Здоровье - необходимое условие для гармоничного развития личности. И, если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую уже невозможно.
Для ребенка от 6 до 16 - 17 лет одним из ключевых факторов, влияющим на сохранение и укрепление здоровья, является школа. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья.
В течение ряда лет педагогическим коллективом начальной школы МОУ СОШ № 132 г.о. Самара были проведены наблюдения за состоянием здоровья младших школьников и были сделаны выводы о целесообразности введения элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Поэтому, в 2004 - 2005 году в МОУ СОШ № 132 была разработана «Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы МОУ СОШ № 132» «Классы «Школа ЗдоровьЯ»».
В нашей программе нам хотелось, рассмотреть все факторы, влияющие на сохранение здоровья ребенка и постараться разработать, по - возможности, все пути сохранения и укрепления здоровья, но при этом соблюдать в первую очередь, следующие принципы:
- Комплексный междисциплинарный подход - формирование единой команды специалистов (логопед, психолог, учитель, врач, администрация), занимающихся проблемами сохранения здоровья в МОУ СОШ № 132.
- Принцип ненанесения вреда.
- Принцип возможности массового охвата школьников при минимальных затратах.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся - все, что происходит в начальной школе МОУ СОШ № 132 - от разработки планов, программ до проверки их выполнения и др. - оценивается с позиции влияния на здоровье учащихся.
- Принцип триединого представления о здоровье - подход к категории «здоровье » в соответствие с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. как к единству физического, психического и духовно – нравственного здоровья.
- Принцип активного привлечения родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья через различные виды родительских собраний, лекций, консультаций со специалистами, анкетирование и т.д.
Автором программы является Коровина Татьяна Николаевна, заместитель директора по начальной школе (основная часть)
Составной частью программы являются «Уроки психологии в начальной школе» (1 класс: арттерапия, 2 - 3 классы - сказкотерапия) и «Игротерапия общения», используемая в дошкольной гимназии.
«Программа по сохранению и укреплению здоровья МОУ СОШ № 132» представляет собой комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья.
Она очень простая. В реализации этой программы задействованы все службы школы: логопед, психолог, столовая, врач, учителя начальной школы, учитель физической культуры, администрация.
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья
Рисунок 1
Данная программа состоит из 6 блоков, которые между собой все взаимосвязаны.
I блок - Рациональная организация учебного процесса.
II блок - Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
III блок - Организация физкультурно-оздоровительной работы.
IV блок - Сохранение психологического здоровья детей.
V блок - Просветительско-воспитательная работа.
Работа по сохранению здоровья начинается в дошкольной гимназии, где с детьми работают специалисты: логопед и психолог в рамках занятий по «Игротерапии общения».
Далее, в начальной школе работа логопеда и психолога с детьми продолжается в рамках коррекционных групп, а в классах «Школы здоровьЯ» в рамках урока психологии.
Работа над сохранением и укреплением здоровья в школе ведется по нескольким направлениям: дошкольная гимназия, начальная школа в целом, классы «Школа ЗдоровьЯ».
Рисунок 2
В рамках всей начальной школы осуществляются различные мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся: контроль за соблюдением норм СанПиНа, проведение и анализ уроков с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий, проведение уроков физкультуры и подвижных игр на улице, проведение динамических пауз на улице, проведение Дней Здоровья, кислородные коктейли для всей начальной школы - 2 раза в год и др.
Классы «Школы ЗдоровьЯ» (школа, где Я здоров) создаются на основе анкетирования родителей, углубленного медосмотра детей и формируются как классы с интенсивным применением здоровьесберегающих технологий.
На начало обучения проводится анализ здоровья детей, зачисленных в классы «Школа ЗдоровьЯ».
На основе такого ежегодного анализа, мы пришли к выводу, что необходимо и оправдано в таких классах:
- Введение курса «Уроки психологии в начальной школе».
- Наблюдение и коррекция детей у психоневролога.
- Введения комплекса мероприятий по укреплению здоровья именно часто болеющих детей.
Родителям был предложен график оздоровительных мероприятий, который включал ряд мероприятий: осмотр психоневрологом, фито, арома, витаминотерапия, уроки психологии в начальной школе (арттерапия, сказкотерапия), соблюдение режима двигательной активности и др.
В конце года проводится анкетирование родителей, которое на протяжении ряда лет дает положительную оценку работы программы.
Из опыта работы по программе можно сделать предварительные выводы об эффективности «Программы…»: у детей снизилась тревожность, легче проходит период адаптации, уменьшилось количество пропущенных по болезни уроков, дети меньше болеют простудными заболеваниями.
В 2008 - 2009 году в школе работают уже 4 начальных класса с интенсивным применением здоровьесберегающих технологий (по одному в каждой параллели).
Многое еще предстоит сделать, осуществлен только первый этап реализации «Программы…»: рациональная организация учебного процесса и организация мониторинга здоровья.
Но уже сейчас можно говорить о достижениях, которые отмечены на различных уровнях:
- В марте 2006 года «Программа по укреплению и сохранению здоровья учащихся начальной школы МОУ СОШ № 132» заняла I место на конкурсе «Экология детства - путь в XXI век», проводимом в Центре развития образования г.о Самара.
- В январе 2008 года программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы «Школа ЗдоровьЯ» заняла I место на областном конкурсе профилактических программ, проводимом Центром социализации молодежи Министерства науки и образования Самарской области.
- В мае 2008 года программа «Школа ЗдоровьЯ» заняла I место в номинации «Пропаганда здорового образа жизни» в региональном туре по Поволжскому федеральному округу во Всероссийской олимпиаде студенческих и научных работ по профилактике наркомании и наркопреступности.