Нефть, её состав и свойства. Перегонка нефти

Разделы: Химия


Цель: дать понятие о составе, свойствах, способах переработки нефти.

Оборудование: учебники «Органическая химия», пузырьки с нефтью, р-р KMnO4 , компакт- диски «Органическая химия»,  «Общая химия» (Издательство «Учитель»,2007), мультимедийная презентация на тему: «Нефть и продукты её переработки», созданная самими учащимися (Приложение 1).

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока

Учитель вносит  «чёрный ящик». В нём предметы: баночка с косметическим кремом, парафиновая свеча, вазелин, тарелка, спиртовка, свеча, портрет Шухова, модаль автомобиля, фото Белгородского технологического университета им. Шухова.

Задание учащимся: «Попытайтесь связать эти предметы. Ваши предположения».

Учащиеся: все эти предметы так или иначе связаны с нефтью.

Проблема № 1: Почему нефть является источником стольких продуктов?

Цель: изучить состав нефти.

Гипотеза: Многообразные области применения нефти могут определяться её сложным составом.

Теперь давайте наметим план исследования, который поможет нам убедиться в правильности гипотезы или позволит её опровергнуть.

План:

1. Основные месторождения нефти.

2. Физические свойства нефти.

3. Оценить значение работ инженера Шухова в области переработки нефти.

4. Познакомиться с дополнительной литературой и Интернет – ресурсами по теме: «Нефть».

5. Провести эксперимент по изучению физических свойств нефти.

6. Сделать попытку конструирования аппарата для перегонки нефти.

II. Изучение нового. Фронтальная беседа

Что Вы знаете о нефти из литературы, газет, ТУ, истории?. Заполнение таблицы.

Что я знаю о нефти из книг, периодической печати,TV, истории.

Что я узнал о нефти в процессе урока?

 

 

Демонстрация презентации о нефти, братьях Дубининых, значении нефти для медицины.

Проведение индивидуального исследования в группах.

На столах у вас перечень заданий- микроисследований для групп. Познакомьтесь с ними и выберите себе тему микроисследования.

Группа № 1 Исследует месторождения нефти по географической карте (ксерокопии карт можно раздать заранее).

Группа № 2 Проводит исследование по изучению физических свойств нефти (на столы раздать образцы нефти для изучения запаха, цвета, растворимости в воде)

Группа № 3 Проводит исследование по изучению состава нефти (проводит качественную реакцию на определение непредельных составляющих в нефти по обесцвечиванию р – ра KMnO4).

Группа № 4 Проводит исследование по теме: «История инженера В.Г. Шухова» с помощью изучения дополнительной литературы и Интернет- источников.

Группа № 5 Проводит исследование по теме: «Лечебные свойства нефти в древности и сейчас» с помощью изучения дополнительной литературы и Интернет- источников.

Группа № 6 Изобретатели- знакомятся с процессом перегонки нефти и строением основных его узлов. Демонстрируют модель ректификационной колонны. Демонстрации сопровождаются показом слайдов презентации.

Учитель сообщает следующий факт: Выход бензина из нефти методом перегонки составляет всего 20%!

Противоречие: между потребностями в таком виде топлива как бензин и небольшим его производством методом перегонки.

Гипотеза: расщепление нефтепродуктов с большой массой на более мелкие позволит увеличить выход бензиновой фракции.

Проблема № 2 Как увеличить выход бензиновой фракции?

Решение проблемы предложил инженер В.Г.Шухов. Моделирование процесса крекинга на шаростержневой модели молекулы гексадекана. Анализ табл. № 8 (Рудзитис, Фельдман Химия 10 Сравнение термического и каталитического крекинга) или сделать ксерокопии указанной таблицы № 8 и положить на столы учащимся.

Обсуждение результатов. Формулирование общего вывода. Составление опорного конспекта(творчество учащихся).

III. Закрепление в виде игры

«Тонкие» и «толстые» вопросы.

Примеры «тонких» вопросов по тексту: при каких условиях осуществляется  каталитический крекинг? При какой температуре можно проводить термический крекинг?

«Толстые» вопросы: почему бензин каталитического крекинга обладает большей детонационной стойкостью, чем бензин термического крекинга? (ответ: т.к. содержит углеводороды с разветвлённой цепью.)

Вопросы учителю: что такое детонационная стойкость?

Игра «Лови ошибку»

Нефть – важнейший источник углеводородов.(да) Она состоит из бензина и керосина. (нет) Нефть кипит при температуре 120º С. (нет) Для получения бензина её подвергают крекингу. (да)  Нефть перегоняют в ректификационной колонне. (да)  Пиролиз – это процесс ароматизации нефти. (да)  Бензин термического крекинга более качественный (нет).

IV. Рефлексия

Закончите предложения:

На уроке я узнал(а)…

Мне понравилось…

На уроке я испытывал…

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание