Игровые формы работы активно используются в урочной и внеурочной работе. Они позволяют активизировать деятельность учащихся, развивать коммуникативные компетенции.
Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 8-9 классов, изучающих обществознание. Возможна организация игры на повторительно-обобщающем уроке по теме «Права ребенка» или как внеклассного мероприятия. В основе содержания игры лежит «Конвенция прав ребенка». Игра носит соревновательный характер. Участники делятся на две команды, возможна организация соревнования между двумя классами.
Для организации судейства необходимо жюри, которое может состоять из учителей, старшеклассников, учащихся того же класса. Жюри состоит из 2-3 человек. В его функции входят проверка правильности ответов, их разъяснение и подведение итогов. Баллы выставляются за правильность и скорость ответов.
Для проведения игры нужны ведущий и два его помощника, которые будут раздавать задания командам и собирать их ответы.
Оборудование необходимое для проведения игры:
- требуется организовать отдельные посадочные места для команд (два стола и стулья) и отдельно для жюри;
- распечатанные и разрезанные на карточки, фрагменты статей Конвенции прав ребенка;
- распечатанные карточки с правами человека, ребенка;
- призы (приз) для команды победителя.
Сценарий игры
Ведущий:
Приветствие. Объяснение правил. Представление жюри.
Девиз игры – «Каждый ребенок должен знать свои права».
Для игры я прошу вас разделиться на 2 команды. Каждая команда садится за отдельный стол. Жюри будет выставлять баллы за скорость и за правильность выполнения задания.
Команды садятся за отдельные столы.
Ведущий: Главный международный документ, в котором записаны права детей, называется «Конвенция прав ребенка». Она была принята в 1989г. Генеральной ассамблеей ООН и вступила в силу в 1990г.
Законы, принятые в каждой стране должны соответствовать нормам Конвенции. Сейчас каждая команда восстановит распавшиеся статьи Конвенции.
Объявляется конкурс № 1
Каждая команда получает фрагменты статей конвенции, которые нужно соединить по парам, чтобы получить определенную статью Конвенции.
Один из фрагментов лишний.
Тексты карточек:
ребенком является каждое человеческое достижения 18-летнего возраста |
если по закону, применимому к данному ребенку, он |
достижения 18-летнего возраста |
не достигает совершеннолетия ранее. |
государства-участники обязуются обеспечить ребенку |
принимая во внимание права и обязанности его |
такую защиту и заботу, которые необходимы для его |
родителей, опекунов или других лиц, несущих за него |
благополучия, |
ответственность по закону, и с этой целью принимают |
|
все соответствующие законодательные и |
|
административные меры |
ребенок регистрируется сразу же после рождения и с |
а также, насколько это возможно, право знать своих |
момента рождения имеет право на имя и на |
родителей и право на их забот |
приобретение гражданства, |
|
государства-участники обязуются уважать право |
как предусматривается законом, не допуская |
ребенка на сохранение своей индивидуальности, |
противозаконного вмешательства. |
включая гражданство, имя и семейные связи |
|
государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок |
за исключением случаев, когда компетентные органы, |
не разлучался со своими родителями вопреки их |
согласно судебному решению, определяют в |
желанию, |
соответствии с применимым законом и процедурами, |
|
что такое разлучение необходимо в наилучших |
|
интересах ребенка. |
ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; |
независимо от границ, в устной, письменной или |
это право включает свободу искать, получать и |
печатной форме, в форме произведений искусства или |
передавать информацию и идеи любого рода, |
с помощью других средств по выбору ребенка |
ни один ребенок не может быть объектом |
неприкосновенность жилища или тайну |
произвольного или незаконного вмешательства в |
корреспонденции, или незаконного посягательства на |
осуществление его права наличную жизнь, семейную жизнь, |
его честь и репутацию |
неполноценный в умственном или физическом |
жизнь в условиях, которые обеспечивают его |
отношении ребенок должен вести полноценную и |
достоинство, способствуют его уверенности в себе и |
достойную |
облегчают его активное участие в жизни общества |
право пользоваться благами социального обеспечения, |
и принимают необходимые меры для достижения |
включая социальное страхование |
полного осуществления этого права в соответствии с |
|
их национальным законодательством. |
право каждого ребенка на уровень жизни, |
родитель(и) или другие лица, воспитывающие |
необходимый для физического, умственного, |
ребенка, несут основную ответственность за |
духовного, нравственного и социального развития |
обеспечение в пределах своих способностей и |
ребенка. |
финансовых возможностей условий жизни, |
|
необходимых для развития ребенка. |
Команды соединяют фрагменты.
Жюри отмечает скорость и оценивает правильность.
Ведущий: Пока жюри выставляет баллы, начнем следующий конкурс. Все люди имеют равные права. Но ребенок - это особый человек, поэтому у него есть и свои особенные права.
