Цели:
- способствовать формированию интереса к окружающему миру, его тайнам;
- развивать речь, логическое мышление, память, воображение, восприятие;
- выявить имеющиеся знания детей о динозаврах;
- познакомить с различными видами динозавров, с их внешним видом, чем питаются эти животные, с видами передвижения;
- разъяснить причину вымирания динозавров.
Оборудование: иллюстрации динозавров, кроссворд.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа
- Сегодня мы с вами приоткроем завесу тайн и загадок. Мы узнаем, кто миллионы лет назад населял нашу планету.
3. Основная часть
- Может кто-нибудь скажет, как выглядела наша планета тогда, когда на ней не было ничего живого?
- Она была такой, как на этой иллюстрации.
На ней не было ни цветов, ни деревьев, ни животных. Эта эра называлась …
- Может кто-то знает, как называлась эта эра?
- Этот период назывался эрой древней жизни или палеозойская эра.
- Эта эра началась 570 млн. лет назад. В этот период начинают развиваться скелеты раковин, панцирей. В морях ещё не было рыб, но моря были заселены предками пауков, скорпионов и клещей. После на суше появились растения в высоту достигавших 25 см, а деревья в эту эру достигали 40 м, в обхвате 6 м. Происходит заселение суши папоротниками. В зарослях появляются насекомые черви, пауки, скорпионы. В морях постепенно появляются ранние скорпионы, длина которых превышала 2м. Рыбы приобретают плавники, чтобы от них не ускользнула добыча. Впоследствии рыбы покинули родную стихию и дали начало первым земноводным.
- Дальше наступает эра средней жизни или мезозойская эра.
- Мезозойскую эру можно назвать царством растений. Это были животные – далекие предки сегодняшних зверей, птиц, рыб.
- Кто знает, кого относят к рептилиям?
- Правильно. Динозавров.
- Но если тогда не было людей, то, как мы узнали, про всё это?
- Об этом нам рассказали учёные-палеонтологи, которые занимаются изучением мира вымерших животных и растений далёких исторических эпох.
- Существует целая наука, которая называется палеонтология.
- Как вы думаете, как учёные-палеонтологи определили: как выглядели древние животные, как передвигались, чем питались?
- Благодаря раскопкам, в результате которых находят онемелые останки животных.
- Много таких находок-останков животных костей было обнаружено во многих странах, а также и в Кузбассе.
- Теперь окунёмся в те далёкие времена.
- В тёплом море тёмно-синие рыбоящеры – ихтиозавры.
Были они не длиннее 13 м, хорошо приспособлены к водному образу жизни. Они имели вытянутое тело, крупные, острые и иногда загнутые назад зубы.
- В болоте, в зарослях папоротников прятались мезозавры.
- Кого из современных животных напоминает мезозавр?
- Он напоминает крокодила.
- Чем они схожи? Чем различаются?
- На песчаной горе грелись огромные зубастые лягушки - мастодонзавры.
- На береговых утёсах селились крылатые ящеры - стегозавры. Это травоядное животное. Его рост 8,8 м, а мозг размером с грецкий орех. Защищается от хищников шипами.
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию и скажите, с помощью чего стегозавр защищался от хищников?
- В зелёных лесах паслись стада трицератопсов.
- Кого из современных животных он напоминает?
- Носорога.
- А вы знаете, какие ящеры были самыми крупными?
- По берегам рек и озёр бродили в поисках пищи гигантских размеров ящеры-диплодоки.
4. Викторина
- Ответьте на вопрос: как рождались динозавры?
- Рождались они из яйца.
- Для того чтобы узнать, кто вылупится из этого яйца, вы должны разгадать кроссворд.
Вопросы:
- Кого из современных животных напоминают мезозавры? (крокодил)
- Кто такие мезозавры, зубастые лягушки, ихтиозавры? (динозавр)
- Чем защищается стегозавр? (шипы)
- Один из видов передвижения древних ящеров? (плавание)
- Где обитали рыбоящеры? (море)
- Каким животным является стегозавр? (травоядные)
- Где обитали мезозавры, ящеры, напоминающие крокодилов? (болото)
- Самое крупное животное среди ящеров? (диплодок)
- Итак, кто же вылупился из яйца.
- Из яйца вылупился уже не головастик, а волне сформировавшееся милое животное – диплодок.
- Сейчас новое задание. Оно чуть-чуть сложнее предыдущего и поэтому вы должны выслушать меня внимательно до конца.
- Каждому ряду нужно будет собрать из частей рисунок динозавра в целое. После чего вы должны попытаться назвать полученного динозавра.
- Приготовились, вперёд.
1 ряд – стегозавр, 2 ряд – диплодок, 3 ряд – мезозавр.
- Молодцы. С заданием справились, но не расслабляйтесь, вас ждёт еще одно задание, в котором вы проявите свою смекалку и быстроту.
- Я раздаю вам иллюстрации, в которых попытайтесь увидеть современного животного и его предка. Затем показать, кто есть кто.
1 ряд – страус, динозавр.
2 ряд – лягушка, зубастая лягушка.
3 ряд – крокодил, мезозавр.
- Ничто не вечно на Земле, родившись, после умираешь! Так в чём же причина? Где ответ?
- Прочтите то, что написано на доске. Затем скажите: почему динозавры исчезли без следа, что случилось?
В одной из новейших гипотез о исчезновении динозавров-ящеров говорится, что на Земле в то время произошла катастрофа – столкновение с огромным метеоритом – небесным телом, диаметр которого 10 м. От удара поднялась пыль, от чего всё небо над землёй потемнело на многие месяцы.
- Как вы думаете, что стало происходить на Земле?
- Погибли все растения, нуждающиеся в солнечном свете.
- А кто погиб после?
- Произошло похолодание, т.к. лучи солнца не достигали больше поверхности Земли.
- Динозавры были лишены привычных условий питания, холодные ночи и зимы сказались на выведении потомства.
- Как росли их детёныши?
- Медленно. Происходил процесс вымирания ящеров.
- Так какова же причина исчезновения динозавров, ящеров, по мнению учёных- палеонтологов?
5. Итог
- Так зачем же надо знать то, что было на Земле до нас?
- Эти знания для учёных очень важны, т.к. они позволяют понять развитие и формирование современного растительного и животного мира нашей планеты.