«Любить – значит знать. Знать – значит наблюдать за животными, помогать им, читать о них».
Цель: воспитание любви к живой природе.
Задачи:
- Расширять и углублять знания учащихся.
- Содействовать воспитанию чувства доброты, переживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
- Развивать интерес к различным представителям животного мира, желание узнать больше об их жизни и повадках.
Оборудование:
- выставка рисунков;
- картины с изображением животных;
- барабан для игры;
- карточки на доске, для отгадывания слов.
Ход игры
1. Организационный момент.
- Добрый день (вечер) уважаемые родители и дети! Я очень рада видеть Вас на мероприятии, которое называется «Поле чудес». Сегодня «Поле чудес» для любознательных, находчивых и весёлых эрудитов посвящено теме «Эти замечательные животные».
Ученик:
Мы – весёлые ребята
Не умеем мы скучать
И собрались мы сегодня
В «Поле чудес» поиграть!
- Настал момент, когда вы можете показать всем свои знания, способности, эрудицию.
- Итак, ребята, послушайте правила игры:
- в процессе игры нельзя подсказывать друг другу;
- если не отгадал букву, ход игры переходит к другому участнику;
- если стрелка укажет на сектор «П», что значит «Приз», то участник должен выбрать приз или игру;
- если стрелка укажет на сектор «Б», что означает «Банкрот», все заработанные очки «сгорят» и ход переходит к другому участнику;
- если стрелка укажет на сектор «0», ход переходит к другому участнику;
- если игрок отгадал подряд три буквы, то ему положено выбрать шкатулку (в одной из них – приз);
- если стрелка укажет на «+», то участник игры имеет право открыть любую букву;
- важно соблюдать тишину во время игры.
2. Начало игры.
- Я надеюсь, игра «Поле чудес» пополнит Ваши знания о некоторых животных.
Первый тур.
Отбор первой четвёрки игроков. Учитель читает загадки. Первые четыре ученика, которые правильно их отгадают, становятся участниками первого тура.
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
- У какого зверя уши длиннее ног? (Заяц)
- Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит)
- Главный лесной барабанщик? (Дятел)
Представление участников первого тура.
Задание. Это – самая маленькая птичка на земле. Иногда её называют мухой. Она умеет летать стоя, и даже вперёд хвостом. Что это за птица? (Колибри)
Второй тур.
Отбор второй четвёрки игроков. Учитель читает загадки. Четыре ученика, которые правильно их отгадают, становятся участниками второго тура.
- Лесной петух? (Глухарь)
- Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук)
- Кто кукует – самец или самка кукушка? (Самец)
- Кто может пить ногой? (Лягушка)
Представление участников второго тура.
Задание. Эта хитрая рыба умеет маскироваться. Ляжет на жёлтый песок – сама станет жёлтой, а если её поймать и положить на шахматную доску – окрашивается светлыми и тёмными пятнами. Что это за рыба? (Камбала)
Подсказка: плоская, словно блин, плавает на боку.
Третий тур.
Отбор третьей четвёрки игроков. Учитель читает загадки Четыре ученика, которые правильно их отгадают, становятся участниками третьего тура.
- Сколько ног у жука? (Шесть)
- Чем стрекочет кузнечик? (Ногой)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
- Какая птица выводит птенцов три раза за лето? (Воробей, Овсянка)
Представление участников третьего тура.
Задание. Это – самая большая ящерица. Длина её около 3 метров, вес-150 кг. Её называют драконом. Что это за ящерица? (Варан)
Четвёртый тур.
Отбор четвёртой четвёрки игроков. Учитель читает загадки. Четыре ученика, которые правильно их отгадают, становятся участниками четвёртого тура.
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
- Эта птица летает выше всех. (Орёл)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге)
- Пингвин – птица или животное? (Птица)
Представление участников четвёртого тура.
Задание. На морском дне растёт очень опасная водоросль: актиния – она больно жжётся. А эта рыбка дружит с ней. И наряд у этой рыбки яркий, весёлый, пёстрый. Что это за рыбка? (Клоун)
Пятый тур.
Отбор пятой четвёрки игроков. Учитель читает загадки. Четыре ученика, которые правильно их отгадают, становятся участниками пятого тура.
- Какое животное почти всё время живёт под землёй? (Крот)
- Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)
- Морская щука? (Акула)
- Самая быстроногая птица? (Страус)
Представление участников пятого тура.
Задание. Это животное производит странное впечатление «собака с кошачьей головой». Самое быстрое животное - бегает со скоростью урагана, догоняя добычу, до 110 км/в час. Что это за животное? (Гепард)
Шестой тур.
Отбор шестой четвёрки игроков. Учитель читает загадки. Четыре ученика, которые правильно их отгадают, становятся участниками шестого тура.
- Самая большая обезьяна? (Горилла)
- У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши, их называют «листопадничками»? (У зайца)
- Какая птица кричит громче всех? (Павлин)
- Кто ходит на охоту в львиной семье - лев или львица? (Львица)
Представление участников шестого тура.
Задание. Эта птица может ходить по дну водоёма, похожа на воробья. Её так и прозвали «водяной воробей». Что это за птица? (Оляпка)
Игра со зрителями (с родителями).
- Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
Из шести команд вышли 6 победителей в полуфинал. Они делятся на 2 команды по 3 участника в каждой команде.
Задание 1 команде в полуфинале.
На свете есть много лягушек: все они очень разные. Свои названия они получили за свою внешность: живёт в траве - травяная, с острой мордой - остромордая, живёт в пруду - прудовая. А эта африканская лягушка получила своё название за необычный рот.
- Как зовут эту лягушку? (Узкорот)
Задание 2 команде в полуфинале.
Все знают, что на свете много змей. Живут они везде. Хоть они и без ног, но умеют «бегать». Эта удивительная змея живёт в песках. Завидев птицу, ящерицу, змея бросается вперёд и хватает её. За быстроту ей и дали название.
- Как зовут эту змею? (Стрела)
2 победителя из этих команд выходят в финал.
Задание для финала.
- Какое животное является долгожителем? (Слон)
Награждение победителя.
3. Подведение итогов.
- Мы теперь знаем, кто самый сильный в царстве зверей, кто самый маленький, кто самый быстрый, кто дольше всех живёт, кто больше всех спит, кто прожорливее всех, кто умеет предсказывать погоду, кто может лучше всех защищаться, у кого жилище надёжнее всех…. И вы знаете теперь, что…
Все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Звучит песня «Прекрасное далёко».
Дополнительные запасные вопросы для отборочных туров:
- Как называется самая маленькая лошадь? (Пони)
- Кто родится 2 раза? (Курица)
- А кто родится 4 раза? (Бабочка)
- Ночная птица? (Сова)
- Кто видит ушами? (Летучая мышь)
- У какого животного голубая кровь? (Осьминог)
- Какая птица поёт хвостом? (Бекас)
- Есть ли у комаров зубы? (22)
- Какому животному поставили 2 памятника? (Лягушке – Франция, Япония)
- Это сумчатое животное, да ещё и откладывает яйца. (Ехидна)
- Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан)
- Самая длинная змея? (Анаконда)
- Братцы зайцев? (Кролики)
- Как называется животное, которое по происхождению близко к кротам. роет подземелья, любит плавать в воде? (Выхухоль)
- Что за хищный зверь, у которого шкурка представляет собой большую ценность: пушистая, тёплая, лёгкая и красивая? (Соболь)