Программное содержание:
1. Закрепить знания детей:
-
о родном крае, полуострове Камчатка;
-
о расположении полуострова, относительно материковой зоны;
-
название народностей – коряки, этельмены, эвены;
-
о животном мире;
-
о традициях камчадалов.
2. Развивать интерес у детей к музыкальной культуре коренных народностей Камчатки.
3. Прививать любовь к родному краю, селу.
(Дети входят в музыкальный зал под национальную корякскую музыку в современной обработке (корякским шагом), в национальных костюмах.)
Открывается приложение №1.
Музыкальный руководитель или воспитатель:
Сопка серебристая, до глаза озер,
Тундры наши мшистые, ягодный ковер.
На земле моей мягкое чудо
Ну а я ведь сын земли.
В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров – (Камчатский)
В дымке вулканов и белых снегов.Если сверху смотреть на Камчатку – глыбу,
Можно увидеть гигантскую рыбу!
С хвостом, головою и плавниками
Которую, как известно едят руками!
При некотором напряжении воображения
Можно увидеть картину иную:
Как бы гигантскую запятую
А может быть это – шлюпка большая
Прибитая штормом к пустынному краю?
А может сосулька свисает уныло
С промерзшего носа земли остылой!
(Оставить слайд с изображением полуострова.)
- Ребята, сегодня наш праздник посвящается нашей с вами Родине, нашему родному Камчатскому краю.
- А как называется село, в котором мы живем? Село Мильково (показать на карте).
- Все называют наш край очень богатым, а чем же он богат?
- А богат он своей красивой природой. На Камчатской земле растет много растений, грибов, ягод. В речках очень много разной рыбы. В лесах различных зверей и птиц.
(Продолжение демонстрации слайдов из приложения №1.)
Дети читают стихи:
Коль хотите вы увидеть
Очень дивную красу –
Приезжайте на Камчатку
Прогуляемся в лесу
Покажу вам сопки, мишек,
Речки рыбные до дна,
А еще здесь есть долина
Очень чудная она!Камчатка дорогая!
Любимые края.
Красивая такая
Ты, родина моя!
А признак твой – вулканы,
Расточки черемши
И горы великаны
Любимые мои!
Музыкальный руководитель или воспитатель: на Камчатке живет очень много людей разной национальности (эвены, коряки, этельмены и др.).
(Продолжение демонстрации слайдов из приложения №1.)
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к Корякам, которые живут на севере Камчатки (показывает на карте).
- Но на чем же мы туда доберемся, ведь на севере много снега и нет дороги.
Дети: На оленьих или собачьих упряжках.
(Под музыку в зал выбегают дети в упряжках. Выходит хозяйка, девочка в национальном костюме.)
Айа: Здравствуй гости! Меня зовут Айа. У нас у коряков свой язык на котором мы разговариваем. Хотите, я вас научу? На корякском языке, здравствуйте- МЭВЭ. (Дети повторяют.)
- А вы знаете, как называется моя шубка?
Дети: Кухлянка.
- Правильно, а по-корякски – ит-эн.
- А как сапоги?
Дети: Торбаса.
- Правильно, а на корякском языке – плэку.
- Головной убор?
Дети: Малахай.
- Правильно, а на корякском – пэнкэн.
- А знаете, как называется жилище, где мы живем?
Дети: Юрта.
- Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится петь, танцевать и играть на бубне.
(Музыкальный номер гостей.)
Музыкальный руководитель или воспитатель: А кто для людей севера самый надежный и верный друг? И оденет и накормит и в трудную минуту спасет?
Дети: Олень. (Слайд из приложения №1.)
В сказках древних камчадалы
В песнях новых поколений
Всюду словом благодарным
Люди чествуют – оленя!Чтобы другом быть оленю
Надо стать таким же ловким
Потому играют дети
Обучаются сноровке.
(Проводится подвижная игра.)
(Появляется мальчик в национальном костюме с ружьем.)
Мальчик с ружьем:
Много уток налетело
Пора, однако, мне на дело.
Я ружье свое возьму
И охотиться пойду!
Песня “Утки”. Приложение №2.
Девочка:
Дали морские, сопки седые
Тундра без края, тайга.
Край наш рыбацкий
Край наш камчатский
Скалистые берега.
Музыкальный руководитель или воспитатель:
Корякская пляска веселью сестра
Мы могли б любоваться тобой до утра.
(Последний слайд из приложения №1.)
Инсценировка песни “Ах, Камчатка”. Приложение №3.
Музыкальный руководитель или воспитатель: ребята, сегодня мы побывали с вами в гостях у северных народов нашего полуострова и еще раз убедились в том, что край наш Камчатский восхитителен, прекрасен, красив. Мы с вами живем в одном из красивейших мест нашего края, в селе под чудным название Мильково.
Где Камчатка река
Бьет волной берега
И румянятся сопки в дали,
Здесь мой край дорогой,
Люди с дивной душой
Свое счастье на век обрели.
Ой, ты, Мильково, наше село,
На околице, эх, Руси!
В нашу жизнь ты вошло,
В нашу песню вошло,
Славу добрую всегда неси!
Воспитатели в русских народных костюмах исполняют песню “Ой, ты, Мильково – наше село”.