Способ организации учебной дискуссии: межгрупповой диалог.
Роль учителя: «координатор» межгруппового общения, «дирижер», участник поиска решения проблемы.
Урок реализован в системе РО Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова в 4 классе по учебнику Э.И.Александровой «Математика» 4 класс, ч.2, М:, ВитаПресс, 2004г.
Проект урока математики в 4 классе (Система РО Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова).
Реализация проекта урока математики в 4 классе.
Тема. Решение задач на закрепление приёма умножения числа на десятичную дробь.
Цель. Закрепить вычисление приёма а * 0,0b.
Задачи:
- Отработать приём а * 0,0b.
- Познакомить с работой финансового рынка.
- Развивать аналитические способности путем поиска возможности сохранения денежных средств населения в условиях экономического рынка.
Этап урока |
Форма работы |
Содержание урока |
Ответы учащихся |
I. Создание «ситуации успеха». |
Фронтальная работа. |
На уроке математики мы научились
умножать число на десятичную дробь. Давайте проверим, насколько
хорошо сформирован у вас этот вычислительный приём. Выполним умножение: 365 * 0,2 760 * 0,1 8793 * 0,01 1212 * 0,4 Объясните, как считали? |
Правило умножения на десятичную дробь. |
Использование дидактических материалов, обеспечивающих успешность усвоения программы по теме «Решение задач на закрепление навыка а * 0,0b умножения числа на десятичную дробь». |
Фронтальная работа. |
Работа с учебником Э.А.Александровой «Математика» чтение задачи №180 (4 кл, кн.2, М:, ВитаПресс, 2004.) ! Рабочий внес в сбербанк 3120 р. Банк выплачивает ежегодно 0,02 от внесенной суммы. Какую сумму денег сможет получить рабочий через год? Через 2 года? Зная правило а * 0,0b, сможем ли мы без труда решить задачу? |
Да. 3120*0,02=62,40(р)-выплатит банк вкладчику через год. 62,40+3120=3182,40(р)-деньги вкладчика через год. 62,40*2=124,7(р)-выплатит банк вкладчику через 2 года. 3120+124,8=3248,8(р)- получит рабочий через 2 года. |
II. «Ситуация проблематизации». |
Групповая работа. |
- Встретились ли трудности? - Возникли ли какие-то вопросы? - Кто сможет объяснить значение этого слова? Верно! Банк – это учреждение, осуществляющее денежные расчеты. - Что вы знаете о работе банка? - На какие вопросы, связанные с деятельностью банка вы хотели бы получить ответ? |
Что такое банк? Банк – это учреждение где можно взять в долг или хранить денежные средства.
|
Фронтальная работа. | - Какие специальные термины, связанные с работой банка вы слышали? |
|
|
Групповая работа. | - Какие из терминов вы можете
объяснить самостоятельно?
Учитель объясняет значение слов, вызвавших затруднение. Процент вклада – прибыль, которую получит вкладчик за хранение денежных средств. Процент займа – та часть суммы, которую получит банк за то, что разрешил пользоваться своими средствами. (Эту сумму заемщик должен выплатить дополнительно). - Возникли ли у вас новые вопросы? |
Процент составляет – 1/100 (0,01)
суммы. Кредит (ссуда, займ) – означают сумму, взятую у банка в долг. Вкладчик – человек, который приносит деньги в банк на хранение. Кредитор – банк, выдающий кредит. Заёмщик – человек, занимающий деньги в долг у банка. Процент вклада - ? – не знаем, что такое. Процент займа - ? – не знаем, что такое.
|
|
III. Актуализация проблемы. | Групповая работа. | Исходя из ваших вопросов, попробуйте
сформулировать проблему, которую пытается решить все население нашей
страны. Выгодно ли…….?
|
Что выгоднее: хранить или брать деньги в банке? |
IV. Поиск решения проблемы.
Создание дидактических материалов, обеспечивающих успешность усвоения программы.
Актуализация проблемы. |
Групповая работа. | - Каким путем предлагаете решить
проблему?
Давайте попробуем сами найти ответ на вопрос. Вы говорили, что ваши родители берут в банке ссуду. - Как вы поняли, что такое ссуда? - Почему население обращается в банк за получением ссуды? - На каких условиях банк выдает населению ссуды? Банк выдает ссуды под 18% (0,18). Давайте подсчитаем, какую сумму переплатит заемщик, если возьмет у банка сумму 100000 руб.? - Выгодно ли брать ссуды? Предположим, что у нас есть сумма 100000 руб. Давайте посчитаем, какую прибыль получили бы мы, если решили положить в банк на хранение эту сумму? Процент вклада – 2%(0,02) - Выгодно ли хранить денежные средства в банке?
