Урок-презентация по истории в 3-м классе по теме "Минин и Пожарский и их славные дела"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: познакомить детей с периодом «смутных времён» в России (конец XVI- начало XVII века)

Задачи:

  • обобщить изученное по разделу «Московская Русь»;
  • дать понятие «смутных времён», познакомить с подвигом Минина и Пожарского, рассказать о начале династии Романовых;
  • развивать у детей интерес к истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию;
  • воспитывать патриотические чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений.

Оборудование к уроку:

  1. у учителя и учеников – учебник «Наша Родина в прошлом» (авторы: Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова)

  2. презентация с использованием программы Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)

Ход урока

№ слайда

Содержание слайда

Комментарии к слайду

Примечания

1.

Наша Родина в прошлом

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового.

 

2.

Тема урока:

 «Минин и Пожарский и их славные имена»

- Кто из вас уже слышал эти имена? Чем знамениты эти люди?

- Именно на эти вопросы мы и найдём сегодня ответы.

 

3.

Что нас ждёт на этом уроке?

  • Вспомним о монголо-татарском иге
  • Вспомним о славных правителях Руси
  • Подумаем: что такое смутные времена?
  • Узнаем об опасности, нависшей над Россией в начале XVII века
  • Узнаем о славных делах Минина и Пожарского
  • Узнаем: какой праздник мы отмечаем 4 ноября?
  • Подведём итоги урока

По ходу появления надписей на экране учитель зачитывает их.

- Итак, начинаем урок. Первый пункт плана - монголо-татарское иго.

 

4.

Почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли? (картинки с изображением монголо-татарского воина и русского воина)

Дети отвечают на поставленный вопрос: Русь в те времена состояла из множества княжеств, не было единого правителя, княжества враждовали между собой.

 

5.

Чем знамениты эти люди? (портреты Ивана Калиты и Дмитрия Донского)

Детям сначала предлагается узнать этих людей, после чего появляются подписи под портретами.

- При Иване Калите центральным княжеством становится Московское, оно богатеет, развивается под руководством этого князя. Дмитрий Донской сумел нанести сокрушительный удар по монголо-татарам (сначала перестал платить дань, после победил в Куликовской битве, а затем началось освобождение русских земель)

 

6.

Московский Кремль времён Дмитрия Донского

как иллюстрация к теме «сильный правитель- сильная страна)

 

7.

Что вам известно о временах правления этого человека?

 (портрет Ивана Грозного, рисунок шапки Мономаха)

Детям снова предлагается сначала узнать правителя по портрету, затем открываются надписи. Ответы на вопрос. Вывод:

- Во времена правления Ивана Грозного Русь стала ещё более сильным государством, значительно увеличились её территории.

- Если помните, то монах-отшельник из Борисоглебского монастыря пришёл в Москву предупредить о предстоящих Смутных временах. Так и случилось. После смерти Ивана Грозного и его двух сыновей в России наступили Смутные времена.

 

8.

Что такое «смутные времена»?

Обсудите этот вопрос в группах (сначала в парах, а затем в четвёрках)

- Подумайте над этим вопросом, а также над причиной Смутных времён.

Дети работают в группах, после представляют свои варианты ответа.

 

9.

Смутные времена наступили, потому что:

  • Прекратился царский род
  • За короткий период времени сменилось много правителей
  • Страна разорена долгими войнами
  • Три года были неурожаи
  • Начался страшный голод
  • Народ начал восставать

Подведение итогов работы в парах, постепенное открытие на экране причин наступления Смутных времён, краткое обсуждение сложившейся ситуации.

 

10.

Какая угроза возникает над страной, в которой нет сильного единого правителя? Приведите примеры.

- Если нет сильного правителя, тогда другие страны стремятся завоевать Россию, так как в нашей стране много богатств.

Так на Русь уже нападали монголо-татары, немецкие и шведские рыцари.

 

11.

Иноземные завоеватели

XII-XV веков (изображения монголо-татарского воина, немецкого и шведского рыцарей)

Иллюстрация к ответам детей.

- Так случилось и в Смутные времена.

 

12.

Смутой воспользовались польский и шведский короли.

  • Их войска вторглись в Россию
  • Вскоре поляки заняли Москву
  • Страна оказалась в опасности

Зачитывание открывающихся строк.

-Вспомните, что помогло Руси побороть прежних врагов?

 

13.

Как вы понимаете эти пословицы?

  • За общее дело стой смело.
  • Один в поле – не воин.
  • Один за всех и все за одного.

Обсуждение пословиц, подведение детей к выводу, что для борьбы с врагом народу России пришлось забыть про внутренние проблемы, объединиться во имя победы. Таким центром борьбы стал Нижний Новгород.

 

14.

Спас страну Нижний Новгород.

  • Был организован сбор средств для создания большого войска-ополчения.
  • С призывом к нижегородцам обратился выбранный староста Кузьма Минин (портрет)

- Как вы понимаете эти слова: «сбор средств», «войско-ополчение», «староста»?

 

15.

Откройте учебники на странице 89.

  • Прочитайте текст «Призыв Кузьмы Минина» про себя.
  • Рассмотрите иллюстрации.
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. Как происходил сбор средств?

    2. Чем жертвовали люди?

    3. Как вы относитесь к поступку Кузьмы Минина?

Дети выполняют задание, отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.

 

16.

Текст на страницах 90-91 читаем по цепочке, по предложению и готовимся отвечать на вопросы:

  • С чем авторы учебника сравнивают наше государство? Почему?
  • На что пошли собранные по призыву К.Минина средства?
  • Из кого состояло ополчение? Кто его возглавлял? (портрет Д.Пожарского)

Вопросы открываются на экране после прочтения текста, постепенно, по одному. Дети на них отвечают, пользуясь текстом учебника.

вопросы открываются по щелчку

17.

  • Сколько времени заняло продвижение ополчения до Москвы? Почему?
  • Почему польским войскам не удалось прорваться в Москву?
  • Как вам кажется, почему народному ополчению удалось освободить Москву?

- Общий подвиг складывался из подвигов многих людей. И об одном таком примере мужества и героизма я вам сейчас расскажу.

вопросы открываются по щелчку

по ходу дальнейшего рассказа картинки открываются постепенно

18.

Подвиг Ивана Сусанина. (фотографии, рисунки: Иван Сусанин (из спектакля «Жизнь за царя», портреты Михаила Романова, Михаила Глинки, фотография памятника И. Сусанину в Костроме)

- Как засели в Кремле поляки, было решено боярами венчать на царство костромского боярина Михаила Романова. Но поляки узнали об этом и решили убить будущего царя. Михаил в это время прятался в Ипатьевском монастыре в Костроме. Предупредили его об опасности. Помог Михаилу крестьянин Иван Сусанин, вывез он его в своей одежде и спрятал. А сам надел сапоги боярские, взял собак и отправился в лес. Собак отпустил, а сам давай ходить по лесу, по болоту, все следы запутал, снял потом сапоги и закинул их в самое топкое болото. Вернулся Иван в деревню, а тут и поляки: «Где Михаил?»  Не хотел Иван отвечать, да поляки начали его нагайками стегать. Тогда говорит Сусанин: «Ладно, покажу, но только вы отдохните сначала с дороги»  Сели поляки за стол, подпоил их Иван. К вечеру захмелевшие поляки собрались обыскивать деревню, но Сусанин говорит: «Нет Михаила в деревне, на охоту пошёл» Не поверили сначала поляки, но как следы от богатых сапог увидели, так велели Ивану вести их на поиск Михаила. Долго бродили поляки по лесу, пока Иван не завёл их в болото. Тут только поняли поляки, что  их обманули, и убили Сусанина. Но это уже не спасло их от гибели. Возможно, и не настал бы конец Смуты, если б не подвиг Ивана Сусанина. Его останки похоронили в церкви. А спустя 2 века была написана композитором Михаилом Глинкой опера «Жизнь за царя», а в Костроме поставили памятник народному герою. Изображение этого героя есть даже на памятнике «Тысячелетие Крещения Руси» в Новгороде.

19.

Икона Казанской Божьей Матери. Казанский Собор на Красной площади в Москве.

- А ещё в борьбе с неприятелем ополчению помогала икона Казанской Божьей Матери, она была рядом с ополченцами во всех боях. А позже в память об этом на деньги Д. Пожарского был построен Казанский Собор в Москве.

20.

Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова (изображения Михаила Романова, Ипатьевского монастыря в Костроме, палат бояр Романовых в монастыре, Зелёной башни монастыря)

- Итак, спасённый Михаил Романов вернулся в Ипатьевский монастырь. Он жил с матерью Марфой Ивановной в боярских палатах. Именно туда после победы над поляками пришли бояре с приглашением Михаила на царство в Москву. Провожали будущего царя с почётом, Крестный ход шёл до границ монастыря, до Зелёной башни. Михаил Романов стал родоначальником царской династии, последним царём из которой был Николай II.

21.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (фотография)

- Подвиг Минина и Пожарского не был забыт потомками. Спустя два века в Москве на Красной площади у храма Василия Блаженного был установлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы Ивана Мартоса. Надпись на постаменте гласит «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

- Как вы понимаете эти слова?

22.

День Народного Единства

(на фоне российского флага)

- Память об этом  подвиге жива до сих пор. Именно в память о нём мы отмечаем новый праздник – День Народного Единства.

 

23.

(на фоне российского флага)

4 ноября 1612 года воины народно ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Слова зачитываются с экрана.

 

24.

(на фоне российского флага)

Поэтому 4 ноября 1612 года можно считать Днём Народного Единства, концом Смутного времени.

Слова зачитываются с экрана.

 

25.

(на фоне российского флага)

С 2005 года 4 ноября в России – государственный выходной.

Слова зачитываются с экрана.

 

26.

Подведём итоги.

  • Что запомнилось из урока больше всего?
  • О чём захочется рассказать дома?
  • Оценки за урок.

ВЫ МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!

Дети делятся впечатлениями об уроке и получают оценки за активную работу.

вопросы открываются постепенно

27.

Домашнее задание.

стр. 88-93, вопр.1-4, тетр. №48

- Откройте дневники и запишите задание к следующему уроку