Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования информатизации воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.

У каждого преподавателя свой стиль работы. Кто-то привык работать у доски, кто-то предпочитает объяснять материал, сидя за своим рабочим столом, кому-то проще и привычней свободно перемещаться по классу. Но эти методы устарели и им на смену пришли интерактивные технологии, требующие нового подхода к демонстрации визуальных материалов. К сожалению, проектор и экран не обладают той гибкостью для достижения нужного эффекта, как интерактивная доска. К тому же преподаватель вынужден отвлекаться на свой компьютер, чтобы управлять демонстрацией, и не всегда нужные функции удобны и доступны. В этом случае на помощь приходят мультимедийные технологии.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.

Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты предстает в новом исполнении интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологии. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.

Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением передвижной интерактивной доски и мультимедийного проектора. Интерактивная доска проста в использовании. Работая учителем начальных классов, провожу уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и другие с применением интерактивного комплекса.

Электронная доска Hitachi помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.

Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:

  1. Объяснения нового материала или инструктирования класса.

  2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала.

  3. Обобщения и закрепления изученного материала.

  4. Контроля знаний, тестирования.

  5. Проверки домашнего задания.

Занятия с отстающими учениками так же провожу с применением интерактивной доски. На своих уроках широко использую:

  • демонстрацию на экране с помощью проектора;

  • демонстрации, в том числе и интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;

  • выступление учащегося или дискуссию с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т.д.;

  • демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;

  • демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;

  • самостоятельная работа одного учащегося;

  • анализ или построение моделей;

  • тестирование;

  • поиск необходимой информации;

  • самостоятельная работа группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления).

Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся общее понятие «Текст», его темы, основной мысли, названием;

  • развивать умение отличать текст от предложений; определять роль текста в общении людей;

  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, проектор, ноутбук.

  2. Раздаточный материал:

  • карточки со схемами;

  • карточки с домашним заданием.

  • Ход урока

    I. Организационный момент. (Интер.д. стр. №1)

    II. Минутка чистописания. (Интер.д. стр. №2)

    Отгадайте загадку.

    Тройка, тройка прилетела
    Скакуны в той тройке белы.
    А в санях сидит девица,
    Белокоса, белолица.
    Как махнула раковом
    Всё покрыла серебром. (Зима)

    • С какого звука начинается отгадка.

    • Дайте характеристику этому звуку.

    • Какой буквой обозначается данный звук в слове.

    • Из каких элементов состоит заглавная буква? Строчная?

    • Запишите строчку соединения заглавной буквы со строчной. (Зз)

    • Запишите слово отгадку на следующей строчке один раз. (Зима)

    • Подберите однокоренные слова к слову ЗИМА и запишите их на этой же строке.

    III. Сообщение темы и целей урока. (Интер.д. стр. №3)

    Теперь назовите слова, которые ассоциируются со словом зима, в этом помогут загадки (отгадки записаны и спрятаны под снежинками на доске):

    1. Замечательный художник
    У окошка побывал.
    Угадайте-ка, ребята,
    Кто окно разрисовал. (Мороз)

    2. Гуляет на воле,
    В лесу, в чистом поле.
    Крутит, воет, бурчит,
    На весь мир ворчит.
    По селам, городам летает,
    Знать никого не желает. (Метель, вьюга)

    3. Они по слегу быстро мчатся
    И провалится не боятся. (Лыжи)

    4. С неба к нам он прилетел,
    Покружился, тихо сел,
    Замерзающую землю
    В шубу белую одел. (Снег)

    5. Каждый вечер я иду
    Рисовать круги на льду,
    Только не карандашами,
    А блестящими... (Коньками)

    Объясните изученные орфограммы. (Учащиеся объясняют орфограммы и обозначают их у себя в тетради и на доске.)

    IV. Составьте с каждым из этих слов предложения. (Учащиеся составляют и проговаривают свои предложения, на доске появляются предложения о зиме, записанные в два столбика.) (Интер.д. стр. №4)

    Наступила зима. Сильная стужа. Дети лепят снеговика. Идёт снег. Трещит мороз. Ребята катаются на коньках. Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. За окном трещит мороз. Ребят не пугает стужа. Они весело катаются на лыжах и коньках. Им нравится лепить снеговика.

    Прочитайте предложения, записанные на доске в два столбика и ответьте на следующие вопросы:

    1. Чем отличаются предложения записанные в первом столбике, от предложений - во втором столбике? (Учащиеся говорят о том, что предложения во втором столбике связаны между собой по смыслу.)

    2. Как можно назвать все эти предложения одним словом? (Текст.)

    Сегодня на уроке мы должны вспомнить всё, что знаем о тексте, в этом нам поможет схема в виде «Цветика-семицветика», лепестки которого открываются параллельно повторению. (Интер.д. стр. №5 - 13)

    Физкультурная минутка.

    V. Обобщение пройденного материала. (Интер.д. стр. №14)

    - Прочитайте запись, сделанную на доске. Разбейте её на предложения. (Обозначение границ происходит на доске.)

    Наступила зима медленно падают на землю лёгкие снежинки подставь варежку и поймай снежинку посмотри, как она чудесна каждый лучик имеет свой необычный рисунок но вот снег повалил хлопьями снежинки стали похожи на кусочки мягкой ваты.

    - Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?

    - Можно ли озаглавить данный текст? Что для этого надо знать?

    - Что такое тема текста?

    - А, что называем основной мыслью текста?

    - Озаглавьте текст. (Учащиеся предлагают варианты, заглавий. Лучшее заглавие записывается на доске.)

    - Знания, которые мы сейчас закрепляли, пригодятся при выполнении следующего самостоятельного задания.

    Самостоятельная работа.

    - Посмотрите, к вам на парты упали снежинки. Это не простые снежинки, они с заданием. Прочитайте текст. Озаглавьте. Запишите данный текст в тетрадь, обозначая границы предложений. (Интер.д. стр. № 15)

    Заяц прыгнул с тропки в сугроб белка с дорожки свернула и тоже в сугроб угодила по снежку проскакала и на дерево прыгнула на шапку охотнику охапкой снег сбросила вот такие дела.

    - А сейчас давайте проверим, как вы обозначили границы предложений. (Учащиеся зачитывают предложения и обозначают его границы на доске. (Интер.д. стр. №16)

    VI. Итог урока и выставление оценок.

    • Трудно ли было вам выполнять данное задание? В чем вы испытывали трудность?
    • Что мы называем текстом?
    • Что такое тема текста?
    • Что называется основной мыслью текста?

    VII. Домашнее задание. (Интер.д. стр. №17)

    - Составьте и запишите текст, состоящий из 4-5 предложений на тему «Зимняя стужа».