Сегодня на уроке мы познакомимся с властелинами Земли, попробуем разобраться в их многообразии, выяснить, боимся ли мы их или сотрудничаем.
Запись темы урока на доске и в тетрадях: "Властелины Земли. Тип Членистоногие"
Какими же качествами должны обладать существа, чтобы владеть целой планетой? (овладение всеми средами жизни: бегать, прыгать и летать, многочисленность, разнообразие приспособлений и т.д.)
Представьте себе, что мы хотим написать письмо инопланетянам, в котором расскажем о тех, кто обитает на нашей планете. Как обозначить овладение всеми средами жизни? (приводим рисунок на доске и в тетрадях, сначала слушаем варианты, предложенные детьми)
(ковшик - водная среда, над ним - воздушная, на ручке - наземная, под ручкой - почвенная).
Далее обозначаем распространенность во всех географических поясах:
Далее - многочисленность. О многом ли скажет просто число видов 1,5 миллиона? Как же обозначить? (долей от числа видов на Земле)
(2/3 от общего числа видов животных на Земле).
Вы еще не догадались, о ком же идет речь? Тогда портретная галерея поможет вам. Демонстрация фотографий членистоногих, принадлежащих разным классам (презентация).
Запись в теме: Тип Членистоногие. Классы (с примерами).
Демонстрация слайда, с которого переписывают названия животных:
Тип Членистоногие
Класс Ракообразные | Класс Паукообразные | Класс Насекомые |
Речной рак Омар Краб Креветка Лангуст |
Каракурт Скорпион Клещ Сенокосец Тарантул |
Медведка Муравей Водомерка Кузнечик Капустница |
Все животные такие разные, но что же у них всех общее? (слушаем ответы детей). Вам поможет в этом список терминов. Все термины - на слайде презентации.
1. Двусторонняя симметрия | Х |
2. Лучевая симметрия | А |
3. Гермафродит | В |
4. Раздельнополый | И |
5. Гетеротроф | Т |
6. Автотроф | А |
7. Регенерация | И |
8. Нервная цепочка | Н |
9. Нервные стволы | К |
10. Замкнутая система | Е |
11. Незамкнутая система | ! |
По этим терминам проводится аукцион (кто более точно дает определение термина, получает карточку: полное определение - красная карточка, неполное - зеленая). По карточкам будет подводиться итог урока и выставляться оценки.
Предлагается выписать в тетрадь только те признаки, которые помогли Членистоногим освоить Землю, выкладывается набор цифр, соответствующих терминам на слайде, затем идет самопроверка и получается слово - хитин.
1 |
4 |
5 |
7 |
8 |
11 |
Х |
И |
Т |
И |
Н |
! |
Продолжаем составлять письмо инопланетянам: появляются рисунки по хитину, его свойствам (что могут предложить дети), вводится понятие "линька".
Овладеть планетой помогают хорошо развитые органы чувств: рисунок по глазам, усикам.
Эти рисунки ребята могут составить самостоятельно.
Когда Алиса из страны чудес сказала гусенице, что с нею происходят чудесные превращения, то гусеница ответила, что ничего особенного и чудесного в этом не видит. Почему так ответила гусеница? О каком удивительном свойстве насекомых идет речь? Изображаем циклы превращений: полное и неполное, указываем раздельнополость.
Можем ли мы теперь перевести наше письмо на русский язык? Закрепляем материал.
По рисункам ребята полностью восстанавливают рассказ о Членистоногих.
Сможем ли мы ответить на вопросы инопланетян? Проверим. Кроссворд наоборот: по готовому кроссворду составляем вопросы друг другу (на слайде).
Если мы говорим, что Членистоногие - властелины планеты, то какое положение занимаем мы: мы боимся их или сотрудничаем? Делим класс на 2 части: одни доказывают боязнь, другие - дружбу.
Составляем сводную табличку "Значение Членистоногих". Показать картинки полезных и вредных членистоногих (или на слайде).
Какое еще значение - декоративное, наслаждаемся красотой. Демонстрация фильма "Бабочки".
д/з: подготовить кроссворды по классам Членистоногих.
Выставление оценок.
Литература:
- А.В.Теремова ("Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные", Библиотека "Первого сентября", М: Первое сентября. 1999).