Цели урока:
- Познакомиться с международным проектом «Геном человека».
- Самостоятельно изучить тему «Нуклеиновые кислоты» с помощью компьютерной обучающей программы.
- Продолжать совершенствовать навыки:
а) работы с компьютером;
б) написания конспектов.
- Воспитывать умение управлять собой:
а) сосредоточенность на главном;
б) внимание в процессе работы.
Оборудование и дидактический материал:
- обучающая программа «Нуклеиновые кислоты» (разработки кафедры информационных технологий обучения и математики КГПУ), www.labmto.itoim.kspu.ru;
- тестирующая программа «Нуклеиновые кислоты» (разработки кафедры информационных технологий обучения и математики КГПУ);
- инструктивная карточка с заданиями.
Инструктивная карточка - задание к обучающей Программе по теме: «Нуклеиновые кислоты».
I. Изучить разделы программы в следующей последовательности:
- История открытия изучение нуклеиновых кислот.
- ДНК.
- РНК.
- Классификация нуклеиновых кислот.
- Нуклеиновые кислоты в клетке.
II. В процессе работы с разделом «История открытия и изучения нуклеиновых кислот» заполните таблицу:
Фамилии ученых | Год исследования | Вклад в изучение темы (что сделано) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
III. В процессе работы с разделом «ДНК» выполнить задания:
1. Подраздел «Строение».
Зарисовать схему нуклеотида.
2. Подраздел «Принцип комплиментарности».
Дана цепь ДНК - дострой вторую цепь.
А—А—Т—Ц—Г—Г—Т—Т—А—Ц
3. Классификация.
4. Подраздел «Функции».
Выписать основные функции ДНК.
5. Раздел РНК.
Познакомится с видами РНК (конспект по своему усмотрению).
V. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
Признаки |
ДНК |
РНК |
1. Количество цепей |
||
2. Азотистые основания в нуклеотидах |
||
3. Пентозы |
||
4. Нахождение в клетке |
||
5. Функции |
VI. Познакомиться с разделом «Классификация нуклеиновых кислот».
Сравнить данные своей таблицы с таблицей программы.
Оценить правильность заполнения своей таблицы по «5»- бальной системе.
VII. Изучив раздел «Нуклеиновые кислоты в клетке».
Определить локализацию ДНК в клетке.
Проблемный вопрос. Цитологи утверждают, что белки в клетке выполняют функцию рабочих, а нуклеиновые кислоты- администраторов клетки. Потвердите эту мысль раскрыв взаимосвязь строения и функций нуклеиновых кислот.
План урока.
-
Беседа, активизация знаний – 15 мин.
-
Просмотр и объяснение инструктивной карточки с заданиями.
-
Работа с программой – 30 мин.
-
Обсуждение выполненных заданий, проблемного вопроса – 10 мин.
-
Тестирование – 15-17 мин.
-
Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
-
Учитель: В 1988 году организован международный проект «Геном человека» - один из самых дерзновенных, дорогостоящих и потенциально важных проектов в истории науки. Увлеченно работают в этой области несколько тысяч ученых во всем мире, специализирующихся в биологии, химии, математике, физике, технике. Ежегодно в мире выделяются огромные средства на изучение генома. Например, в 1990 году было истрачено 60 млн. долларов, а в 1988 году истрачено только в США - 253 млн. долларов.
Давайте попытаемся:
1) Объяснить понятие геном - ген - днк (выслушать мнение ученика).
2) Сформулировать основную цель проекта, вспомнив основные понятия: биополимеры, мономеры, аминокислоты и т.д.
3) Предположить результаты проекта (выслушать мнения учеников и дополнить их).
-
Знакомство с инструктивной карточкой.
-
Индивидуальная работа за компьютером с обучающей программой «Нуклеиновые кислоты».
-
Обсуждение выполненных заданий. Беседа по проблемным вопросам.
-
Компьютерное тестирование учащихся.
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок по результатам тестирования.