Цели урока:
- Образовательная – вспомнить, чем может быть НЕ, познакомиться с основными правилами правописания НЕ с разными частями речи.
- Воспитательная – продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров.
- Развивающая – продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, умение анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.
Обеспечение занятия:
- мультимедийные слайды по теме урока (Приложение 1);
- учебно-методическое пособие «Русский язык в пословицах и поговорках» (автор урока – один из рецензентов пособия);
- раздаточный материал.
Ход урока
(слайд № 1)
1. Повторение изученного (-Н- и –нн- в разных частях речи) (Слайд № 2,3)
Запишите примеры, раскрывая скобки; объясните свой выбор.
1. Заработа(н,нн)ый ломоть лучше краде(н,нн)ого каравая.
2. Пропуще(н,нн)ый час годом не воротишь.
3. С умом задума(н,нн)о, а без ума сдела(н,нн)о.
4. Оговорё(н,нн)ый кусок в рот нейдёт.
5. Блином масле(н,нн)ым в рот лезет.
6. Хороша верёвка дли(н,нн)ая, а речь короткая.
7. Братская любовь лучше каме(н,нн)ых стен.
8. Подстреле(н,нн)ого сокола и ворона носом долбит.
Вопросы:
Как называются фразы, которые вы сейчас записали? (пословицы)
Что называют пословицей? (Пословица – мудрое народное изречение). (Слайд № 4)
Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (Н и НН в разных частях речи).
Объясните смысл понравившейся вам пословицы.
Презентация книги «Русский язык в пословицах и поговорках»
(Слайд № 5)
Слово преподавателя
Перед вами новое учебное пособие. Само название «Русский язык в пословицах и поговорках» уже позволяет окунуться в мир русских пословиц и поговорок, решая двуединую задачу: получая знания, обогащаться духовно.
В последнее время интерес к пословицам и поговоркам заметно вырос. Всё чаще встречаем мы их на полосах газет и журналов, слышим из уст политиков и публицистов, теле- и радиожурналистов. И это не случайно: едва ли можно указать на какую-либо иную форму словесно-художественного творчества народа, которая могла бы соперничать с пословицами и поговорками по известности, убедительности, способности жить долго. Это обусловлено не только отражённой в них житейской мудростью, их эстетическими качествами, но и, конечно, достоинствами их языка.
Ещё в 19 в. В.И Даль написал: «Грамматика не только могла бы и должна бы многому научиться у пословиц, но должна бы быть по ним вновь переверстана», а «кто бы взялся рассмотреть пословицы и поговорки в этом отношении, тот написал бы претолстую и преполезную книгу…».
Следуя советам В.И Даля, авторы пособия провели классификацию пословиц и поговорок по грамматическим категориям и формам. Языковое пространство пословиц и поговорок очень обширно. По нему можно изучать не только грамматику языка, но и получить представление об удивительно трудолюбивом, умном, изобретательном, в то же время скромном народе.
С первых страниц книга вызывает интерес к истории и духовному наследию русского народа. Например, в пословице «Щёлока не варить – и рубашки не мыть» читатель узнаёт, что ЩЁЛОК – это настой золы, которым крестьяне мылись в бане и стирали.
Всегда актуальны пословицы, отражающие духовные ценности человека: «В молодости учись, в зрелости трудись, в старости гордись» и т. д.
Пособие адресовано всем, кому дорог русский язык, кому интересны его судьба и духовное богатство народа, кто дорожит и хранит наследие предков, приумножает и развивает добрые традиции.
Я надеюсь, что это пособие станет верным помощником как на сегодняшнем, так и на следующих уроках русского языка.
(В ходе урока используются распечатки из пособия)
2. Работа над темой урока
Слово преподавателя о целях и задачах урока. (Слайд № 6)
А) Коварная НЕ
Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Какую же орфографическую опасность может таить в себе маленькое словечко из двух звуков?
Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях.
(Слайд № 7)
Он настоящий неряха;
Он совершенно невежливый;
Он не вежливый, а нахальный.
Итак, чем является НЕ в этих примерах?( В каждом из них НЕ появляется в новом облике: в 1 – это часть корня, во 2 – приставка, в 3 – частица. )
Вывод: (запись в тетради) (Слайд № 8)
В чём же проблема? Естественно, что часть корня и приставка пишутся слитно, а частица – раздельно. Такую простую мысль и правилом называть неудобно. Однако теме слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи было отведено и в школьной программе немало уроков. А ошибки появляются снова и снова. Откуда они? Дело в том, что трудно различить эти три случая, решить, что перед нами: приставка или частица.
Мы попробуем сегодня вспомнить правила, которые вы проходили в школе, разберём разные примеры, чтобы разобраться в тонкостях и сложных случаях.
Орфографическая трудность в том, чтобы решить, что перед нами и, соответственно, слитно или раздельно пишется. Ведь правила орфографии – тоже результат размышления людей. Но довольствоваться ими – всё равно, что читать описания природы вместо того, чтобы пойти в лес. Как гласит народная мудрость:
«То, что запомнил, - уйдёт, то, что понял, - останется». (Слайд № 9)
Б) Послушайте забавное стихотворение. Мы проведём небольшое исследование, чтобы найти в нём ошибку (распечатки стихотворения на столах)
В стране без частицы НЕ
Побывала я как-то в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрела вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегали пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ
Вопросы и задания по тексту:
1. Какую ошибку вы заметили?
(Автор говорит, что исчезла частица НЕ, а все забавные слова в стихотворении он создал, убрав в некоторых случаях часть корня или приставку).
2. Чтобы понять, начнём с самого простого и проанализируем следующие слова из этого стихотворения: нелепость, невзрачный, несчастный, непролазный, неряха, недотёпа.
(можно примерно понять смысл исчезнувших слов)
Историческая справка
например: навидеть - сильно любить (ср. наглядеться не могу)
лепый - хороший, или красивый (помните, в фильме «Иван Васильевич меняет профессиию» звучит слово «лепота»)
В) Обратимся вновь к пословицам: (Слайд № 10)
Лодырю всегда нездоровится.
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Неправедная денежка впрок нейдёт.
Задание: Что объединяет выделенные слова в примерах?
Вывод: в данных примерах эти слова без НЕ не употребляются
Г) Как отличить приставку от частицы? (Слайд № 11)
(Частица НЕ выражает отрицание)
Приставка или частица?
Это не друг. Это не кошка.
Дом не высок. Дом не кирпичный.
Мне не хорошо. Он не бежит.
Задание: Что отрицается в этих примерах?
Вывод. В этих примерах отрицается наличие предмета, признака, состояния, действия.
Посмотрите на другую запись: (Слайд № 12)
Это недруг.
Дом невысок.
Мне нехорошо.
Что изменилось? (В этих примерах НЕ стало приставкой).
Задание: Вдумайтесь в значение этих фраз. Есть ли в них отрицание? Каково значение приставки НЕ?
Вывод. Здесь не отрицаются предмет, признак, состояние, а называются противоположные им.
Кроме того, эти слова можно заменить синонимами:
недруг – враг,
невысок – низок.
нехорошо – плохо.
Необходимо уловить разницу, когда отрицается то, что названо словом, а когда рождается новое значение.
Д) Тренировочные упражнения.
1. Как бы вы определили (и написали) НЕ в таких случаях? (раздаточный материал на столах)
К сожалению, меня ждала (не)удача.
Но, к сожалению, (не)удача ждала меня, а настоящий провал.
Смотреть спектакль было совершенно (не)интересно.
(Не) интересно, даже скучно, было сидеть там.
Запись в тетрадях, анализ записанных примеров.
2. Внимательнее присмотритесь к предложениям. Какие из слов-синонимов вы предпочтёте в этих случаях: (Слайд № 13)
Мы ненавидели его как лютого (врага, недруга).
