Цель: дать понятие о составе, свойствах, способах переработки нефти.
Оборудование: учебники «Органическая химия», пузырьки с нефтью, р-р KMnO4 , компакт- диски «Органическая химия», «Общая химия» (Издательство «Учитель»,2007), мультимедийная презентация на тему: «Нефть и продукты её переработки», созданная самими учащимися (Приложение 1).
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока
Учитель вносит «чёрный ящик». В нём предметы: баночка с косметическим кремом, парафиновая свеча, вазелин, тарелка, спиртовка, свеча, портрет Шухова, модаль автомобиля, фото Белгородского технологического университета им. Шухова.
Задание учащимся: «Попытайтесь связать эти предметы. Ваши предположения».
Учащиеся: все эти предметы так или иначе связаны с нефтью.
Проблема № 1: Почему нефть является источником стольких продуктов?
Цель: изучить состав нефти.
Гипотеза: Многообразные области применения нефти могут определяться её сложным составом.
Теперь давайте наметим план исследования, который поможет нам убедиться в правильности гипотезы или позволит её опровергнуть.
План:
1. Основные месторождения нефти.
2. Физические свойства нефти.
3. Оценить значение работ инженера Шухова в области переработки нефти.
4. Познакомиться с дополнительной литературой и Интернет – ресурсами по теме: «Нефть».
5. Провести эксперимент по изучению физических свойств нефти.
6. Сделать попытку конструирования аппарата для перегонки нефти.
II. Изучение нового. Фронтальная беседа
Что Вы знаете о нефти из литературы, газет, ТУ, истории?. Заполнение таблицы.
Что я знаю о нефти из книг, периодической печати,TV, истории. |
Что я узнал о нефти в процессе урока? |
|
|
Демонстрация презентации о нефти, братьях Дубининых, значении нефти для медицины.
Проведение индивидуального исследования в группах.
На столах у вас перечень заданий- микроисследований для групп. Познакомьтесь с ними и выберите себе тему микроисследования.
Группа № 1 Исследует месторождения нефти по географической карте (ксерокопии карт можно раздать заранее).
Группа № 2 Проводит исследование по изучению физических свойств нефти (на столы раздать образцы нефти для изучения запаха, цвета, растворимости в воде)
Группа № 3 Проводит исследование по изучению состава нефти (проводит качественную реакцию на определение непредельных составляющих в нефти по обесцвечиванию р – ра KMnO4).
Группа № 4 Проводит исследование по теме: «История инженера В.Г. Шухова» с помощью изучения дополнительной литературы и Интернет- источников.
Группа № 5 Проводит исследование по теме: «Лечебные свойства нефти в древности и сейчас» с помощью изучения дополнительной литературы и Интернет- источников.
Группа № 6 Изобретатели- знакомятся с процессом перегонки нефти и строением основных его узлов. Демонстрируют модель ректификационной колонны. Демонстрации сопровождаются показом слайдов презентации.
Учитель сообщает следующий факт: Выход бензина из нефти методом перегонки составляет всего 20%!
Противоречие: между потребностями в таком виде топлива как бензин и небольшим его производством методом перегонки.
Гипотеза: расщепление нефтепродуктов с большой массой на более мелкие позволит увеличить выход бензиновой фракции.
Проблема № 2 Как увеличить выход бензиновой фракции?
Решение проблемы предложил инженер В.Г.Шухов. Моделирование процесса крекинга на шаростержневой модели молекулы гексадекана. Анализ табл. № 8 (Рудзитис, Фельдман Химия 10 Сравнение термического и каталитического крекинга) или сделать ксерокопии указанной таблицы № 8 и положить на столы учащимся.
Обсуждение результатов. Формулирование общего вывода. Составление опорного конспекта(творчество учащихся).
III. Закрепление в виде игры
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Примеры «тонких» вопросов по тексту: при каких условиях осуществляется каталитический крекинг? При какой температуре можно проводить термический крекинг?
«Толстые» вопросы: почему бензин каталитического крекинга обладает большей детонационной стойкостью, чем бензин термического крекинга? (ответ: т.к. содержит углеводороды с разветвлённой цепью.)
Вопросы учителю: что такое детонационная стойкость?
Игра «Лови ошибку»
Нефть – важнейший источник углеводородов.(да) Она состоит из бензина и керосина. (нет) Нефть кипит при температуре 120º С. (нет) Для получения бензина её подвергают крекингу. (да) Нефть перегоняют в ректификационной колонне. (да) Пиролиз – это процесс ароматизации нефти. (да) Бензин термического крекинга более качественный (нет).
IV. Рефлексия
Закончите предложения:
На уроке я узнал(а)…
Мне понравилось…
На уроке я испытывал…
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание