Как выявить способных и талантливых детей? Что предпринять, чтобы вселить в них веру в собственный успех? Каким образом развивать познавательные способности, вырабатывать привычку думать самостоятельно, формировать сообразительность, находчивость, умение логически мыслить, отыскивать необычные пути к верному решению?
Наиболее эффективной формой по выявлению творческих личностей и совершенствованию их природных задатков являются общешкольные предметные недели, которые включают в себя олимпиады, конкурсы, викторины, праздники и т.п.
Одним из мероприятий, проведённых в ходе Недели Математики «Умники и умницы» в нашей школе № 1065, стал «Праздник эрудитов». Особенность состоит в том, что организован он не отдельно для каких-либо классов и не для всех ребят начальной школы. Участником мог стать только тот, кто успешно прошёл отборочный тур (по 6-8 человек из каждого класса).
Проведению праздника предшествовала большая подготовительная работа. В рамках «Школьной Академии Наук» в нашей школе уже несколько лет существует кружок «Эрудит», в котором занимаются дети, заинтересованные в заданиях повышенной трудности, проявляющие незаурядные способности к наукам. Ежегодно происходят незначительные изменения в составе кружка в целях повышения уровня знаний и интересов учащихся. Отборочный тур в Неделе Математики, став своеобразным экзаменом для «эрудитов», включил в себя следующие этапы:
- Математическую олимпиаду, в которой надо было справиться с логическими задачами, найти нестандартные решения в заданиях на смекалку, проявить творчество при составлении шарад.
- Контрольный устный счёт, который проверялся у всех детей начальной школы: в 1-2 классах – на сложение и вычитание, в 3-4 – на умножение и деление. Лучшие результаты объявлялись и заносились в сводную таблицу результатов отборочного тура (как и предыдущего этапа).
- В конкурсе на самую интересную стенгазету были предложены следующие рубрики: «Образ числа», «Хитрые задачи», «Сказки, пословицы, поговорки, загадки и стихотворения о числах», «Кроссворды, ребусы, головоломки». Каждому классу предлагается число: 1 «А» – 1; 1 «Б» – 2, 2 «А» – 3, 2 «Б» – 4 и так далее. Высоко на этом этапе оценивались творческие работы с проявлением индивидуальности.
Победителям всех этапов отборочного тура присваивалось звание «Эрудита» и вручалось приглашение на главный конкурс – праздник, где ребята могли проверить свои знания в математике и подтвердить почётное звание.
Цели:
- Проследить и установить взаимосвязь математики с другими науками.
- Развивать творческое воображение, математическое и логическое мышление, познавательный интерес.
- Учить самостоятельно мыслить, рассуждать, доказывать.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование:
Спички или счётные палочки, таблички с названиями этапов, рисунки, чертежи, ребусы, маркеры, цветной мел, карандаши, магнитофон.
Ход мероприятия
Мало иметь хороший ум,
Главное – уметь его хорошо применять.
Р. Декарт
I. Приветствие
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, члены жюри!
Мы начинаем праздник эрудитов! Все вы знаете, что эта неделя в нашей школе посвящена математике – науке, изучающей величины, количественные отношения и пространственные формы. Поэтому и направление нашего праздника – математическое. Вам необходимо показать не только ум и смекалку, подтвердив звание эрудитов, но и создать дружный коллектив. В каждой команде такие разные ребята, но вы должны быть вместе.
Вам известно, что многие науки между собой взаимосвязаны. Так и в математике мы постараемся найти как можно больше соприкосновений с русским языком и литературой, изобразительным искусством и окружающим миром, логикой и английским языком и даже физкультурой и музыкой.
Пройдя по ступенькам знаний до самой вершины, вы подтвердите звание эрудитов.
*На магнитной доске выстроена лесенка из табличек, перевёрнутых вниз текстом, кроме первой и последней. По мере прохождения каждого конкурса табличка переворачивается ведущим (снизу вверх), и дети читают хором, с чем связана математика.
Рисунок 1
А кто же такие эрудиты? Это люди, обладающие глубокими познаниями.
II. Задания – конкурсы
1. Название команды
Первым заданием на проверку умения работать сообща будет – за 30 секунд придумать название своей команде на математическую тему.
