Как мы проводили праздники эрудитов

Разделы: Начальная школа


Как выявить способных и талантливых детей? Что предпринять, чтобы вселить в них веру в собственный успех? Каким образом развивать познавательные способности, вырабатывать привычку думать самостоятельно, формировать сообразительность, находчивость, умение логически мыслить, отыскивать необычные пути к верному решению?

Наиболее эффективной формой по выявлению творческих личностей и совершенствованию их природных задатков являются общешкольные предметные недели, которые включают в себя олимпиады, конкурсы, викторины, праздники и т.п.

Одним из мероприятий, проведённых в ходе Недели Математики «Умники и умницы» в нашей школе № 1065, стал «Праздник эрудитов». Особенность состоит в том, что организован он не отдельно для каких-либо  классов и не для всех ребят начальной школы. Участником мог стать только тот, кто успешно прошёл отборочный тур (по 6-8 человек из  каждого класса).

Проведению праздника предшествовала большая подготовительная работа. В рамках «Школьной Академии Наук» в нашей школе уже несколько лет существует кружок «Эрудит», в котором занимаются дети, заинтересованные в заданиях повышенной трудности, проявляющие незаурядные способности к наукам. Ежегодно происходят незначительные изменения в составе кружка в целях повышения уровня  знаний и интересов учащихся. Отборочный тур в Неделе Математики, став своеобразным экзаменом для «эрудитов», включил в себя следующие этапы:

  1. Математическую олимпиаду, в которой надо было справиться с логическими задачами, найти нестандартные решения в заданиях на смекалку, проявить творчество при составлении шарад.
  2. Контрольный устный счёт, который проверялся у всех детей начальной школы: в 1-2 классах – на сложение и вычитание, в 3-4 – на умножение и деление. Лучшие результаты объявлялись и заносились в сводную таблицу результатов отборочного тура (как и предыдущего этапа).
  3. В конкурсе на самую интересную стенгазету были предложены следующие рубрики: «Образ числа», «Хитрые задачи», «Сказки, пословицы, поговорки, загадки и стихотворения о числах», «Кроссворды, ребусы, головоломки». Каждому классу предлагается   число: 1 «А» – 1; 1 «Б» – 2, 2 «А» – 3, 2 «Б» – 4 и так далее.  Высоко на этом этапе оценивались творческие работы с проявлением индивидуальности.

Победителям всех этапов отборочного тура присваивалось звание «Эрудита» и вручалось приглашение на главный конкурс – праздник, где ребята могли проверить свои знания в математике и подтвердить почётное звание.

Цели:

  1. Проследить и установить взаимосвязь математики с другими науками.
  2. Развивать творческое воображение, математическое и логическое мышление, познавательный интерес.
  3. Учить самостоятельно мыслить, рассуждать, доказывать.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

Спички или счётные палочки, таблички с названиями этапов, рисунки, чертежи, ребусы, маркеры, цветной мел, карандаши, магнитофон.

Ход мероприятия

Мало иметь хороший  ум,
Главное – уметь его хорошо применять.
Р. Декарт

I. Приветствие

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, члены жюри!

Мы начинаем праздник эрудитов! Все вы знаете, что эта неделя в нашей школе посвящена математике –  науке, изучающей величины, количественные отношения и пространственные формы. Поэтому и направление нашего праздника –  математическое. Вам необходимо показать не только  ум и смекалку, подтвердив звание эрудитов, но и создать дружный коллектив. В каждой команде  такие разные ребята, но вы должны быть вместе.

Вам известно, что многие науки между собой взаимосвязаны. Так и в математике мы постараемся найти как можно больше соприкосновений с русским языком и литературой, изобразительным искусством и окружающим миром, логикой и английским языком и даже физкультурой и музыкой.

Пройдя по ступенькам знаний до самой вершины, вы подтвердите звание эрудитов.

*На магнитной доске выстроена лесенка из табличек, перевёрнутых вниз текстом, кроме первой и последней. По мере прохождения каждого конкурса табличка переворачивается ведущим (снизу вверх), и дети читают хором, с чем связана математика.


Рисунок 1

А кто же такие эрудиты? Это люди, обладающие глубокими познаниями.

