Цель урока:
- формирование глобального подхода к проблеме окружающей среды.
- формирование творческого и критического мышления учащихся через дискуссию и презентацию собственного мнения.
Задачи урока:
- активизация лексики и лексико-грамматических конструкций по описанию проблемы ядерного загрязнения.
- ознакомление с новой лексикой, связанной с физическими понятиями по теме.
- ознакомление учащихся с историей Чернобыльской катастрофы и ее последствиями.
- развитие навыков говорения через дискуссию по теме.
Форма урока: урок-дискуссия с привлечением мультимедийных средств, решения проблем и презентации.
На уроке используются презентации (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).THE CHERNOBYL DISASTER
1. Объявление девиза урока (Компьютер : Слайды.с пейзажами и животными) Let the words ‘ Life is precious, unique, invaluable’ will be the motto of our lesson. Life is really invaluable and unique . But we , human-beings, shouldn’t forget that it depends on the environment.
- Could you tell me what we mean by environment.
2 Объявление темы урока и проблем урока и специфики урока. THE ECOLOGICAL PROBLEMS. THE CHERNOBYL DISASTER.
Teacher - Now we’ll continue to discuss the ecological problems. in general, and speak about the Chernobyl disaster,. in particular. Today’s lesson will be specific as two teachers will conduct it - me and the teacher of physics Irina Alexandrovna. As for you you will work in cooperative groups solving the following problems of today’s lesson:
- What is nuclear pollution from the physical point of view.
- How does it affect the people’s health and life.
- Should humanity build nuclear power stations?
Teacher – On April 26 1986 one of history’s worst nuclear accidents occurred at the Chernobyl Nuclear Power Station in Ukraine ( the former Soviet Union ) At night technicians of the Chernobyl plant conducted an experiment which went terribly wrong. One of the reactors ( reactor four ) overheated and caused a meltdown of the core.
The first task for the groups will be warming–up.( на интерактивной доске появляются соответствующие слайды РАЗМИНКИ)
WARMING-UP
1.Define the following words
Рollution
Nuclear pollution
Ecological crisis
Environment
Nuclear radiation
Radioactive material
(на интерактивной доске учащиеся по одному из каждой группы пишут перевод этих понятий, Правильность выполнения этого задания сразу проверяется с помощью инструментов интерактивной доски)
2. Think of the best way to express the same in Russian -
3. Give the words similar in meaning
To ruin
To test
To pollute
To set to work
To release
Inadequate
To cause
To affect
Teacher - Well done.
And now we’ll turn to the article about the Chernobyl accident which you were to read and translate at home. At first some phonetic exercises. Say after me:
Catastrophe
The accident
Immediate deaths
Major factors
Exposure to radiation
Explosion
Extinguish
Initially
To clean up the site
Thyroid cancer
To occur
Further radiation leakage
(На интерактивной доске дается одновременно перевод этих выражений)
Teacher – And now it’s time to work hard and seriously. Plan your activities according to the task and follow the plan. Here is the plan of your activities.
Task 1. Divide the text into logical parts and entitle each of them.
Task 2. Read out the passage
in which the main reasons of the catastrophe are enumerated) Your reading should be phonetically correct.
(На компьютере выделяется этот отрывок)
Task3. Answer the following question-
(Подчеркнута структура are believed)
What grammar structure is used here? Will you translate it?
Task 4 Find and underline all the sentences in which Passive Voice is used.
Teacher - Have you noticed while reading the article that Passive Voice is used very often in it.
Task 4 Why is Passive Voice so often used in the article?
Task 5 Complete the sentence The major factors that caused the Chernobyl disaster …
They are… ( компьютер или интерактивная доска )
Task 6 What are the consequences of the disaster? Will you read the corresponding sentences?
Teacher - Really the consequences of this catastrophe were too tragic and disastrous.
Irina Alexandrovna will speak about nuclear disaster from the physical point of view, the permissible and high doses of radiation and what they can lead to. Each group will choose its representative who will try to give annotation to what will be said
Учитель физики: (рассказ учителя иллюстрируется соответствующими слайдами презентации на экране)
ИСТОРИЯ КАТАСТРОФЫ
Ночь 26 апреля 1986 года не предвещала ничего плохого. На АЭС проводили эксперимент по допустимой нагрузке. Была отключена вся система безопасности энергоблока, и он перешёл в неуправляемое состояние. Операторы пытались стабилизировать ситуацию, но было уже поздно. И вот, ровно в 1 час 24 минуты ночи раздались два взрыва на 4 реакторе, и он начал гореть.
Через пять минут на месте уже были пожарники. К утру им удалось локализировать пламя и потушить его. Но самое страшное было ещё впереди. Четвёртый реактор был полностью разрушен, по всей территории АЭС были разбросаны куски урана и графита, излучающие радиацию.
А города продолжали жить своей жизнью ещё два дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на улицах, выезжали на природу. Некоторые люди получили такие дозы облучения, которые привели к немедленной смерти. 28 апреля колонна из 1100 автобусов вывезла из Припяти, Чернобыля и других населённых пунктов зоны отчуждения всех жителей. Им позволили взять с собой только удостоверения личности и немного еды. Жизнь в радиусе 30 км от Чернобыля замерла.
А тем временем, на ЧАЭС работа шла полным ходом. Необходимо было после того, как реактор догорел, сбросить все обломки урана и графита с крыш и собрать их по всех территории. Но сначала – давайте рассмотрим устройство реактора.
УСТРОЙСТВО РЕАКТОРА
Реактор представляет собой огромный котлован, заполненный графитом. Стенки, дно и крыша реактора сделаны из свинца (Свинец - практически единственное вещество, которое не пропускает радиацию).
В графите сделаны отверстия, в которые вкладываются стержни уранового топлива. Давайте обратимся к физическим процессам, происходящим внутри реактора.
Ядерное топливо, уран, состоит из атомов, обладающих особенными свойствами. Но прежде, чем познакомить вас с этими свойствами, давайте немножко познакомимся понятием радиоактивности
Радиоактивность- это способность некоторых химических элементов (урана, тория, радия, калифорния и др.) самопроизвольно распадаться и испускать невидимые излучения. Такие элементы называют радиоактивными.
При некоторых ядерных реакциях возникает сильно проникающее излучение. Эти лучи проникают через слой свинца толщиной в несколько метров. Это излучение представляет собой поток частиц, заряженных нейтрально. Эти частицы названы нейтронами.
При некоторых ядерных реакциях возникает сильно проникающее излучение. Эти лучи бывают разных видов и обладают различной проникающей способностью. Например, поток нейтронов проникает через слой свинца толщиной в несколько метров.
Радиация весьма многочисленна и разнообразна, однако можно выделить около семи основных её источников.
Первым источником является наша Земля. Эта радиация объясняется наличием в Земле радиоактивных элементов, концентрация которых в разных местах изменяется в широких пределах.
Второй источник радиации – космос, откуда на Землю постоянно падает поток частиц высокой энергии. Источниками образования космического излучения являются звёздные взрывы в Галактике и солнечные вспышки..
Третий источник радиации – это радиоактивные природные материалы, используемые человеком для строительства жилых и производственных помещений. В среднем мощность дозы внутри зданий на 18%-50% больше, чем снаружи. Внутри помещений человек проводит три четверти своей жизни. Человек, постоянно находящийся в помещении, построенном из гранита, может получить -400 мбэр/год, из красного кирпича –189 мбэр/год, из бетона – 100мбэр/год, из дерева – 30 мбэр/год.
Четвертый источник радиоактивности населению малоизвестен, но не менее опасен. Это радиоактивные материалы, которые человек использует в повседневной деятельности.
- В состав красок для печати банковских чеков включают радиоактивный углерод, обеспечивающий легкую идентификацию подделанных документов.
- Для получения краски или эмали на керамике или драгоценностях применяется уран.
- Уран и торий используют при производстве стекла.
- Искусственные зубы из фарфора усиливаются ураном и церием. При этом - излучение на прилегающие к зубам слизистые оболочки может достичь 66 бэр/год, тогда как годовая норма для всего организма не должна превышать 0.5 бэр.( т.е. в 33 раза больше)
- Экран телевизора излучает на человека 2-3 мбэр/год.
Пятый источник – предприятия по транспортировке и переработке радиоактивных материалов.
Шестым источником радиации являются атомные электростанции. На АЭС, кроме твердых отходов, имеются также жидкие (зараженные воды из контуров охлаждения реакторов) и газообразные содержащемся в углекислом газе, используемом для охлаждения).
Седьмой источник радиоактивного излучения - это медицинские установки. Несмотря на обычность их использования в повседневной практике, опасность облучения от них намного больше, чем от всех рассмотренных выше источников и достигает иногда десятков бэр. Один из распространенных способов диагностики - рентгеновской аппарат. Так, при рентгенографии зубов - 3 бэр, при рентгеноскопии желудка - столько же, при флюорографии - 370 мбэр.