Человек строен и (невысок, низок).
Он проявил самые (невысокие, низкие) качества своей натуры.
Запишите правильные варианты в тетрадь.
Е) А теперь попробуйте самостоятельно подобрать НЕ к числительным один, оба, пятый. (Слайд № 14)
Вывод. НЕ с числительными пишется раздельно.
Вновь возвращаемся к нашим сегодняшним помощникам – пословицам и поговоркам. (пословицы выбраны из пособия) (Слайд № 15, 16)
Задание: Проанализируйте данные пословицы.
Слова каких частей речи с НЕ вы встретили в них?
Попробуйте сформулировать правила написания НЕ с разными частями речи.
Друг познаётся в несчастье.
Красна дружба не лестью, а правдой и честью.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Головня на шесток упала – нечаянный гость.
Небольшой дождишко, а лодырям отдышка.
И зубы есть, да нечего есть.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Лёжа хлеба не добудешь.
Лодырю всегда нездоровится.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Несподручно волку с лисой промышлять.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Не убив медведя, шкуры не дели.
Выводы: Слитное и раздельное написание НЕ (работа с таблицей, запись её в тетрадь) (Слайд № 17, 18)
Не пишется слитно |
Не пишется раздельно |
---|---|
1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется. 2) С существ., прилагат. и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению. 3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов. 4) С отрицат. и неопред. местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями. |
1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление. 2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. 3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова. 4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога. 5) В составе слов вовсе не, далеко не, отнюдь не |
3. Закрепление изученного
А) Тематический диктант.
Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-
1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица)
2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка)
3. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
4. Необразованный, малосведущий человек (невежда)
5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение)
6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
7. Раб, обычно из пленников (невольник)
8. Отсутствие свободы, рабство. (неволя)
9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа)
10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо(неумеха)
11. Военный противник, враг (неприятель)
Б) Работа с алгоритмом «НЕ с разными частями речи» (Слайд № 19)
В) Запишите примеры, раскрывая скобки. Объясните написание НЕ в словах, пользуясь алгоритмом. (Слайд № 20)
1 вариант
1. Лодырю всегда (не)здоровится.
2. (Не) бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
3. (Не) всё греет, что светит: луна светла, да без тепла.
4. (Не) годами старость красна - делами.
5. (Не) красна книга письмом, а красна умом.
2 вариант
1. Сказал бы словечко, да волк (не)далечко.
2. Чего (не)сделаешь утром, вечером (не)нагонишь.
3. (Не)вежду никакими лекарствами не вылечишь
4. (Не)сподручно волку с лисой промышлять.
5. (Не)зная броду, не лезь в воду.
Г) Творческая работа.
Задание: написать мини-сочинение по теме одной пословицы, используя в работе слова разных частей речи с НЕ. (5-7 минут).
Зачитывается несколько работ.
4. Продолжение темы урока
Несколько лет назад, когда было трудно с продуктами, часто рассказывали такой анекдот: «Я прочитал в вашей газете, что негры в Африке (не)доедают. Так нельзя ли то, что они (не)доедают, присылать нам?» На чём основана такая игра слов?
(Слайд № 21)
Вывод:
- Глаголы с НЕДО- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глагола с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и с частицей не, которые обозначают неполное, незаконченное действие (аквалангист не достал морскую раковину); недо- можно проверить подбором антонима с пере- .
- Немного юмора. Я напомню вам студенческий афоризм на изученное правило: «Лучше переесть, чем недоспать» (Слайд № 22)
5. Выводы, итоги
Вопросы для повторения:
- Как пишутся с НЕ слова, которые без НЕ не употребляются?
- Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?
- Как пишется НЕ с прилагательными, существительными и наречиями?
- Как пишется НЕ с причастиями?
- Как пишется НЕ с местоимениями и числительными?
6. Домашнее задание: сочинение-рассуждение по выбранной пословице с использованием слов на изученное правило. (Слайд № 23)