент.
- Ф.Шуберт "Тысячи херувимов" - фрагмент.
- Ф.Гендель 4 часть - фрагмент.
- В.А.Моцарт "Менуэт" - фрагмент.
- Брамс "Венгерский танец" - фрагмент.
Оборудование: музыкальный центр, кассеты, диски, фортепиано, нотный материал, компьютер, диапроектор, караоке.
Динамическая пауза.
- Мы проверили осанку и свели лопатки,
- Мы походим на носках, а потом на пятках,
- Пройдем мягко как лисята, и как мишка косолапый,
- И как заинька трусишка, и как серый волк-волчишка.
- Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог,
- Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.