Цель: Расширить знания учащихся об органических веществах на основе формирования понятий о галогенопроизводных соединениях.
Задачи:
- Продолжить формирование умений прогнозировать свойства соединений на основе анализа их строения.
- Познакомить учащихся с практическим применением галогенопроизводных.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исторические хроники, самостоятельные лабораторные эксперименты.
- Сформировать умения сравнивать, обобщать, находить причинно – следственные связи.
- Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами.
- Способствовать развитию креативности учащихся.
Ход урока
1. Актуализация. Знакомство с предметной областью. Создание проблемной ситуации
Ребята, сегодня я не буду формулировать тему урока. Вы сформулируете её сами. Для этого я приготовила Вам вот эти предметы:
Исходное вещество |
формула |
предмет |
---|---|---|
CH2=CHCl винилхлорид |
поливинилхлорид |
Виниловые обои, ПВХ-линолеум |
CH4 метан |
CH2 Cl2 дихлорметан CHCl3 хлороформ CCl4 четыреххлористый углерод |
Растворитель, пятновыводитель Ваниш |
CH4 |
CCl2F2 фреон-12 CCl3F фреон-11 |
Аэрозоль (освежитель воздуха, лак для волос) |
Итак, ребята, посмотрите внимательно на формулы соединений и попытайтесь найти общее в них. О каких соединениях пойдёт речь? Да, мы познакомимся с галогенопроизводными углеводородов.
2. Этап усвоения новых знаний
На каких вопросах нужно более подробно остановиться, чтобы познакомиться с веществом? Давайте составим план.
План:
1. Свойства
2. Получение
3. Применение
Давайте вернёмся к нашим формулам. Какой из галогенов встречается наиболее часто? Хлор. Давайте выясним, почему? Слайд- подсказка. Ответ: хлор как самый дешёвый.
Давайте теперь следовать нашему плану. Посмотрим, где ещё применяются галогенопроизводные (просмотр слайдов)
- ПВХ (брелоки, рамки под фото, корпуса мобильных телефонов, пластиковые окна, обои, линолеум) Дёшев, доступен, устойчив к действию агрессивной среды.
- тефлон (или фторопласт) Для изготовления приборов и аппаратов, действующих в жёстких условиях. При упаковке всех видов продукции используются автоматические упаковочные машины где товар упаковывается в полиэтиленовую пленку. Для термосваривания полиэтиленовой пленки сбоков используются специальные конвейерные ленты с покрытием из тефлона. Конвейерная лента движется между нагревательной плитой и полиэтиленовой пленкой, обеспечивая хорошую теплопередачу при отсутствии прилипания
Ленты и сетки с покрытием из тефлона применяются в конвейерах для обжарки мяса, рыбы и птицы; сушки сухарей, орехов, семечек, изготовление полуфабрикатов пиццы и т.п.
Высокая термостойкость(+300С) . На него не действуют горячая, дымящая азотная кислота, к. серная кислота, разб. р-р щёлочи. Недостаток: сложность его переработки в изделия.: не растворяется ни в одном растворителе.
-фреоны – хладагенты, распылители в аэрозольных упаковках, в качестве заменителей крови (они связывают кислород).
Итак, ребята, диапазон применения широк. А как вы думаете, почему?
Подсказка: строение → свойства → применение. Тогда давайте сформулируем гипотезу:
Гипотеза (предположение, объясняющее суть наблюдаемого явления): Введение атома галогена вместо атома водорода позволяет добавить такие свойства, которые позволяют широко использовать галогенопроизводные в органическом синтезе.
Ребята, предлагаю Вам выполнить задания для изучения галогенопроизводных. Применение этих соединений мы подробно разобрали. Теперь очередь за свойствами и получением.
Познакомьтесь с заданиями на ваших столах.
Свойства галогенопроизводных
1гр. Исследует энергию связи С-галоген |
Вывод: реакционная способность галогена зависит от природы галогена. |
3гр.Охлаждающий эффект на кожу (хлорэтан) |
Галогенопроизводные алканов- жидкости, при испарении которых поглощается тепло – охлаждающий эффект. |
5гр Доказать экспериментальным путём наличие хлора в поливинилхлориде |
Поливинилхлорид содержит хлор в своём составе |
6гр. Дихлорэтан-растворитель |
Жидкие галогенопроизводные являются растворителями |
Получение галогенопроизводных
4гр. Промышленное получение поливинилхлорида |
Экономически выгоднее получение винилхлорида комбинированным способом |
2гр. Получение галогенопроизводных из алканов, алкенов, алкинов, аренов |
Галогенопроизводные получаются из различных классов углеводородов |
Итак, ребята, у нас остался один объект – фреоны. Мы сказали, что фреоны широко используются (где? хладагенты, аэрозоли Это плюс) В то же время есть мнение, что они наносят вред экологическому состоянию атмосферы (это - минус).Так всё же- плюс или минус? Чтобы найти истину, нужно научиться смотреть на вещи с разных сторон. У вас на столе лежат материалы, скачанные из Интернет – источников относительно фреона. Правая часть аудитории ищет в тексте только положительные примеры применения фреонов, а левая- отрицательные.
Итак, каков же выход из создавшегося положения? 1- запрет на использование фреонов; 2.- получение фтор- содержащих фреонов без хлора. Такой фреон уже существует: Фреон-134 новое поколение без хлора.
3. Этап закрепления новых знаний
Составление опорной схемы.
4. Рефлексия
Закончите предложение
Мне понравилось…
Я узнал…
Наибольший интерес у меня вызвал…
На протяжении урока я испытывал(а)…
Презентацию к уроку см. в Приложении 1.