Цель: изучить составные части электрической цепи, условные обозначения, применяемые в схемах; уяснить действия электрического тока.
Задачи: формирование экспериментальных умений (сборка электрических цепей по схемам, определение цены деления); формирование материалистического мировоззрения, нравственных качеств личности (доброжелательность, тактичность, добросовестность). Воспитание творческой инициативы ознакомление с правилами техники безопасности при сборке цепи; развитие интереса к предмету; логического мышления, самостоятельности суждений.
Ход урока
Наш урок не совсем обычный, он проходит в канун замечательного праздника нового года, а значит, возможны любые чудеса. Сейчас этой волшебной палочкой я зажгу огонь, который станет символом познания.
Опыт «Зажигание спиртовки» («Волшебная палочка» опускается в концентрированную серную кислоту и КMnO4)
В ходе урока на экране проецируется презентация (см. приложение)
Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)
Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в физическую лабораторию, где сможем экспериментировать с различными электрическими приборами, изучим их условные обозначения и выясним, какую роль играет электрический ток в жизни человека. Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Электрическая цепь. Составные части электрической цепи. Действия электрического тока».
Откройте свои лабораторные журналы (рабочие тетради) и запишите тему урока. (Учащиеся открывают тетради и записывают тему).
Давайте же войдем в лабораторию.
Но вход в лабораторию возможен только тем, кто получит секретный код. Для этого я предлагаю по вариантам выполнить тестовое задание, а из номеров правильных ответов составить код.
Выполнение проверочной работы
Дети показывают работы и анализируют их выполнение.
Итак, секретный код подобран правильно, значит, вход в лабораторию открыт.
1 шаг лабораторных исследований - объяснение домашних экспериментов. На прошлом уроке вы получили задание самостоятельно изготовить необычные источники тока.
Домашние эксперименты
Опыт 1. Картофельный элемент
Опыт 2. Содовый элемент
Опыт 3. Батарея Петрова
Изучение нового материала (беседа)
Учитель демонстрирует изменение яркости горения электрической лампы. Эта волшебная шкатулка, с помощью которой я регулировала яркость горения лампочки, дело рук учеников старших классов – регулятор яркости света. Это устройство собрано по специальной электрической схеме (учащиеся делают записи в тетрадях, определения проецируются на экране)
Электрические схемы – это чертежи, на которых показано, как электрические приборы соединены в цепь. Электрическая цепь - совокупность устройств, по которым течет электрический ток
Электрическими цепями занимается наука электротехника. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части.
Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. (Приведите примеры потребителей… в классе… дома…) Вторая составная часть цепи – источник тока. Перечислите известные вам виды источников тока. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретения. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. В квартирной проводке и некоторых приборах есть элементы защиты – предохранители, которые выключают цепь в опасных ситуациях. (Демонстрация переключателя, кнопки, рубильника). Обратите внимание, цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке. Все электрические приборы в электротехнике изображают при помощи условных обозначений.
С помощью компьютера ученикам демонстрируются фотографии различных по внешнему виду, но сходных по назначению, элементов электрических цепей и их условные обозначения на схемах. Учащиеся должны выделить в рассматриваемых устройствах существенные признаки и сопоставить их закодированному схематичному изображению. Условные обозначения перечерчиваются в тетрадь
А теперь перейдем от слов к практике. Инструктаж по т/б
Шуточные правила т/б
Начинаем электричество, с вами дети изучать,
Только технику безопасности надо строго соблюдать.
Не вставайте из-за парты, есть вопросы, так спроси,
Но не Петю и не Сашу, а учителя зови.
Все приборы аккуратно на столах своих расставь,
Убедись, что ключ разомкнут и тогда соединяй!
Подключая батарейку, на полярность посмотри,
Потому что амперметру очень может не повезти.
Ну а если вы ребята вдруг забудете наказ,
То читайте все на стенде еще много-много раз.
Фронтальная лабораторная работа
Изобразить электрическую схему на доске и в тетрадях. Собрать электрическую цепь по рисунку (один ученик на доске, остальные на местах).Учитель проверяет у каждого.
А теперь эту же цепь соберем на компьютере с помощью электронного конструктора. Знакомство с элементами цепи на компьютере
А теперь для работы нам нужны несколько творческих групп:
1 человек выполнит у доски сборку электрической цепи со звонком;
2 группа выполнит сборку электрической гирлянды (из заготовок), ибо какой же новый год без иллюминации;
3 группа изучает устройство штепсельной вилки, делает письменный отчет;
1 человек на компьютере собирает схему соединения батарейки, двух лампочек и двух ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится "своим" ключом, а остальные чертят в тетрадях на местах.
- На компьютере ученик собирает схему соединения источника тока, лампочки и переключателей, позволяющую включать и выключать свет из двух разных мест, а остальные чертят в тетрадях на местах.
- На компьютере ученик собирает схему соединения источника тока, лампочки и двух кнопок, позволяющую позвонить из двух разных мест.
- На компьютере ученик собирает схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке.
Анализ практических работ
Для того чтобы определить значение электрического тока в жизни человека, давайте пронаблюдаем опыты и приведем примеры практического применения.
- Тепловое действие электрического тока (нагревание лампочек, паяльников, утюгов, обогревателей, электроплиток)
- Химическое действие электрического тока (получение чистых металлов)
- Магнитное действие электрического тока (притягивание небольших металлических предметов, электромагниты)
- Механическое действие электрического тока
В копилку эрудитов. При ударах молнии в песчаную почву образуются так называемые фульгуриты. Что это такое? Фульгури́т — (от лат. fulgur - удар молнии + греч. -eidēs — подобный) — спёкшийся от удара молнии SiO2 (песок, кварц, кремнезём). При попадании молнии в поверхность Земли в толще грунта из спёкшегося SiO2 формируются полые ветвистые трубки (фактически — стеклянные) с гладкой или покрытой маленькими пузырьками внутренней поверхностью. Петрофульгуриты - оплавленные тем же способом поверхности любых горных пород. Очень большой экземпляр был около 3 м длиной и диаметром от 8 см у поверхности до приблизительно 5 мм на самом глубоком раскопанном уровне. Кроме наглядной демонстрации разрушительной силы молнии (температура плавления песка (кварца) более 1700° C), анализ посторонних включений и газовых пузырьков в фульгурите позволяет восстановить химический состав исходного грунта, а иногда и датировать его. Найденный в Сахаре, фульгурит имел возраст около 15 тысяч лет. Анализ газовых включений в этот экземпляр позволил предположить (по высокому содержанию соединений углерода), что на момент рождения этого фульгурита на месте современной пустыни существовала растительность.
Итог: Наш урок подходит к концу, давайте проверим еще одну практическую работу «Елочная гирлянда» (демонстрация свечения лампочек елочной гирлянды)
Таким образом, от одного огонька - символа познания, зажженного в начале урока, мы зажгли множество огней знаний и практических умений, полученных в этой лаборатории, что нам их хватит для украшения новогодней елки.
Рефлексия
Карта рефлексии и самооценки усвоения материала:
Ф.И. учащегося
1. Работа в классе:
- отвечал на вопросы учителя
- дополнял ответы других учеников
- работал у доски
- работал самостоятельно в тетради
- собирал электрическую цепь
- выдвигал гипотезу
- рецензировал ответы других
- выполнял задания
2. Работа в группе:
- участвовал в обсуждении проблемы
- доказывал свою точку зрения
3. Для меня не было подходящего задания
4. За урок я бы себе поставил оценку………….
Объявляются оценки и д/з.