Посчитайте, сколько денег останется у банка, если 1 человек положит на хранение 100000 руб., а другой возьмет их у банка в виде ссуды (кредита)? - Можно теперь ответить на вопрос: Откуда у банка деньги? Мы пришли к выводу, что деньги лучше хранить, но многие граждане поступают по-другому. Они считают, что лучше иметь товар сейчас и расплачиваться понемногу, чем хранить деньги годами. - Почему, все-таки они берут ссуды, а не хранят деньги в банке?
В СМИ очень часто вы слышите слово инфляция? (Включаю в список терминов.) Попробуйте объяснить значение этого слова. Инфляция – процесс обесценивания денег. Проявляется в росте цен. - Знаете ли вы, каков уровень инфляции в стране за 2008 год? (18% (0,18)) |
Путь 1: узнать у работников банка. Путь 2: посчитать самим, что выгоднее.
Ссуда – денежная сумма, взятая у банка в долг на покупку дорогостоящих товаров. Не знаем.
100000 * 0,18 = 18000 (руб.) – переплата за пользование ссудой за год («гашение процентов»)
Нет, наверное, лучше хранить. 100000 * 0,02 = 2000 (руб.) – прибыль, доход вкладчика.
Да, денежные средства увеличиваются. Выгоднее хранить.
18000 – 2000 = 16000 (руб.) – прибыль банка. Банк зарабатывает на денежных операциях, на разнице процентов.
Мои родители, когда собрались покупать машину говорили, что цена на товар растет быстрее, чем увеличиваются накопления т.е. никогда не накопить.
Не знаем. |
Создание дидактических материалов,
обеспечивающих успешность усвоения программы.
Актуализация проблемы.
Создание дидактических материалов, обеспечивающих успешность усвоения программы. |
- Что это значит? Давайте разберемся. Составьте по данной таблице задачу. Условная цена автомобиля растет из года в год, а прибыль от накоплений минимальная. Значит были правы ваши родители, на дорогостоящие покупки деньги накопить почти невозможно. - Можем ли мы теперь однозначно утверждать, что хранить деньги в банке выгодно?
- Что делать с накоплениями граждан? - Как поступают ваши родители?
- Какую валюту вы знаете?
- Как узнать, какая валюта растет в цене быстрее? - Куда выгоднее вложить денежные средства населению? - Где можно получить информацию о колебании курса валют? (Валютная биржа.)
Сравните графики, какая валюта растет сейчас быстрее?
Если покупать валюту сейчас, можем ли мы быть уверены в том, что рост будет таким же стремительным, и мы выиграем от такой сделки? Колебания валют происходят ежедневно. - От чего зависит рост или падение стоимости валюты на мировом рынке?
Вывод: в период экономического кризиса очень сложно заработать деньги, делая ставку на рост стоимости валют. Можно не заработать, а потерять. |
Задача: 0,22 – 0,02 = 0,2 – упущенная выгода.
Не знаем.
Вывод: быстрее других растет $ и EUR.
1000 * 0,26 = 260 (руб.) – возможная прибыль, с каждой тысячи рублей от EUR за год (разница от колебаний курса валюты). 1000 * 0,38 = 380 (руб.) – возможная прибыль, с каждой тысячи рублей от $ за год (разница от колебаний курса валюты).
Нет, это предугадать сложно.
|
|
V. Рефлексия. | - Удалось ли нам ответить на вопрос,
поставленный в начале урока? - Как распорядиться денежными средствами населению в период экономического кризиса в стране? Вопрос остается открытым. Ведь мы ещё: а) не изучили состояние дел на рынке ценных бумаг; б) не собрали информацию по сделкам на покупку недвижимости. Это повод для размышления на следующие уроки математики. |
Нет. Не удалось.
Закончите фразу:
|
|
VI. Домашнее задание. |
Попытайтесь найти информацию, какова сейчас цена 1 м2 жилой площади в нашем городе и областном центре. Какой была цена в прошлом году? Попробуйте просчитать, принесут ли сделки с недвижимостью, связанные с покупкой и продажей жилья, прибыль? Можете получить дополнительную информацию, сделав звонок в агентства недвижимости. |