Объявляется конкурс № 2
Каждая команда получает карточки с различными правами человека, ребенка. Из предложенного перечня прав выбираются те, которые относятся только к ребенку.
Жюри отмечает скорость и оценивает правильность.
Список прав указанных в карточках (необходимо два экземпляра):
- право на жизнь
- право на имя и на приобретение гражданства
- право знать своих родителей
- право на их заботу
- право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи
- право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим свои интересы
- право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору
- право на свободу мысли, совести и религии
- право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний
- право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья
- право пользоваться благами социального обеспечения
- право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития
- право на образование
- право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию
- право каждого ..., который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе
- право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность
- право на равную защиту закона
- право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав
- право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства
- право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции.
- право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства
- право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
- право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем
- право на гражданство
- право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью
- право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими право на свободу мысли, совести и религии
- право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей
- право на труд, на свободный выбор работы
- право на отдых и досуг
- право свободно участвовать в культурной жизни общества
Ведущий объявляет результаты конкурса № 1.
Жюри исправляет ошибки.
Ведущий: Пока жюри подчитывает результаты. Мы проведем конкурс № 3.
Иногда люди нарушают права других людей. Поэтому для каждого человека важно не только знать свои права, но и уметь объяснить их окружающим. Мы предлагаем вам объяснить свои права.
Объявляется конкурс № 3
По 1 человеку из каждой команды выходят из кабинета. Остальные члены команды через 5 минут должны объяснить этому человеку определенное право. Объяснить нужно без слов, можно использовать жесты, инсценировки, мимику. Если команда использует слова – победа присуждается команде-сопернику.
Из кабинета выходят по одному человеку от команды.
Команды вытягивают фразу, которую нужно объяснить.
Фразы-задания:
право на образование
право на заботу
право на совместное проживание с родителями
право на воспитание своими родителями
Обсуждают представление в течение 5 минут.
Приглашается представитель команды №1
Угадывает. Ведущий определяет верно, или нет.
приглашается представитель команды № 2
Угадывает. Ведущий определяет верно, или нет.
Жюри исправляет ошибки в задании № 2
подводит итоги по трем конкурсам.
Ведущий: Подведение итогов. Награждение победителей.
Итак, наше соревнование завершено. Вы лучше узнали свои права, вспомнили права человека. Мы надеемся, что каждый из вас не зря провел время с нами. Победителем игры со счетом _________ становится команда №__. Мы поздравляем вас и дарим эти подарки. Всем спасибо, до свидания.
P.S. Если есть зрители, то между конкурсами они отвечают на вопросы:
- какие сказочные герои и как нарушали права человека?
- вопросы из списка.
По итогам игры наградить наиболее успешных зрителей.
Вопросы для зрителей.
№ |
Вопрос |
Ответ |
---|---|---|
1 |
О ком идет речь: Человек, связанный с государством определенными правами и обязанностями? |
Гражданин |
2 |
Как называется государство, в котором все подчинено закону? |
Правовое |
3 |
Как человек становится гражданином РФ? |
По рождению (родители граждане РФ, родители неизвестны, но ребенок находится на территории РФ) В результате приема в гражданство. |
4 |
Может ли должностное лицо (государственный чиновник) быть не гражданином РФ? |
Нет |
5 |
С какого момента человек получает права? |
С рождения |
6 |
Как называется способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их? |
Дееспособность |
7 |
Какие сделки могут осуществлять дети от 6 до 14 лет? |
Мелкие бытовые |
8 |
Может ли человек купить автомобиль в 15 лет? |
Да, но распоряжаться им он сможет с 18 лет. |
9 |
Как можно получить права взрослого человека в 16 лет? |
Путем Эмансипации: - вступив в брак - работая по трудовому договору |
10 |
Назовите естественные права человека |
Право на жизнь, свободу, неприкосновенность, свободу совести, мысли, слова, собраний, достоинство. |
11 |
Какой международный документ был принят ООН в 1948г. и защищает права человека? |
Всеобщая декларация прав человека |
12 |
В каком международном документе прописаны права детей, он был принят ООН в 1989г.? |
Конвенция прав ребенка |
13 |
До какого возраста человек считается ребенком? |
До 18 лет |
14 |
Главный закон РФ |
Конституция |
15 |
Главное политическое право человека |
Участвовать в управлении своей страной |
16 |
Кто или что принимает законы? |
Органы государственной власти |
17 |
Из чего состоит право собственности? |
Владеть, использовать, распоряжаться |
18 |
Должен ли каждый человек трудиться? |
Нет, труд свободен |
19 |
Каким должно быть начальное и общее образование? |
Бесплатным |
20 |
С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления? |
С 14 лет |
21 |
С какого возраста наступает административная ответственность |
С 16 лет |