Цели:
- познакомить учащихся с кастовым устройством индийского общества;
- приобщить к культуре Индии, вызвать интерес к богатой истории этой страны.
Задачи:
- обеспечить усвоение учащимися исторических понятий;
- подвести их к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией;
- продолжить формирование умений:
- работать с картой; историческими источниками;
- заполнять сравнительную таблицу;
- отрабатывать навыки сравнительного анализа, пользуясь таблицей;
- закреплять уже полученные знания; развивать фантазию и творческое мышление.
Оборудование:
1. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, файл с контурной картой Индии (Рисунок 1), файл с материалом для закрепления Microsoft Word (Приложение 2), презентация Power Point, ЭОР по теме: «Практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии».
2. Настенная карта: «Индия и Китай в древности», раздаточный материал с заданиями на каждую парту (Приложение 1), раздаточное творческое домашнее задание (Приложение 1) и сравнительные таблицы «Древний Восток» у каждого ученика (Приложение 3).
Межпредметные связи:
География: работа с исторической картой.
Мировая художественная культура: знакомство с культурой и менталитетом индийского народа
История религии: знакомство с религией буддизм
Ход урока
I. Повторение
1. Разноуровневая индивидуальная работа с учащимися. Двоим ученикам, выдать карточки № 1, № 2, № 3 для письменного задания в тетрадях. (См. Приложение 1)
Ученик вызывается к интерактивной доске (ИД) для работы с контурной картой
(См. Приложение 2) по заданию карточки № 4. (Приложение 1)
Рисунок 1
2. Фронтальная работа с учащимися
Пока готовятся индивидуальные задания, идет фронтальный опрос учащихся.
Работа с раздаточным заданием «Индийский миф». (Приложение 1)
После окончания работы ученика на ИД, выполненное задание проверяется учениками.
Вопросы:
1. Опишите климат п-ова Индостан.
Учитель включает презентацию урока Power Point
2. Дайте объяснение понятия джунгли.
О каких природных ресурсах идет речь в загадках:
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех.
(Хлопок)Где вода или болото,
Часто там растет чего-то,
Из него на жарком юге
Сахар получают люди
(Сахарный тростник)
1. Какими занятиями занимались древние индийцы, исходя из природных и климатических условий?
2. Каких животных и почему почитали древние индийцы? В каких других странах поклонялись животным?
Учащиеся могут пользоваться при ответе, заполненными на предыдущем уроке и дома сравнительными таблицами «Древний Восток» (См. Приложение 3).
Работа с презентацией
II. Изучение нового материала.
Объявление темы урока и плана.
План урока:
- Общественное устройство в странах Древнего Востока
- Индийские касты
- Культура Индии:
- письменность
- изобретения
- литература
- архитектура
1. Изучение нового материала начинается с повторения общественного устройства Египта и Междуречья. [5] Выполнение заданий ЭОР: «Практика. Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии».
Задание: расставь изображения людей на соответствующие страны – Египет или Месопотамию. (Ученики выполняют задание на интерактивной доске).
Рисунок 2
Рисунок 3
2. Вспомнив общественное устройство в Египте и Междуречье, познакомимся с делением древнего индийского общества на касты.
Каста – зачитать определение из учебника стр. 95.
Знакомясь с кастами в Индии, сравниваем их с категориями населения других известных стран Востока.
Рисунок 4 [2]
Выясняем особенности каждой касты и записываем в тетрадях определения новых понятий в тетрадях.
Касты – группы людей, имеющие права и обязанности, передающиеся по наследству.
Брахма – один из индийских богов, создатель мира.
Брахманы – жрецы, служители Бога Брахмы.
Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.
У людей разных каст всё должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды у каждой касты был свой.
Брахманы - жрецы - толкователи священных книг. ( Белый цвет одежды означал святость).
Кшатрии - воины и правители. (Красный цвет одежды).
Вайшьи - земледельцы и скотоводы. (Жёлтый цвет – трудолюбие).
Шудры - слуги. (Чёрный цвет – невежество).
Задание: В процессе работы по вопросу культура, учащиеся заполняют сравнительные таблицы «Древний Восток» (Приложение 3).
3. Культура Индии
Письменность
На чем и как писали древние индийцы.
Изобретения
Цифры. Сравнить запись любого числа египетскими знаками и индийскими цифрами.
( см. учебник: стр. 61 египетские числа, стр.100 индийские цифры)
? Какая запись была удобнее? Почему?
Шахматы. Зачитать стр. 99 учебника.
Литература
Повторяем записи в таблице, сделанные на предыдущем уроке.
Если остается время на уроке: Знакомство с Буддой. Стр. 97 учебника.
? Что привлекает в образе легендарного Будды?
Что побуждало бедняков принять его учение?
Архитектура
Ступы – здания для хранения священных предметов Будды.
III. Закрепление материала
Работа на ИД. На ней проецируется Word-документ с текстом, где надо вписать названия индийских каст. Ученик вписывает электронной ручкой пропущенные слова.
Подводим итоги урока
Домашние задание
Учебник для 5 класса. История Древнего мира
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая М. «Просвещение» 2007.
§21, творческое задание из раздаточного материала (нарисовать рисунок «Представления индийцев о мире») (Приложение 1), учить новые понятия.
Используемая литература
1. Н.Г.Петрова. Древний Восток. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса. М. «Русское слово» 1996.
2. Аппликации по истории Древнего мира Ф. П. Коровкин
3. О.И.Бахтина. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. Пособие для учителя. М. «Просвещение» 1988.
4. Г.И.Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира М. «Просвещение» 1988.
5. ЭОР по теме: «Практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии». ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр». Осин А.В.Электронные образовательные ресурсы нового поколения. В вопросах и ответах. Сборник с приложениями на CD.по предметам. М. Агентство «Социальный проект»2007.
6. http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=13470&category_id=10107&filter_10051=10056