*Это могут быть знаки, цифры, термины, имена великих учёных и т.д. (например, «Пять с плюсом», «Юные математики»).
2. Жест приветствия
Во всём мире при встрече принято здороваться: пожимать руки, снимать шляпу, тереться носами – каких только жестов не изобрели жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга, выразить своё уважение, почтение, симпатию.
Придумайте математическое приветствие жестом своим соперникам (показать и объяснить).
* Например, 5+ разжатая ладонь-пятерня и скрещенные пальцы – знать всё лучше всех; знак умножения – руки крест-накрест: наши знания умножить на ваши – великая сила.
3. Арифметика
Арифметика – это не отдельная от математики наука, а раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами, и действия над ними.
* В каждой команде участвуют ученики 1, 2, 3 и 4 классов, поэтому и задания в некоторых конкурсах будут предназначены для каждой возрастной группы отдельно.
1 класс
1) Я, да ты, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое)
2) У Магомета было 10 овец. Все, кроме 9, погибли. Сколько овец осталось? (9)
2 класс
1) В коробке 7 конфет. Как поделить их между семью детьми так, чтобы одна осталась в коробке? (Одну конфету отдать вместе с коробкой)
2) Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги? (Столько же)
3 класс
1) 7 карандашей дороже 8 тетрадей. Что дороже: 8 карандашей или 9 тетрадей? (8 карандашей)
2) Горели 6 свечей. Треть из них погасла. Сколько свечей осталось? (2 – те, что погасли, те и остались)
4 класс
1) Число яблок в корзине – двузначное. Их можно разделить поровну между 2, 3 и 5 детьми, но нельзя поровну между 4. Сколько яблок в корзине? (30)
2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Что больше – сумма этих чисел или их произведение? (Сумма)
Задания для родителей и всех желающих
1. Профессор лёг спать в 9 часов вечера, а будильник завёл на 10 утра. Сколько времени спал профессор беспробудным сном? (1 час, т.к. прозвенел будильник)
2. Сколько штук в дюжине? (12) А в чёртовой дюжине? (13)
3. У Вани в кармане 2 монеты на сумму 7 рублей. Одна из монет не пятирублёвая. Какие это монеты? (2-х и 5-тирублёвые, т.к. только одна не 5-тирублёвая)
4. Геометрия
Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
Вопросы ко всем участникам:
1) Какие вы знаете геометрические фигуры?
2) Охарактеризуйте квадрат, треугольник.
3) Сколько всего квадратов изображено на рисунке 2? (3)
4) Сколько всего треугольников на рисунке 3? (20)
* Рисунки с изображением фигур должны быть у каждой команды, жюри, а для родителей и гостей – на доске.
Рисунок 2
Рисунок 3
Задания по возрасту «Переставь спички»:
* Вместо спичек лучше использовать счётные палочки.
1 класс
Из 12 спичек построили квадрат с маленькими внутри. Надо удалить 2 спички так, чтобы осталось 2 квадрата.
Рисунок
4
2 класс
Из такой же фигуры получить 3 одинаковых квадрата, переместив 4 спички.
Рисунок
5
3 класс
3 спички положены в ряд. Надо добавить ещё 2 спички так, чтобы получилось восемь.
Рисунок
6
4 класс
17 спичек расположено так, как показано на рисунке. Необходимо убрать 7 спичек, чтобы осталось три.
Рисунок
7
5. Литература
Литература – письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).
Вы знаете, что есть произведения, написанные отдельными авторами – литературные, и созданные народом – фольклорные. И в тех, и в других мы часто встречаем числа, счёт, задачи.
Задания для всех участников:
1) Послушайте считалку, сочиненную Д.Хармсом, и проверьте, сколько мальчиков в отряде.
Шёл по улице отряд –
Сорок мальчиков подряд:
Раз, два, три, четыре,
И четыре на четыре,
И четырежды четыре,
И потом ещё четыре.
2) Какие произведения относятся к устному народному творчеству?
Назвать как можно больше пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, в которых есть числа.
*По очереди команды называют произведения устного народного творчества. Проигрывает та команда, у которой закончились варианты ответов.