Благодаря ядерной реакции выделяется громадное количество тепла. (Кусок урана величиной с ладонь содержит больше энергии, чем целый железнодорожный состав каменного угля. Кроме того, АЭС, в отличии от ТЭС, не сжигает атмосферный кислород и не загрязняет атмосферу). Тепло подаётся на паровые турбины, которые вырабатывают ток. Турбины расположены в здании над реактором. Сверху реактор закрыт крышкой. Взрывная сила пара была такова, что эту крышку выбило, и всё внутри начало гореть.
В первые дни к реактору нельзя было подойти, поскольку температура в нём достигала 5 тысяч градусов.. В это время над АЭС висело радиоактивное облако, которое разносил ветер. Облако три раза обогнуло земной шар, в результате много радиации разнеслось по всей Европе. Тем временем, ликвидаторы пытались хоть как-то пригнать облако к земле. С вертолёта реактор бомбили песком, поливали водой. Но всё было малоэффективно, и в воздухе оказалось 77 кг радиактивных веществ. А это равносильно тому, как на АЭС сбросили бы сотню(!) атомных бомб, причём одновременно.
Когда реактор выгорел, нужно было собрать все обломки урана и графита. Все работы велись вручную. Ликвидаторы в противогазах и костюмах из свинца сгребали лопатами и выбирали руками куски радиоактивного вещества, сбрасывали их в сгоревший реактор.
После зачистки местности начались работы по сооружению над реактором саркофага (огромной коробки) с целью недопущения дальнейшей утечки радиации. Сейчас реализуется проект “Укрытие”, по которому четвёртый реактор полностью опустят под землю, и он навсегда перестанет представлять угрозу.
Но что же с радиацией, отнявшей у Украины сотни гектаров земель? В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, иода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30 лет), стронция-90 (период полураспада 28 лет)
Период распада разных радиоактивных частиц различен - но почти все они распадаются в течении 30 лет. Так что вполне вероятно, что через 15-20 лет в Чернобыль и Припять вернутся и снова будут жить люди, и они снова станут красивыми городами.
ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ВЫСОКИХ И МАЛЫХ ДОЗ РАДИАЦИИ
Существует три пути поступления радиоактивных веществ в организм: при вдыхание воздуха, загрязненного радиоактивными веществами, через зараженную пищу или воду, через кожу, а также при заражении открытых ран. При попадании радиоактивных веществ в организм любым путем они уже через несколько минут обнаруживаются в крови. Если поступление радиоактивных веществ было однократным, то концентрация их в крови вначале возрастает до максимума, а затем в течение 15-20 суток снижается
В настоящее время идет много споров на тему: радиация - это добро или зло, радиация - наш друг или враг?
Итак: основное действие радиации - это разрушение клеток живого организма. Но в то же время ее действие можно использовать во благо человеку. Необходимо только тщательно соблюдать меры предосторожности при работе с радиоактивными веществами. Не надо бояться радиации, но и не следует ею пренебрегать. В малых дозах она безвредна и легко переносится человеческим организмом, в больших дозах бывает смертельно опасна. В то же время пора понять – с радиацией не шутят, она мстит за это людям.
Teacher - Now the next task for the groups
Task 7 Choose the statement that corresponds to the text.( Работа с текстом по компьютеру)
Task 8 And now you will see some photos about the catastrophe/. Give your comments on them
Task 9 What should we do to save our planet from pollution in all its forms?
Teacher - For sure people need protection .
Task 10 Listen to the text and say why we need protection?
Task 11Write at least five things Modern Man must do to survive.
Teacher - To sum up, I liked your work at the lesson. The best were…
I hope that today’s lesson made you think about modern ecological problems.
I’d like you at home to write the composition «What can I personally do to save the world”.
Звучит заключительное стихотворение в исполнении ученицы этого класса :
Звучит над миром колокол беды,
Тревожа память, поминая горе,
Жесток и страшен лик седой войны,
Как в шторм разбушевавшееся море.Япония скорбит уж много лет,
Известны людям Хиросима, Нагасаки,
Но не наложен на трагедии запрет,
Стоят повсюду ядерные плахи.Не хочет человечество понять,
Что жизнь на свете самое святое,
Ее мгновенно можно оборвать
В горниле взрыва или гуще боя.Всех жертв и испытаний нам не счесть,
Но целы арсеналы, полигоны,
Чернобыля убийственная весть
Предупрежденье поколеньям новым.Тысячелетье начало отсчет,
Век двадцать первый по земле шагает,
Пусть его детям больше повезет
И солнца луч их каждый день встречает.