II. Задания – конкурсы

1. Название команды

Первым заданием на проверку умения работать сообща будет –  за 30 секунд придумать название своей команде на математическую тему.

*Это могут быть знаки, цифры, термины, имена великих учёных и т.д. (например, «Пять с плюсом», «Юные математики»).

2. Жест приветствия

Во всём мире при встрече принято здороваться: пожимать руки, снимать шляпу, тереться носами – каких только жестов не изобрели жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга, выразить своё уважение, почтение, симпатию.

Придумайте математическое приветствие жестом своим соперникам (показать и объяснить).

* Например, 5+ разжатая ладонь-пятерня и скрещенные пальцы – знать всё лучше всех; знак умножения –  руки крест-накрест: наши знания умножить на ваши – великая сила.

3. Арифметика

Арифметика – это не отдельная от математики наука, а раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами, и действия над ними.

* В каждой команде участвуют ученики 1, 2, 3 и 4 классов, поэтому и задания в некоторых конкурсах будут предназначены для каждой возрастной группы отдельно.

1 класс

1) Я, да ты, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое)

2) У Магомета было 10 овец. Все, кроме 9, погибли. Сколько овец осталось? (9)

2 класс

1) В коробке 7 конфет. Как поделить их между семью детьми так, чтобы одна осталась в коробке? (Одну конфету отдать вместе с коробкой)

2) Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги? (Столько же)

3 класс

1) 7 карандашей дороже 8 тетрадей. Что дороже: 8 карандашей или 9 тетрадей? (8 карандашей)

2) Горели 6 свечей. Треть из них погасла. Сколько свечей осталось? (2 – те, что погасли, те и остались)

4 класс

1) Число яблок в корзине – двузначное. Их можно разделить поровну между 2, 3 и 5 детьми, но нельзя  поровну между 4. Сколько яблок в корзине? (30)

2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Что больше – сумма этих чисел или их произведение? (Сумма)

Задания для родителей и всех желающих

1. Профессор лёг спать в 9 часов вечера, а будильник завёл на 10 утра. Сколько времени спал профессор беспробудным сном? (1 час, т.к. прозвенел будильник)

2. Сколько штук в дюжине? (12) А в чёртовой дюжине? (13)

3. У Вани в кармане 2 монеты на сумму 7 рублей. Одна из монет не пятирублёвая. Какие это монеты? (2-х и 5-тирублёвые, т.к. только одна не 5-тирублёвая)

4. Геометрия

Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

 Вопросы ко всем участникам:

1)  Какие вы знаете геометрические фигуры?

2) Охарактеризуйте квадрат, треугольник.

3) Сколько всего квадратов изображено на рисунке 2? (3) 

4)  Сколько всего треугольников на рисунке 3? (20)

* Рисунки с изображением фигур должны быть у каждой команды, жюри, а для родителей и гостей – на доске.


Рисунок 2


Рисунок 3

Задания по возрасту «Переставь спички»:

* Вместо спичек лучше использовать счётные палочки.

1 класс

Из 12 спичек построили квадрат с маленькими внутри. Надо удалить 2 спички так, чтобы осталось 2 квадрата.


Рисунок 4

2 класс

Из такой же фигуры получить 3 одинаковых квадрата, переместив 4 спички.


Рисунок 5

3 класс

3 спички положены в ряд. Надо добавить ещё 2 спички так, чтобы получилось восемь.


Рисунок 6

4 класс

17 спичек расположено так, как показано на рисунке. Необходимо убрать 7 спичек, чтобы осталось три.


Рисунок 7

5. Литература

Литература – письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

Вы знаете, что есть произведения, написанные отдельными авторами – литературные, и созданные народом – фольклорные. И в тех, и в других мы часто встречаем числа, счёт, задачи.

Задания для всех участников:

1) Послушайте считалку, сочиненную Д.Хармсом, и проверьте, сколько мальчиков в отряде.

Шёл по улице отряд –
Сорок мальчиков подряд:
Раз, два, три, четыре,
И четыре на четыре,
И четырежды четыре,
И потом ещё четыре.

2) Какие произведения относятся к устному народному творчеству?

Назвать как можно больше пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, в которых есть числа.

*По очереди команды называют произведения устного народного творчества. Проигрывает та команда, у которой закончились варианты ответов.