6. Языкознание
Языкознание – наука о языке.
*Для следующих конкурсов команды избирают по одному отвечающему (в порядке очереди).
1. Ответьте на вопросы:
1) В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет)
2) В каком женском имени 30 «я»? (Зоя)
2. Ребусы
В русских словах часто прячутся числа. Попробуйте разгадать слова.
3. Сколько раз в стихотворении употреблено число 3.
Есть у нас 3 сес3цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Под окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица -
Заходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус3цах,
Никаких ус3ц нет,
Но зато осе3ну
Подают на обед!
А у третьей, в Быс3це, -
Быс3ца на реке,
Там резвятся 3тоны
По ночам на песке.
Прочитай всё сначала,
Просмо3: 3 по 3!
Голова затрещала?
Хорошенько по3!
4. Кто больше составит маленьких слов за 1 минуту из слова «Математика»
7. Физкультура
Физкультура – мероприятия, направленные на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела.
1) Физкультминутки
Кто лучше изобразит то, о чём говорится в стихотворениях Н. Юрковой.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружились,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
2) Пантомима (коллективное задание)
Изобразить телом с помощью мимики и жестов цифру, чтобы противоположная команда смогла отгадать.
8. Логика
Логика – наука о законах и формах мышления.
1. Внимание! Задачи с подвохом! (с хитринкой)
1) Росло 4 груши. На каждой – по 3 большие ветки, на каждой большой – по 3 маленькой, на каждой маленькой – по 3 яблока. Сколько всего яблок выросло? (На грушах яблоки не растут).
2) 6 воробьёв нашли хлебные крошки, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось клевать крошки? (Все улетели).
3) Вы – пилот самолёта, совершающего рейс Москва – Лондон. В баки залили тонну горючего, а потратили – в 2 раза меньше. Сколько лет пилоту самолёта? (По условию задачи пилот – это вы сами, следовательно, пилоту столько же лет, сколько и отвечающему).
2. Зашифровать знаками пословицы и поговорки
Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.
Без четырёх углов изба не рубится.
3. Разгадать пословицы и поговорки по знакам
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
9. Окружающий мир
Природоведение – наука о природе.
1. Сколько ног у паука? (8)
2. Сколько крыльев у жука? (4)
3. Известно, что гусеница живёт не более 1 суток, а затем превращается в кокон. Одна гусеница с 6 часов утра до 6 часов вечера забирается на 12-метровое дерево до отметки 5 метров, а за ночь спускается на 2 метра. Через сколько дней при таком движении она достигнет вершины? (Не достигнет, т.к. превратится в кокон).
4. Разделите утят.
Семь утят в пруду всё время ссорятся. Как разделить их тремя линиями, чтобы прекратить ссоры?
Рисунок
8
10. Изобразительное искусство
Портреты можно рисовать красками или карандашами, тонкими линиями или размашистыми закорючками, а можно геометрическими фигурами и цифрами.
Задания:
1. Нарисовать портрет друга, состоящий из геометрических фигур. (Вызываются к доске по одному представителю из команд).
2. Все остальные изображают из цифр автопортрет, чтобы обменяться на память с соперниками.
11. Английский язык
1. На английском языке пересчитать членов жюри (для 1 классов).
2. Пересчитать участников команды (для 2 классов).
3. Придумать и решить пример на английском языке (для учащихся 3 классов).
4. Составить и решить задачу для 1 класса (для 4 классов).
12. Музыка
Вспомним песни, в которых есть числа, счёт, примеры, задачи.
«Дважды два – четыре», «Вместе весело шагать по просторам» и др.
Включить магнитофон с записями песен или мелодиями.
*В то время, пока дети поют, жюри подводит итоги конкурсов.
13. Подведение итогов
- Ребята! Вот мы и прошлись по всем ступенькам знаний, связанных с математикой. Давайте ещё раз все вместе «поднимемся» по ним. (Дети хором читают написанное на табличках).
- А кому же сегодня удалось оправдать звание эрудитов? Об этом вам расскажут члены жюри.
Выступление жюри. Награждение победителей. Напутственные слова.