6. Языкознание

Языкознание – наука о языке.

*Для следующих конкурсов команды избирают по одному отвечающему (в порядке очереди).

1. Ответьте на вопросы:

1) В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет)

2) В каком женском имени 30 «я»? (Зоя)

2. Ребусы

В русских словах часто прячутся числа. Попробуйте разгадать слова.



3. Сколько раз в стихотворении употреблено число 3.

Есть у нас 3 сес3цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Под окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица -
Заходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус3цах,
Никаких ус3ц нет,
Но зато осе3ну
Подают на обед!
А у третьей, в Быс3це, -
Быс3ца на реке,
Там резвятся 3тоны
По ночам на песке.
Прочитай всё сначала,
Просмо3: 3 по 3!

Голова затрещала?

Хорошенько по3!

4. Кто больше составит маленьких слов за 1 минуту из слова «Математика»

7. Физкультура

Физкультура – мероприятия, направленные на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела.

1) Физкультминутки

Кто лучше изобразит то, о чём говорится в стихотворениях Н. Юрковой.

Руки в стороны – в полёт 
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – 
Полетел наш самолёт.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружились,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

2) Пантомима (коллективное задание)

Изобразить телом с помощью мимики и жестов цифру, чтобы противоположная команда смогла отгадать.

8. Логика

Логика – наука о законах и формах мышления.

1.  Внимание! Задачи с подвохом! (с хитринкой)

1) Росло 4 груши. На каждой – по 3 большие ветки, на каждой большой – по 3 маленькой, на каждой маленькой – по 3 яблока. Сколько всего яблок выросло? (На грушах яблоки не растут).

2) 6 воробьёв нашли хлебные крошки, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось клевать крошки? (Все улетели).

3) Вы – пилот самолёта, совершающего рейс Москва – Лондон. В баки залили тонну горючего, а потратили – в 2 раза меньше. Сколько лет пилоту самолёта? (По условию задачи пилот – это вы сами, следовательно, пилоту столько же лет, сколько  и отвечающему).

2. Зашифровать знаками пословицы и поговорки

Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.

Без четырёх углов изба не рубится.

3. Разгадать пословицы и поговорки по знакам

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

9. Окружающий мир

Природоведение – наука о природе.

1. Сколько ног у паука? (8)

2. Сколько крыльев у жука? (4)

3. Известно, что гусеница живёт не более 1 суток, а затем превращается в кокон. Одна гусеница с 6 часов утра до 6 часов вечера забирается на 12-метровое дерево до отметки 5 метров, а за ночь спускается на 2 метра. Через сколько дней при таком движении она достигнет вершины? (Не достигнет, т.к. превратится в кокон).

4. Разделите утят.

Семь утят в пруду всё время ссорятся. Как разделить их тремя линиями, чтобы прекратить ссоры?


Рисунок 8

10. Изобразительное искусство

Портреты можно рисовать красками или карандашами, тонкими линиями или размашистыми закорючками, а можно геометрическими фигурами и цифрами.

Задания:

1. Нарисовать портрет друга, состоящий из геометрических фигур. (Вызываются к доске по одному представителю из команд).

2. Все остальные изображают из цифр автопортрет, чтобы обменяться на память с соперниками.

11. Английский язык

1. На английском языке пересчитать членов жюри (для 1 классов).

2. Пересчитать участников команды (для 2 классов).

3. Придумать и решить пример на английском языке (для учащихся 3 классов).

4. Составить и решить задачу для 1 класса (для 4 классов). 

12. Музыка

Вспомним песни, в которых есть числа, счёт, примеры, задачи.

«Дважды два –  четыре», «Вместе весело шагать по просторам» и др.

Включить магнитофон с записями песен или мелодиями.

*В то время, пока дети поют, жюри подводит итоги конкурсов.

13. Подведение итогов

- Ребята! Вот мы и прошлись по всем ступенькам знаний, связанных с математикой. Давайте ещё раз все вместе «поднимемся» по ним. (Дети хором читают написанное на табличках).

- А кому же сегодня удалось оправдать звание эрудитов? Об этом вам расскажут члены жюри.

Выступление жюри. Награждение победителей. Напутственные слова.